Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Моргулис А.А. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ОБРАЗ АВТОРА» В АНЛИТИЧЕСКОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 20(148). URL: https://sibac.info/journal/student/148/216183 (дата обращения: 22.11.2024).

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ОБРАЗ АВТОРА» В АНЛИТИЧЕСКОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Моргулис Анастасия Александровна

студент, факультет филологии и журналистики, Иркутский государственный университет,

РФ,

WAYS TO EXPRESS THE CATEGORY «IMAGE OF THE AUTHOR» IN ANLITIC CORRESPONDENCE

 

Anastasia Morgulis

student, Faculty of Philology and Journalism, Irkutsk State University,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье дан анализ способов авторского самовыражения в жанре аналитической корреспонденции. Авторское «Я» представлено в исследуемом журналистском тексте различных формах и проявлениях. Изучение данной темы позволяет определить, с помощью каких приемов журналисту удается выразить в тексте авторское «Я», с какой целью осуществляется создание авторского образа и каковы функции журналистского «Я» в материалах современных СМИ.

ABSTRACT

The article analyzes the ways of author's self-expression in the genre of analytical correspondence. The author's " I " is represented in the journalistic text under study in various forms and manifestations. The study of this topic allows us to determine by what techniques a journalist manages to express the author's "I" in the text, for what purpose the author's image is created, and what are the functions of the journalistic "I" in the materials of modern mass media.

 

Ключевые слова: образ автора, авторское «Я», проявление авторского «Я», самовыражение, приемы, аналитическая корреспонденция, современные СМИ.

Keywords: image of the author, the author's "I", the manifestation of the author's "I", self-expression, techniques, analytical correspondence, modern media.

 

Для формирования наиболее полного понимания особенностей выражения авторского «Я» на страницах современных СМИ рассмотрим публикацию, выполненную в жанре аналитической корреспонденции.

В качестве основы для анализа возьмем корреспонденцию, опубликованную в газете «Коммерсантъ» под названием «Не хотят они туда». Автор: Григорий Ревзин.

Журналист рассуждает о локальной проблеме: отсутствие в России музея СССР.  Ревзин обращает внимание читателей на собственный авторский проект под названием «Неожиданные музеи»: «Музей водопровода рассказывал про советский водопровод, а Красного Креста — про жизнь сил ГО и ЧС, а радиотехники — про советские приемники, ДОСААФ — про самолеты и немного даже про космические аппараты, все — про советское, не говоря уже про музей милиции, вооруженных сил и флота» [5]. Далее автор наглядно демонстрирует ход развития своей мысли: «И вот я подумал, что если бы их свести все вместе, то получился бы потрясающий музей СССР» [5].

Первые два абзаца корреспонденции показывают, что автор использует такие словосочетания как: «я подумал», «предполагаю», «мне кажется». Употребление данных лексических единиц побуждает читателей «осознать» событие через призму взгляда писателя. Этот факт демонстрирует, что образ мыслящего автора может быть раскрыт как посредством осознания внешнего мира, так и через самопознание.

В последующих двух абзацах журналист обозначает проблемную ситуацию и обосновывает ее актуальность: почему задуманный им проект по созданию музея СССР не может воплотиться в жизнь?

Стоит отметить, что автор анализируемой нами публикации выбирает в качестве предмета осмысления не один факт, а одновременно несколько явлений: отсутствие желания у директоров музеев реализовывать проект «Неожиданные музеи», незаинтересованность Министерства культуры в проблеме исчезновения наследия СССР, положение культуры в Москве, «разрыв между величием мира идей и тем составом предметов, которые от эпохи СССР» [5] и т.д. Все анализируемые факты находятся в прямой зависимости друг от друга.

Подбор фактов, определение их последовательности, выстраивание взаимосвязей демонстрируют «Я» размышляющее. В этом случае журналистское «Я» ориентировано на совместное решение поставленных задач. Это обеспечивает эффект само- и совместного размышления с автором.

Собственное мнение автор может построить исходя из представленных им же фактов, положений и вопросов. Вопрос ориентирует и стимулирует как автора, так и читателя на конструктивный ответ в виде рассуждения или системы исследований.

Среди перечисляемых анализируемых автором фактов журналист выделяет одну центральную проблему, которая имеет локальный характер: «проект по спасению огромного советского наследия, которое гниет по подвалам, складам и бывшим мастерским».

