Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(143)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Динислям Н.А. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНТЕКСТ В ПРОИЗВЕДЕНИИ СТИВЕНА КИНГА «ОНО» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 15(143). URL: https://sibac.info/journal/student/143/209432 (дата обращения: 27.12.2024).

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНТЕКСТ В ПРОИЗВЕДЕНИИ СТИВЕНА КИНГА «ОНО»

Динислям Наиле Асановна

студент, кафедра английской филологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г Симферополь

Норец Максим Вадимович

научный руководитель,

д-р филол наук, проф, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г Симферополь

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию философско-религиозного контекста в произведении Стивена Кинга «Оно». На материале романа рассматривается современная религиозная философия. Освещается роль религии в творчестве Стивена Кинга и история произведения. Проанализирована история архаичных верований в романе.

 

Ключевые слова: религия, философия, готический роман, Бог.

 

Творчество Стивена Кинга, взятое в аспектах его жанрового характера, коммерческого успеха и подчеркнутой ориентации на увлекательность сюжета, часто относят к проявлениям массовой литературы. Массовая же литература, по мнению большинства ученых, представляет собой «категорию литературных произведений, относимых к маргинальной сфере общепризнанной литературы и отвергаемых как псевдолитература».

Другими словами, «массовая литература» в этом случае не столько жанровое, сколько оценочное определение. Естественно, что у сторонников подобной «уничижительной» концепции есть оппоненты. Творчество Кинга как «массового» писателя с противоположной стороны начинают сопоставлять с произведениями Достоевского и Булгакова, в которых ни рамки «низкого» жанра (как в случае с детективными фабулами Достоевского), ни сюжетная интрига не препятствуют выражению философских идей. Таким образом, несмотря на то, что интеллектуальная публика в большинстве своем не жалует Стивена Кинга, вопрос о литературном статусе писателя и культурной значимости его произведений остается открытым, что определяет актуальность нашей работы.

Степень освещения творчества Стивена Кинга в научных работах невелика. В первую очередь это объясняется, спорным статусом писателя в литературном процессе (в частности, в России это маргинальное положение Стивена Кинга долгое время усугублялось низким качеством переводов его произведений на русский язык). В настоящее время исследования по данной теме довольно скудны и представлены в основном научно-популярными и критическими статьями поверхностного, обзорного характера, что обуславливает новизну исследования. Среди наиболее выдающихся работ стоит отметить масштабную работу Вадима Эрлихмана «Король темной стороны: Стивен Кинг в Америке и России» (более биографическое, нежели литературоведческое); послесловие Н Пальцева к одному из первых изданий романа «Мертвая зона», «Страшные сказки Стивена Кинга: фантазии и реальность»; а также статьи Евгения Новицкого, в которых автор анализирует произведения Кинга с точки зрения их христианского потенциала. В абсолютном большинстве прочих работ, посвященных творчеству писателя, явно выделяется господствующее направление – изучение Стивена Кинга как «короля ужасов», представителя готической традиции, последователя Эдгара Аллана По и Говарда Лавкравта.

Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений, подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями. Католические религиозные философские учения представлены неотомизмом, неоавгусти-низмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, «теология кризиса» и «новая радикальная теория». В рамках православия сформировались «академическая философия», «метафизика всеединства», философия «нового религиозного сознания». Главной чертой всех религиозно-философских учений является содержащееся в них явное или скрытое доказательство необходимости существования религии и полезности ее благоприятного влияния на человека [5, с45].

В Соединенных Штатх Америки религия играет важную роль. Именно она помогла выжить и добиться процветания первым колонистам Североамериканского континента.

Религия сыграла немалую роль в творчестве писателя. Рассмотрим текстовые репрезентации, отражающие отношение Стивена Кинга к религии в романах.

В первом опубликованном романе «Carrie» Кинг обращается к крайне консервативному религиозному течению – фундаментализму – с целью  показать религиозный фанатизм. Так, мама главной героини Кэрри, религиозный фанат, с детства учила свою дочь жить «во Христе»: фундаментализм показан как тирания, а не как религиозно послушание.

Тема религиозного фанатизма характерна произведениям Короля Ужасов Так в повести «Туман» («The  Mist»), одной из  главных и отрицательных героинь выступает Миссис Кармоди, религиозный фанат женщина, которая на протяжении всего произведения апеллирует религиозными лозунгами, пытаясь обрести больше последователей и единомышленников, что ей и удается: « It's the end, I tell you The end of everything It's the Last Times The moving finger has writ, not in fire, bu  in lines of mist The earth has opened and spewed forth its abominations» [3, с16]. Помимо вышеперечисленных образов, в произведениях Кинга множество других, как главных, так и эпизодических персонажей, которые гиперболизируют атмосферу ужаса.

