Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(128)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Рыбинская А.И. ПЕЙЗАЖ КАК СРЕДСТВО ОПИСАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 42(128). URL: https://sibac.info/journal/student/128/197943 (дата обращения: 27.12.2024).

ПЕЙЗАЖ КАК СРЕДСТВО ОПИСАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Рыбинская Александра Ивановна

студент, кафедра английской филологии и методики преподавания английского языка, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Лаштабова Наталия Владимировна

научный руководитель,

канд. фил. наук, доц., Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

LANDSCAPE AS A MEANS OF DESCRIBING THE INNER WORLD OF THE CHARACTERS OF LITERATURE

 

Alexandra Rybinskaya

student, The Department of English Philology and methods of teaching English language, Orenburg state University,

Russia, Orenburg

Natalia Lashtabova

scientific advisor, candidate of Sciences in Philology, associate professor, Orenburg state University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме исследования пейзажа как средство описания внутреннего мира героев художественных произведений. Цель работы – проследить процесс формирования пейзажа в художественной литературе. Метод сплошной выборки, используемый при написании статьи, поможет не только обозначить становление интересующего образа, но и продемонстрировать этот процесс на конкретных примерах.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of studying the landscape as a means of describing the inner world of the heroes of artistic works. The aim of the work is to trace the process of landscape formation in fiction. The continuous sampling method used in writing the article will help not only to identify the formation of the image of interest, but also to demonstrate this process with specific examples.

 

Ключевые слова: пейзаж, образ природы, атмосфера, природа, душевное состояние.

Keywords: landscape, nature image, atmosphere, nature, state of mind.

 

Пейзаж является одним из важнейших приемов при создании воображаемого мира.

Пейзаж в художественной литературе, согласно словарю литературоведческих терминов - изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора. [1]

Пейзаж – это не только природа, но и реалистичные образы городов и деревень, живописные сады и парки, переплетение времён года и морское побережье. Благодаря описанию пейзажу автор создает не только образ природы, но и дома, улицы, вещи. Только взаимодействуя с пейзажными зарисовками произведение наделяется красками. При отсутствии пейзажа в литературных произведениях, мир, который рисует автор, остался бы в стороне и не манил бы своими красками.

Почти все классические произведения пронизаны образами природы. Хоть писатели и использовали описания природы в своих произведениях, но каждый придавал им разное значение. Кто-то считал пейзаж ключевым в романах и рисовал длинные живописные картины природы. А другие и вовсе обходились одним абзацем, где обозначают место действия романа. Конечно, многое зависит от жанра художественного произведения. Если это роман, то автор может создавать образ природы на многих страницах своего произведения.

Пейзаж возник в литературе XVIII века, основываюсь на естественных науках и философии. В литературе он является самостоятельным элементом, который включает в себя художественную значимость. 

Он имеет множество разнообразных функций, например, он дает наводку читателю для предшествующих событий, а также создает атмосферу произведения. Допустим, глава начинается с непогоды, ливней, гроз, значит автор готовит читателя к неприятностям, которые могу произойти в последующих главах. То есть, после описания природы читатель может осознать, что вскоре может что-то произойти.

Пейзаж может выполнять огромное количество разнообразных функций. Обычно он отображает эмоциональное состояние героев, раскрывает картину событий. Описание природы зачастую может служить для того, чтобы выразить  чувства автора, его переживания, выполнять идейно-композиционную роль, то есть помогать раскрытию идеи произведения.

Пейзажу отводится особая роль в формировании эмоционального уровня в художественном произведении. Единая классификация пейзажей лингвистами, как и литературоведами, не выработана, так как лингвистическое изучение пейзажа также предполагает возможность разнообразных подходов к объекту. Одной из наиболее часто встречающихся является классификация пейзажей по локальному признаку. По данному критерию выделяют такие пейзажи, как степной, лесной, морской , горный, городской, деревенский. По сезонному критерию пейзажи легко поделить на весенний, летний, осенний и зимний. Литературные пейзажи могут также классифицироваться с учётом позиции, которую они занимают в структуре и композиции художественного произведения. На основании этого признака выделяют инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи.[4]

Кроме того, пейзаж дает читателю возможность лучше узнать персонажа, его внутренний и душевный мир. Можно считать, что пейзаж является зеркалом наших мыслей, чувств, эмоций, нашего мировоззрения. Пейзаж не только способствует тому, чтобы охарактеризовать персонаж, но и выявляет его сущность, открывает его читателю. Каждая деталь пейзажа должна иметь отчетливый замысел.

