Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(128)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Ведениктов Д.В. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 42(128). URL: https://sibac.info/journal/student/128/198306 (дата обращения: 01.12.2024).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Ведениктов Даниил Владимирович

студент, кафедра английской филологии и методики преподавания английского языка, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Темкина Вера Львовна

научный руководитель,

д-р пед. наук, проф., Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

POLITICAL MOVEMENTS AND THE LITERARY PROCESS IN THE UNITED STATES IN THE FIRST HALF OF THE TWENTIETH CENTURY

 

Daniil Vedeniktov

student, Department of English Philology and Methodology of teaching the English language, Orenburg State University,

Russia, Orenburg

Vera Temkina

scientific adviser, doctor of Pedagogical Sciences, professor, Orenburg State University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме исследования литературного процесса в США в первой половине ХХ века. Цель работы – обнаружить влияние политических процессов на литературу США.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of studying the literary process in the United States in the first half of the twentieth century. The purpose of the work is to discover the influence of political processes on the US literature.

 

Ключевые слова: социализм; разгребатели грязи; США; литература; журналистика.

Keywords: socialism; muckrakes; USA; literature; journalism.

 

Художественная литература нередко является частью политического процесса. Многие писатели интересуются политикой, а иногда ею занимаются. В русской литературе есть пример Фёдора Михайловича Достоевского, который в юности был социалистом, посещал кружок Петрашевского, состоял в группе революционера Николая Александровича Спешнева. Впоследствии Достоевский говорил о том, что когда он был на каторге, произошло перерождение его убеждений. Тогда он понял, что последовательный социалист должен быть готов к насильственному свержению власти, а значит – должен быть готов на убийство. Это противоречит христианской морали, поэтому Достоевский встал перед выбором между революцией и Христом. Он писал: «Очень может быть, что цели всех современных предводителей прогрессивной мысли – человеколюбивы и величественны. Но зато мне вот что кажется несомненным: дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, — то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде, чем будет завершено. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатом. Это аксиома» [4]. В своём романе «Бесы» он показал, до каких результатов может дойти ум человека.

На рубеже XIX-ХХ веков социалистические идеи возымели ещё большую популярность, а в 1917 году воплотилась в реальности. С этого момента мир поделился надвое. Идея социализма проявилась в творчестве многих известных писателей – Герберта Уэллса, Джорджа Бернарда Шоу, Анатоля Франса, Мартина Андерсена-Нексе, Максима Горького [3]. США не были исключением, и в литературе этой страны также проявились социалистические тенденции и бунт против респектабельного консерватизма бостонской викторианской школы. Резкий всплеск социального недовольства захлестнул США: протесты против коррупции власть имущих, монополизации различных секторов экономики. Забастовки рабочих и выступления фермеров против отчуждения земель железнодорожными магнатами способствовали распространению радикализма и консолидации левых сил. США постепенно заслужили статус одного из самых крупных центров социалистической литературы. Публикуются десятки романов и поэтических произведений, а также публицистика [8].

Литература протеста – явление неоднородное. Оно включало в себя множество группировок с разными взглядами на социальные процессы. Важным событием для развития социалистической идеологии в США стал визит Горького. Именно здесь был написан роман «Мать» – классика литературы социалистического реализма. Опубликован в журнале Appleton's Magazine в 1907 году на английском языке. В России публикация состоялась лишь в 1917 году. В период с 1900 по 1917 было издано 43 социалистических романа, многие из них пользовались большим спросом [2].