Роман «Оно» так же одно из произведений автора, в котором можно пронаблюдать религиозный подтекст. Роман вышел в 1986 году. Является одним из самых объемных романов, написанных Кингом. В книге затрагиваются важные для Кинга темы: власть памяти, сила объединенной группы, влияние травм детства на взрослую жизнь, борьба со страхами и противостояние злу.

Роман – история о семи друзьях из вымышленного города Дерри в штате Мэн Повествование ведется параллельно в разных временных интервалах.

Действие романа по большей части происходит в Дерри, где чудовище, способное принимать любую форму, убивает детей.

Тему маленького городка и его жителей, реальных и неуловимо присутствующих, Кинг берёт за основу в этом произведении Штат Мэн – родной для писателя. В совокупности с исчерпывающими знаниями об истории и географии этого региона талант Кинга помог ему создать поистине инфернальное описание атмосферы одной из провинций, много столетий охваченной властью тёмной сущности, меняющей обличье. Читатель начинает следить за событиями хроники города Дерри, когда там множество маленьких детей оказываются похищенными и обнаруженными мёртвыми Местные ведут себя отчуждённо и хладнокровно, будто не замечая ужаса, происходящего в соседних домах Главные герои – подростки, которые интуитивно чувствуют, что многочисленные убийства совершены человеком в костюме клоуна, периодически возникающим на улицах. Но человек ли это? Чудовищные события, цикличным образом повторяющиеся в их родном городе, заставляют друзей собраться через много лет вновь, чтобы вместе противостоять вечному злу и жестокости. Но сколько ещё людей должны погибнуть, чтобы вечный хаос и кровопролитное проклятие, проникнувшие в каждый закоулок, сгинули в небытие?

Как и во многих произведениях Кинга, в этом романе изображено противостояния добра и зла - можно сказать, Бога и дьявола, но показаны они здесь не в христианском аспекте (как в романах «Нужные вещи», «Безнадега», «Противостояние»), а в мифологическом Бог (добро) здесь показан в образе черепахи, а Дьявол (зло) – паучихи.

Говоря о черепахе как об олицетворении божественного начала, стоит упомянуть о троичности: как в христианстве троичность человека заключается в душе, теле и духе (разуме), так в даосизме число три символизирует силу, так как имеет центральную точку равновесия Согласно Книге обрядов (Ли-цзи), человек, будучи посредником между Небом и Землей, соответствует числу три:

– сон в течение 25-28 лет;

– пробуждение, сопровождаемое вспышкой насилия и жестоких убийств;

– короткий (до трех лет) период бодрствования, в течение которого убийства (главным образом убийства детей) происходят регулярно;

– окончание бодрствования, также сопровождаемое массовыми убийствами, после которого Оно, насытившись, снова впадает в спячку.

Обитая под городом, Оно фактически является частью Дерри и управляет его жителями. Именно поэтому загадочные убийства детей остаются нераскрытыми, зловещие слухи не просачиваются в прессу и на телевидение, а события, потрясающие весь город, быстро забываются.

Не зря одной из ипостасей истинного зла в романе «Оно» является клоун, которого боятся дети. Клоун должен смешить детей, вызывать у них положительные эмоции. Но злой клоун из романа «Оно» пугает их, причем не просто резкими движениями и страшными гримасами. Он знает все страхи детей и играет на них. Беверли он является в образе ее отца, которого девочка боялась, Биллу в виде умершего младшего брата. Именно так действует дьявол во всех романах Стивена Кинга – задевает за живое, проникает в самые глубины души, играет на потаенных страхах, увеличивает их, искажает и заставляет переживать снова и снова. Стоит отметить, что взрослые клоуна и его проделки видеть не могут. Видеть клоуна и победить его способны только дети.

Господь сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф18:3) Духовная жизнь детей отличается от жизни взрослых. Если поругать ребенка, он быстро забудет обиду, и не будет гневаться, ребенок не гордится похвалами, ни с кем не ссорится, ни с кем не судится, никого не осуждает. Ребенку чужды мирские почести, деньги, влияние. Идеальный ребенок – это воплощение смирения, кротости и доброты. Сам того не замечая, ребенок живет по божественным законам. Ребенок во всем искренен.