Пейзаж – это отражение героя, которое позволяет понять его, его мысли и чувства. Пейзаж изображает и душевное состояние персонажей. Когда человек видит дождь, то его настроение сразу ухудшается и состояние становиться подавленным. А если же человек в хорошем настроении, то отражением его настроения будет солнце за окном, распустившиеся цветы или порхающие бабочки.

То, что наблюдает персонаж, характеризует его внутреннее и душевное состояние.

Вероятно, что пейзаж воспринимается автором очень тонко, ведь именно благодаря пейзажу создается совершенно другая действительность. Пейзаж, это такой жанр, который открывает чувства, мысли, состояние души героя, передает эмоции автора. Пейзаж наполняет текст красками, невосполнимыми чувствами и душевным покоем. Именно он вселяет в произведения жизнь.

Чтобы создать красивое произведение, которое может тронуть души и сердца читателей, авторы должны уметь создать такую атмосферу текста, чтобы передать все чувства и эмоции своих героев.

Художественное произведение – это прежде всего красота слова, впечатляющий и захватывающий сюжет. Именно природа помогает передать эту красоту, эти эмоции, которые автор хочет изобразить в своем творении. Поэтому многие писатели в своих произведениях ставят пейзаж во главе, дают ему возможность показать себя.

Пейзаж, будь то пейзажное стихотворение или пейзажные сцены в романе, ни в коем случае не является самоцелью; он непременно соотнесен с человеком, даже если последний не является предметом непосредственного изображения. Реалистический пейзаж в литературе, напротив, предельно объективен, но и его многоаспектные связи с человеком очевидны: он может соответствовать или противоречить настроению персонажа, автора-повествователя, лирического героя, внушать ему определенные чувства и мысли, быть, наконец, прямым или косвенным соучастником действия.

Очень часто образы природы являются в произведениях ключевыми символами, например, «Гроза» А.Н. Островского, «Соловей и роза» О. Уйльда и многие другие.

Пейзаж в художественных произведениях начал использоваться в эпоху расцвета романтизма, к концу XVIII века. В ту пору писатели и поэты уловили всю сущность красоты природы. В произведениях стали появляться описания природы, городов и деревень, описания явлений природы. Очень много произведений и поэзии, написанных с огромным количеством описаний  природы.

Пейзаж представляет собой мир автора, его душу и мысли. Он делает произведение колоритным, позволяет читателю понять ту реальность, которую пытается донести автор, а также прочувствовать внутренний мир самих героев, так как мир, который окружает персонажей, позволяет понять то, что за герой перед нами.

Рассмотрим примеры, взятые из романов, в которых пейзаж играет ключевую роль.

Так, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого пейзаж является одним из главных художественных средств выразительности. Изображение природы помогают автору создавать идейные и художественные отношения.

Для Л. Н. Толстого природа - это олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек близкий к природе был идеалом писателя. Именно поэтому автор неоднократно в своих произведениях так щепетильно относиться к описаниям природы, вырисовывая каждую мелкую деталь. 

В романе «Война и мир» природа часто указывает героям на их душевное состояние, помогает разобраться в их чувствах. На поле сражения перед лицом смерти князь Андрей понял, что все его мечты потеряли смысл в его жизни.

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» [8, c.62]

Также автор представляет красочное описание осени во время охоты в Отрадном. Данная картина осени созвучна страсти к охоте, она передает ту любовь к музыке, танцам, которые в романе проявляются достаточно часто.

«Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». [8, c.131]

В романе «Война и мир» пейзаж обрисован забавами на природе. Например, перед любимым занятием - охотой на волка,  Николай Ростов:

«Увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли... Земля... сливалась с тусклым и влажным покровом тумана». [8, c.131]

Следует отметить, что герои Толстого близки природе и чувствуют свою связь с ней.