14 апреля 1906 года президент-реформатор Теодор Рузвельт выступил с речью по поводу строительства нового здания Палаты представителей в Вашингтоне. Эта речь вошла в историю благодаря хлёсткой фразе-аллюзии, которая относилась к целому явлению общественно-политической жизни США в начале ХХ века [1]. Рузвельт ссылался на «Путь паломника» английского писателя Джона Беньяна, где было описание человека, разгребающего грязь, который смотрит только под ноги и держит грязные грабли. Беньян создал образ сосредоточенности на материальном, а не на духовном. Человек с граблями отказался менять свой инструмент небесное царство. В контексте речи Рузвельта этот человек – символ отвержения прекрасного и сосредоточенности на плохом, на «грязи». «Человек, который никогда больше ничем не занимается, кроме разгребания грязи, вскоре становится не помощником обществу и союзником добра, а пособником могущественных сил зла». Таким образом, Рузвельт критиковал американских журналистов, которых ещё называли «журналисты-крестоносцы» [6]. Он обрушился в своей речи на падкую до дешёвых сенсаций прессу и говорил о недопустимости вмешательства в частную жизнь, однако президент интерпретировал беньяновского «разгребателя грязи» (muckraker) так, как ему было выгодно. Человек с граблями в «Пути паломника» роется в земле в надежде отыскать клад, а не потому что ему чуждо небесное и духовное. Рузвельт в своей речи не называл никаких имён, однако, по всей видимости, это было обращение к вполне конкретным деятелям. Одним из них был автор цикла статей  “The Treason of the Senate” известного писателя и журналиста Дэвида Грэма Филлипса [1].

«Разгребатели грязи» жили в эпоху рассвета журналистики, то была противоречивая эра прогрессивизма. «Разгребатели» стали свидетелями общественных настроений Америки, которые историк Пейдж Смит назвал шизофреническими [10]. Иными словами, национальное сознание резко делилось на светлое и тёмное. Этому способствовал рост общественного недовольства, социальное неравенство, нищета промышленных районов. Это явление сложно охарактеризовать как нечто цельное, так как у «разгребателей» не было общих программ, партий, философской школы. К «разгребателям» относят около 40 различных фигур – от журналистов и общественных деятелей до писателей. Все они по-разному осмысливали противоречия «прогрессистской» эры. Нашумевший в своё время роман “By Bread Alone” Айзека Фридмана часто относят к «прогрессистской» литературе. “The Autobiography of an American Jew” Абрахама Кахана, трилогия Уинстона Черчилля, включающая “The Inside of the Cup”, “A Far Country”, “The Dwelling Place”, также можно отнести к данному течению. Некоторые очерки Джека Лондона, например “The People of the Abyss”, и роман Эрнеста Пула “The Harbor” содержат элементы «разгребательства». Схожие мотивы можно обнаружить и в творчестве писателей, которых называют предшественниками «разгребателей», Роберта Херрика и Генри Блейка Фуллера [7].

«Разгребатели» стали частью влиятельного религиозно-общественного движения, которое получило название социальный евангелизм. Рост противоречий индустриального общества стал причиной, из-за которой новое движение применяло христианскую этику к социальным проблемам. Социальные евангелисты верили, что Второе пришествие невозможно, пока человечество не избавится от фундаментальных социальных проблем: экономического неравенства, бедности, алкоголизма, преступность, расизма, детского труда, низкого уровня образования, а также опасности начала войны [5].

Одним из основных «разгребательских» рупоров был журнал «Макклюрс», созданный Самюэлем Макклюром, ирландским иммигрантом, создателем одного из первых издательских синдикатов в США. Стоит отметить, что на страницах журнала печатались различные авторы, например Киплинг, Стивенсон и Конан Дойль. Макклюр считал, что многие авторы мало понимают в сложных аспектах цивилизации – это было фундаментальной слабостью «журналистов-крестоносцев». Поэтому он стал платить авторам за доскональный анализ и безупречное понимание предмета, а не за количество страниц [9].

Известный журналист «Макклюрс» Линкольн Стеффенс выразил своё отношение к периоду «разгребательства» в автобиографии: «Прежде всего, я не был первым разгребателем, ветхозаветные пророки делали это еще до меня, как и писатели, редакторы и репортеры (включая меня самого) 90-х годов XIX в., обнаруживавшие недостатки в обыденной действительности. Кроме того, я должен признаться, что невиновен — я не собирался становиться разгребателем и не знал, что им был, пока президент Рузвельт не повесил на нас этот ярлык. И даже тогда он сказал, что имел в виду вовсе не меня. Мы были невинны, как и время, в которое мы жили». Это действительно было так – «разгребатели» не были первопроходцами. В 80-х и 90-х годах XIX века было сделано немало попыток. Генри Ллойд в своей работе “Wealth Against Commonwealth” описал нефтяной трест “Standard Oil Company”, а друг Рузвельта Джейкоб Рииз изобразил сенсационные картины нищеты в книге “How the Other Half Lives” [6].