Автор публицистического текста, конечно, должен играть роль фотокамеры, но выкладывая эту «фотографию на бумагу», журналист должен сформировать определённые суждения о рассматриваемом объекте и предмете познания. При этом суждение автора должно быть направлено на постижение истины. Здесь он может выдвигать различные гипотезы, сомневаться и пытаться проверить правдивость того или иного факта, утверждать или опровергать.

После обозначения проблемы, доказательства ее актуальности журналист делится своим выводом, основанным на анализируемых им фактах: «…музеи возникают тогда, когда кто-либо — группа лиц, или государство, или какая-нибудь организация — вдруг осознают, что сделанное и прожитое ими настолько уникально и значительно, что достойно музеефикации… Музея СССР нет постольку, поскольку, видимо, не находится группы лиц, кто считал бы, что СССР — достойное и значительное явление» [5].

Обобщив ход своих мыслей выводом, журналист формулирует рекомендации, которые, по его мнению, способны решить обозначенную проблему: «…музей СССР должен быть предельно традиционным… Все эти предметы, которые уже отобраны временем — тем, что их сохранили по красным уголкам и ведомственным музеям, все они должны быть выставлены с максимально подчеркнутой научной подачей» [5]. Автор даже указывает на сроки: «…это же быстро можно сделать, за год-два» [5]. Однако при этом журналист демонстрирует свое отчаяние, подчеркивая, что на сегодняшний день данный вопрос является актуальной проблемой для российской общественности. Это подтверждает заключительная фраза публикации: «…я не знаю, как увлечь этим людей»[1]. Данная цитата является авторским субъективным умозаключением, что позволяет нам отнести финал корреспонденции к одной из многочисленных форм проявлений авторского «Я».

Так автор осуществляет глубокий, масштабный анализ, предметом которого является локальная, ограниченная временем и пространством ситуация. Посредством демонстрации процесса размышления над обозначенной проблемой, построения структурных составляющих текста в определенной последовательности автор формирует в сознании читателей определенное отношение к описываемой ситуации. В нашем случае – это понимание важности актуальной проблемы и побуждение к действиям, направленным на ее решение. Данный прием также является выражением авторского «Я».

Журналист стремится дать читателям достаточно полное представление о возникшей ситуации – важнейших ее сторонах – и высказать свое мнение о ее дальнейшем развитии и возможных результатах.

Это стремление определяет особенности структуры корреспонденции. Если задача автора не ограничивается передачей сообщения о новом явлении, а главная его цель заключается во всестороннем анализе сложившейся ситуации, ее осмыслении, оценке, то журналист обращается к жанру аналитической корреспонденции.

Отметим, что постановка целей и задач, а также выбор жанра являются проявлениями авторского «Я» в журналистском тексте.

Журналист может предстать перед читателем в различных ипостасях: как герой-единомышленник, как судья, как простой свидетель события - в таких диспозициях авторское «я» выполняет разные функции. В рассматриваемой нами публикации журналист предстает перед аудиторией в роли судьи. Он открыто выражает свое критическое отношение к описываемой ситуации, делится собственным поводом, дает рекомендации по решению обозначенной проблемы.

Таким образом, на основе анализа корреспонденции «Не хотят они туда» мы можем сделать вывод, что журналист выражает в публицистических текстах свое «Я» в следующих формах: выбор жанра публикации, упорядочивание авторских размышлений, выбор фактов, формирование мнения аудитории о сложившейся ситуации, создание образа мыслящего автора и побуждение читателей взглянуть через призму авторского взгляда на описываемую проблему, выражение субъективных умозаключений.

 

Список литературы:

  1. Виноградов В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов – М.: Высшая школа, 1971. – 191 с.
  2. Михайлин И. Основы журналистики: Учебник. Издание третье, дополненное и улучшенное / И. Михайлин – М.: ЦУЛ, 2003. - 284 с.
  3. Пельт В., Тузова М. Аналитические жанры газеты: Хрестоматия / В. Пельт, М. Тузова – М.: Издательство МГУ, 1989. - 236 с.
  4. Прозоров В.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / В. В. Прозоров, Л. В. Чернец [и др.] – М.: Высшая школа: Академия, 1999. – 556 с.
  5. Ревзин Г. Не хотят они туда [Электронный ресурс] / Г. Ревзин // Kommersant.ru: интернет-сайт. 2014. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2601587. (дата обращения: 26.04.2021)
  6. Стрельцов Б. Основы публицистики. Жанры: Учебное пособие / Б. Стрельцов – Минск: Университетское издательство, 1990. - 240 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.