Обратимся к английской литературе. В романе «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте природа является одним из средств проявление характеров персонажей.

Шарлотта Бронте представила себя прекрасным автором, который умеет мастерски изобразить нотки пейзажа. Она изобразила окружающую действительность глазами художника. Бронте пестро и многообразно изобразила в своем романе природу Англии.

В романе «Джейн Эйр» пейзаж гармонирует с переживаниям главной героини. Во многих описаниях пейзаж является описанием переживаний, чувств и эмоций самой Джейн. Например, после несостоявшегося бракосочетания героиню настигают такие мысли:

«A Christmas frost had come at midsummer; a white December storm had whirled over June; ice glazed the ripe apples, drifts crushed the blowing roses; on hey-field and corn-field lay a frozen shroud: lanes which last night blushed full of flowers, to-day were pathless with untrodden snow…» [6, c. 329]

«Среди лета грянул рождественский мороз, белая декабрьская метель пронеслась над июльскими полями, мороз сковал зрелые яблоки, ледяные ветры сорвали расцветающие розы, на полях и лугах лежал белый саван, поляны, еще вчера покрытые цветами, сегодня были засыпаны глубоким снегом…» [3, c. 318]

Этим описанием пейзажа, Ш. Бронте передала чувства, эмоции и душевное состояние своей героини.

Когда мистер Рочестер говорил о своей привязанности к Джейн, автор изобразила совсем иной пейзаж:

«…little birds were just twittering in the blossom-blanched orchard trees, whose boughs drooped like white garlands over the wall enclosing one side of the yard…» [6, c. 236]

«... маленькие птички щебетали в побледневших от цветов садовых деревьях, чьи ветви свисали, как белые гирлянды, над стеной, огораживающей одну сторону двора.…» [3, c. 225]

«He strayed down a walk edged with box; with apple trees, pear trees, and cherry on one side, and a border on the other, full of sorts of old-fashioned flowers, stocks, sweet-williams, prim-roses, pansies, mingled with southernwood, sweet-briar, and various fragrant herbs».[6, c. 237]

«Он шел по дорожке, окаймленной с одной стороны яблонями, грушами и вишнями, а с другой- бордюром, полным всевозможных старомодных цветов, подвоев, душистых роз, анютиных глазок, смешанных полынью, шиповником и различными душистыми травами». [3, c.226]

«They were fresh now as a succession of April showers and gleams, followed by a lovely spring morning, could make them: the sun was just entering the dappled east, and his light illumined the wreathed and dewy orchard trees and shone down the quiet walkway under them». [6, c.237]

«Теперь они были свежи, как только может сделать их череда апрельских дождей и сияний, за которыми следует прекрасное весеннее утро: солнце только-только входило на Востоке, и его свет освещал увитые венками и росистые фруктовые деревья и освещал тихую аллею под ними». [3, c.226]

Все описания природы гармонируют с настроением и чувствами главных героев романа. Роман «Джейн Эйр» пестрит описаниями природы во всех подробностях, так как автор прибегает к многочисленным эпитетам, метафорам и сравнениям. Сама природа в романе передает настроение, состояние души, переживания главных героев. Пейзаж является знаком всех событий, которые случаются с героиней.

Исходя из совокупности всех этих факторов, хочется отметить, что пейзажи, которые так живописно изображают авторы, помогают наиболее четко понять и прочувствовать душу и характер героев.

 

Список литературы:

  1. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов. — 2005. — 568 c.
  2. Анализ литературного произведения. сб. статей - Под ред. Л.И. Емельянова, А.Н. Иезуитова - Л.: Наука, 1976 - 236 с.
  3. Бронте Ш. Джейн Эйр. пер. с англ. В. Станевич - М.: Художественная литература, 1989 - 384 с.
  4. Воронин, Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р. А. Воронин. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017г.).
  5. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М.: Высшая школа, 1985 - 432 с.
  6. Charlotte Bronte. Jane Eyre. - M.: Foreign Languages Publishing House, 1954 - 580 p.
  7. История зарубежной литературы XIX в. Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Гураева - М.: Просвещение, 1982 - 547 с.
  8. Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. М., "Лексика", 1996. Добавлено в библиотеку: 24.04.04. – 1243 с.

Оставить комментарий