Ещё одна важная фигура – Аида Тарбелл. Её называли «Жанной д’Арк нефтяных районов Америки». Тарбелл тоже писала для «Макклюрс», но в начале карьеры она занималась биографиями известных личностей, таких как Ааврам Линкольн и Наполеон Бонопарт. Однако вскоре она написала серию статей об упомянутом тресте “Standard Oil”. Книга Ллойда, во многом более обвинительная, наводила на мысль о том, что большой бизнес Америки основан на заговоре бессовестных казнокрадов, таких как Рокфеллер. Статьи Тарбелл были более гротескными и комичными, свободную конкуренцию она считала земным раем, а монополистский капитализм Рокфеллера греховным и безнравственным. Известный публицист Элберт Грин Хаббард назвал Трабелл «честной, горькой, талантливой и страдающей предрассудками, разочарованной женщиной, писавшей со своей собственной точки зрения». Несмотря на критику, расследование Тарбелл привлекло общественное внимание и привело к серии антитрестовских судебных процессов, Т. Рузвельт, в конечном счёте, применил санкции к “Standard Oil”. Радикализм Тарбелл, в котором её часто обвиняли, был преувеличен в силу своей условности, а социалистические революционные идеи ей никогда не были близки. Неслучайно Тарбелл весьма скептически относилась к деятельности профсоюзов [1].

Имя Элтона Синклера часто встречается рядом с именами «разгребателей грязи», однако его взгляды значительно отличались от «разгребательских». Он писал не для «Макклюрс» или «Космополитен», а для социалистического издания “The Appeal to Reason”. Один из его самых известных романов “Jungles” отвечает «разгребательской» этике и подходу к материалу. Исключением были только заключительные страницы романа, которые открыто пропагандировали социализм, который Синклер, в свою очередь, понимал своеобразно. Он пытался объединить социал-дарвинизм со стихийным социализмом. А многочисленные псевдонатуралистические описания критиковались даже Линкольном Стеффенсом, который советовал Синклеру «отказаться от описаний неприятных вещей, даже если они являются правдой» [1].

 

Список литературы:

  1. Американская литература [Электронный ресурс]. – История американской литературы США. Том 5. Тлостанова М.В. – Режим доступа: http://american-lit.niv.ru/american-lit/istoriya-literatury-ssha-5/tlostanova-razgrebateli-gryazi.htm. – 19.12.2020.
  2. Паррингтон, В. Л. Основные течения американской мысли / В. Л. Паррингтон. – М.: Издательство иностранной литературы, 1963. – Т. 3. – 451 с.
  3. Спиллер Р., Торп Т. Литературная история Соединенных Штатов Америки / Р. Спиллер, Т. Торп. – М.: Прогресс, 1979. – Т. 3. – 1782 с.
  4. Фёдор Михайлович Достоевский антология жизни и творчества [Электронный ресурс]. – Дневник писателя. – Режим доступа: https://fedordostoevsky.ru. – 19.12.2020.
  5. Электронная библиотека ИФ РАН [Электронный ресурс]. – Новая философская энциклопедия. Социальный евангелизм. – Режим доступа: https://iphlib.ru. – 19.12.2020.
  6. Cook, Fred, J. The Muckrakers. Crusading Journalists Who Changed America / J. Fred Cook. –  N. Y.: Garden City, Doubleday, 1972.
  7. Crunden, Robert M. Ministers of Reform. The Progressives' Achievement in American Civilization 1889-1920 / Robert M. Crunden. – Urbana, Chicago: Univ. of Illinois Press, 1984.
  8. Elloit E. Columbia Literary History of the United States / E. Elliot. – N.Y.: Columbia University Press, 1988. – 1263 с.
  9. McClure S. S. My Autobiography / S. S. McClure. – N.Y.: Kessinger Publishing, LLC, 2006. – 316 с.
  10. Smith P. The Rise of Industrial America. A People's History of the Post-Reconstruction Era / P. Smith. – N. Y.: McGraw-Hill, 1984. – 400 c.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.