После того, как «Неудачники» первый раз дали бой чудовищу, они уехали из Дерри, разъехались по разным уголкам Америки, у каждого из них была своя жизнь, они повзрослели, забыли друг друга. Когда пришла пора сразиться еще раз, им пришлось вспоминать то, с чего все началось, пришлось снова становиться детьми, что еще раз подтверждает слова из библии.

Можно сказать, что в романах Стивена Кинга образы Бога и дьявола не отличаются от библейских, но писатель старается показать их во всей полноте. В основном автор не отходит от традиционных христианских догматов, но в то же время не боится трактовать их по-своему, пусть иногда поражая читателя вольными интерпретациями и неожиданными образами. Не упуская деталей, обнажая все самое мрачное, грязное и жестокое, не скрывая правды и не боясь говорить о самом сокровенном и потаенном в душе человека, Кинг, с одной стороны, шокирует читателя своим откровением, с другой, заставляет задуматься, ведь в романах поставлены проблемы насущные, не чуждые людям. В своих книгах Кинг сталкивает нас с потаенными страхами, желаниями, вопросами, тем самым не оставляя «пути отступления» для оправдания. В произведениях он создает целые миры со своими городами, жителями, проблемами. Его персонажи живут самостоятельной жизнью, в каждом из них мы можем узнать себя, своих родственников, друзей, соседей, ведь сюжеты для своих произведений он берет из обычной повседневной жизни. Да, Стивена Кинга называют Королем ужасов, но сам Король не рад такому ярлыку. Книги его пугают в первую очередь не мистикой, а правдой жизни, которую далеко не все готовы принять. Он создает монстров в своих произведениях, но монстр у него – это не просто чудовище с острыми зубами и когтями. Прежде всего, монстры живут в нас сами – это наши слабости, пороки, страхи, о которых мы никому не говорим, не можем признаться в них иногда даже сами себе.

Стивен Кинг в книгах затрагивает не только бытовые проблемы, а еще и проблемы духовные. На устоявшиеся христианские догматы, казалось бы, в XXI веке изученные вдоль и поперек, он смотрит с другой, с новой стороны. Проблемы понимания той или иной религии актуальны на сегодняшний день. Помимо официальных религий, существует великое множество сект, которые навязывают людям свои законы и свою веру, искажая истинный смысл духовной литературы. В данной работе мы постарались подробно рассмотреть проблему человеческой веры и религии на примере нескольких произведений, но подобные проблемы встречаются и в других романах писателя. Где-то она выражена ярче, где-то о ней говорится вскользь, но практически во всех романах данная тема затронута.

 

Список литературы:

  1. Амфитеатров АВ Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков / АВ Амфитеатров – СПб: Азбука, 2019 – 384 с
  2. Азбука ислама [Электронный ресурс] // исламру URL: http://wwwislamru/book/export/html/717 (дата обращения: 01112020)
  3. Винсент Б Темная Башня Путеводитель / Б Винсент – М : АСТ, 2018 – 240 с
  4. Донец А М О некоторых особенностях буддийской концепции кармы / АМ Донец // Вест Бурятского гос ун-та –2019 – № 14 – 564 с
  5. Караперова Э Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве [Электронный ресурс] // Пси-факторру URL: http://psyfactororg/lib/envyhtm (дата обращения: 02112020)
  6. Кинг С Безнадега / С Кинг – М : АСТ, 2005 – 588 с
  7. Кинг С Жребий / С Кинг – М : АСТ, 1975 – 148 с
  8. Кинг С Как писать книги / С Кинг – М : АСТ, 2000 – 82 с
  9. Кинг С Колдун и кристалл / С Кинг – М : АСТ, 1997 – 240 с
  10. Кинг С Нужные вещи / С Кинг – М : АСТ, 1997 – 832 с
  11. Кинг С Песнь Сюзанны / С Кинг – М : АСТ, 2004 – 450 с
  12. Кинг С Темная Башня / С Кинг – М : АСТ, 2004 – 98 с
  13. Колдовко Ю Большое переселение души или опыт прошлых жизней [Электронный ресурс] // Колдовко URL: http://koldovkoru/bolshoe_pereselenie_dush_ili_opyty_proshlykh_zhiznejhtml (дата обращения 03112020)
  14. Кокарев А Стивен Кинг как зеркало нашей души [Электронный ресурс] // URL: http://wwwewcaru/issues/?issue=10 (дата обращения: 02112020)
  15. Любовь божественная [Электронный ресурс] // Азбука веры URL: http://azbykaru/dictionary/11/lyubov_bozhestvennaya-allshtml (дата обращения: 01112020)

Оставить комментарий