Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Рябова А.Ю. ХРОНОТОП БЕЗНАДЕЖНОСТИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 20(148). URL: https://sibac.info/journal/student/148/215320 (дата обращения: 22.11.2024).

ХРОНОТОП БЕЗНАДЕЖНОСТИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»

Рябова Анастасия Юрьевна

студент, Башкирский государственный университет (Бирский филиал),

РФ, г. Бирск

Бурцева Елена Анатольевна

АННОТАЦИЯ

Основное содержание исследования составляет анализ хронотопа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Исследуя время и пространство романа, автор статьи доказывает атмосферу безнадежности в произведении. Рассматриваемая тема будет интересна специалистам филологических наук.

 

Ключевые слова: хронотоп безнадежности, время,  пространство, роман, анализ художественного образа города.

 

Художественное пространство – форма эстетической действитeльности, творимой aвтором. [3, с.63] В своем произведении писатель создает некое пространство, в котором происходит действие. Оно (пространство) может быть большим, охватывать ряд городов или стран или даже выходить за пределы планеты, но оно не всегда является большим, оно может и уменьшаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, которое создает автор в своем произведении, может обладать некими географическими свойствами: быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке). Оно может обладать теми или иными свойствами, так или иначе структурировать действие произведения. [3, с.67]

Разберем, что представляет собой время в художественном произведении. Это последовательность и длительность событий, основанные на их причинно-следственной связи. Время в произведениях имеет либо четкие иопределенные, либо довольно размытые границы, которые могут обозначаться или, напротив, не обозначаться по отношению к историческому времени или времени, устанавливаемому автором условно.[3, с.71]

Хронотоп — категория, отражающая связь временных и пространственных отношений, художественно обозначенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств в литературе. Хронотоп как, с одной стороны, сгущение и уплотнение времени, которое тонет в пространстве, как в сущности, и как, с другой стороны, втягивание пространства через сюжетное развитие в процесс движения, в результате чего оно как бы обволакивает собой ось времени.

Роман «Униженные и оскорбленные» был первым крупны произведением, опубликованным Ф.М. Достоевским после возвращения из Сибири. Впервые роман был опубликован в 1861 году в журнале «Время» под заглавием «Униженные и оскорбленные. Из записок неудавшегося литератора» с посвящением брату М. М. Достоевскому. На тот момент журнал пустовал и его нужно было заполнять. Именно для этого и послужил Достоевскому роман. Он публиковал его по небольшим частям и журнал понемногу заполнялся.

Роман создавался во время развития русской общественной мысли и литературы. Достоевский понимал, что ему, много лет оторванному от умственной литературной из России трудно соперничать с такими прославленными писателями как И.С. Тургенев Л.Н Толстой, С.Т. Аксаков. Но ему хотелось, с одной стороны, напомнить читателям о себе, о своём прежнем творчестве, а с другой – сказать нечто новое, с чем в литературе еще никто не встречался.

Еще в Сибири, знакомясь с произведениями новейшей русской литературы, Достоевский обратил внимание на тяготение многих писателей к автобиографизму. Это обстоятельство в известной степени, оказало влияние на выбор жанра романа «Униженные и оскобленные». Он написан в форме «записок» «неудавшегося литератора» Ивана Петровича, в котором явно прослеживались черты личности самого Достоевского. Автобиографический материал, включенный в новый роман, позволял Достоевскому перекинуть своеобразный мостик от прошлого к настоящему и, кроме того, давал ему возможность откликнуться на наиболее злободневные вопросы общественной и литературной жизни.

Действие романа «Униженные и оскорбленные» развивается в том же Петербурге, где происходили события ранних произведений Достоевского. Только теперь писатель более остро воспринимает и воспроизводит социальные противоречия большого города, где соседствуют дворцы и трущобы, богатство и нищета. Причем внимание писателя сосредоточено преимущественно на изображении столичной бедноты, полной безнадёжности жизни «маленьких» людей. Весь роман пронизан горячим сочувствием автора к отверженным и нечастым людям. В нём звучит боль за человека, поруганного и униженного бесчеловечными порядками окружающей среды.

В основе сюжета романа лежат трагические истории двух семей: бедного дворянина Ихменева и фабрикана-англичанина Смита, разоренных и обездоленных богатым авантюристом князем Валковским. Подобные истории, по мнению Достоевского, встречаются в Петербурге на каждом шагу. В романе изображен Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами. [4, с. 85]

Центральное место в романе «Униженные и оскорбленные занимает образ Ивана Петровича, связывающий воедино все сюжетные линии произведения. Иван Петрович – человек гуманный, добрый. В нём с наибольшей полнотой нашли своё отражение мысли и чувства «униженных и оскобленных».

Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жесткость угнетение, где правят гордые и злые эгоисты, единственной защитой «униженных и оскорбленных» от всех жизненных невзгод является братская помощь руг другу, любовь и сострадание. Писатель призывает «бедных людей» не к борьбе с социальным злом, а к отстранениию от участия в неправедной жизни, к уходу в свой замкнутый мир, считает, что им нужно руководствоваться христианским учением любви ближнему всепрощении.

В романе Достоевского «Униженные и оскорбленные» мы постоянно встречаемся как со стремлением автора максимально красиво и выразительно, точно воссоздать самый ритм сменяющегося, как в калейдоскопе восприятия времени и пространства, свойственный в тот или иной момент главному герою, так и с постоянным включением отдаленного прошлого в настоящее, а настоящего в будущее. [5, с. 110]

У Достоевского сюжет просматривается в границах сложного, испытующего времени и решающего испытания, которое измеряется несколькими днями. Он стремится охватить и показать события свежими, и самое интересное, что он может не считаться с хронологией. В связи с этим возникает чрезмерное уплотнение времени, то есть время чтения некоторых эпизодов движется медленнее, чем собственное время события. Роман «Униженные и оскорбленные» уникален своим хронотом безнадежности.

 

Список литературы:

  1. Федор Михайлович Достоевский. Униженные и оскорбленные. — М.: Пермское книжное издание, 2006. — 137 с
  2. П.Г. Пустовойта.  О романе «Униженные и оскорбленные. — СПб., 1975. — 13 с.
  3. История русской литературы XIX века. Часть 1: 1795–1830 годы / под ред. В. И. Коровина. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  4. Л. Лурье. Петербург Достоевского. — М.: Издание, 2017. — 702 с.
  5. Г. Чулков. Жизнь Достоевского. – Л.: Наука, 1999. – 364 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.