Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(154)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): скачать журнал
НЕОЛОГИЗМЫ В «НРАВСТВЕННЫХ ОЧЕРКАХ» ДЖАКОМО ЛЕОПАРДИ
NEOLOGISMS IN THE “SMALL MORAL WORKS” BY GIACOMO LEOPARDI
Natalia Afanaseva
BSC, Department of Romance Philology, Moscow City University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется собрание этико-философских сочинений «Нравственные очерки» итальянского писателя, поэта и мыслителя Джакомо Леопарди с целью выявления авторских новообразований в сфере семантики, словообразования, лексикологии с точки зрения их соответствия авторскому замыслу и идейно-тематическому содержанию текста. Для достижения поставленной цели автор статьи анализирует биографию Джакомо Леопарди и указывает события, оказавшие наиболее сильное влияние на развитие пессимистических взглядов в творчестве писателя и формирование определенных философских мыслей в отношении понятий страдания и скуки, определения жизни как круговорота рождения и уничтожения. В работе описывается история создания, структура и идейное содержание «Нравственных очерков». Рассматривается влияние течения романтизма на размышления Джакомо Леопарди о величии природы и о смысле жизни человека. Выделяются неологизмы, представляющие наибольший интерес с лингвистической точки зрения, и определяются пути их образования: словообразовательная деривация префиксальным и суффиксальным способами, семантическая деривация, окказионализация, окказиональная субстантивация. Предпринимается попытка объяснить приведенные неологизмы с позиции их соответствия замыслу Джакомо Леопарди посредством методов анализа, синтеза, дедукции, аналогии. Выделяются неологизмы, появившиеся на рубеже XVIII-XIX веков (такие как “egoismo” и “massa”), и получившие в «Нравственных очерках» более негативное смысловое значение, которое сохранилось в языке по настоящее время. Практическая значимость работы состоит в возможности использовать ее результаты и содержащийся в ней материал при изучении творчества Джакомо Леопарди и введенных им неологизмов, а также при изучении способов словообразования в итальянском языке.
ABSTRACT
This study analyzes the collection of ethical and philosophical essays “Small Moral Works” of the Italian writer, poet and philosopher Giacomo Leopardi in order to identify the author's neologisms in the field of semantics, word formation, lexicology from the point of view of their compliance with the ideological and thematic content of the work. To achieve this goal, the author of this article analyzes the biography of Giacomo Leopardi and indicates the events that had the strongest impact on the development of his pessimistic views and certain philosophical thoughts in relation to the concepts of suffering and boredom, the definition of life as a cycle of birth and death. The author describes the history of the creation, structure and ideological content of the “Small Moral Works”. There is also considered the influence of the romanticism on the philosophical views of Giacomo Leopardi on the greatness of nature and on the meaning of life. The neologisms of most interest from a linguistic point of view and the ways of their formation are also determined: derivation by prefixal and suffixal methods, semantic derivation, occasional derivation, occasional substantiation. The author makes an attempt to explain these neologisms from the position of their correspondence to the Leopardi's ideas through the methods of analysis, synthesis, deduction, analogy. There are highlighted neologisms appeared at the turn of the XVIII-XIX centuries (such as “egoismo” and “massa”) that received a more negative semantic meaning in the “Small Moral Works” which remains relevant in the modern language. The practical significance of this paper consists in the possibility to use its results and materials in studying the work of Giacomo Leopardi and the neologisms invented by him, as well as in studying word formation in the Italian language.
Ключевые слова: неологизмы; лингвистический анализ; итальянская литература; Джакомо Леопарди; Нравственные очерки; философские эссе; романтизм.
Keywords: neologisms; linguistic analysis; Italian literature; Giacomo Leopardi; Small Moral Works; philosophical essays; Romanticism.
Краткая биография Джакомо Леопради
Джакомо Леопарди (29 июня 1798, Реканати, Мачерата – 14 июня 1837, Неаполь) – итальянский писатель и поэт, важный представитель течения романтизма, филолог и философ [7].
Говоря о биографии Джакомо Леопарди, обратим внимание на предпосылки возникновения определенных философских идей в творчестве автора «Нравственных очерков».
Сильное влияние на дальнейшую жизнь и наклонности писателя оказал отец, который возлагал большие надежды на своего старшего сына и стремился дать ему достойное образование. С детства Джакомо Леопарди мог сутками просиживать в библиотеке, читая и переводя тексты древних авторов [2, с. 6]. В возрасте 12 лет он владел латинским, древнегреческим, немецким и французским. Однако такие занятия оказали пагубное влияние на хрупкий организм юноши, значительно ослабив его иммунитет и не дав полностью развиться физически, почти лишив возможности вести нормальный образ жизни [2, с. 6], что является одной из основных причин формирования пессимистических взглядов будущего писателя. Как отмечает известный итальянский биограф Пьетро Читати, усугубляло положение и то, что Леопарди чувствовал себя виноватым в собственных болезнях [5, с. 34].
В 1920-е годы начинается процесс объединения раздробленной Италии в единое независимое государство. Будучи патриотом, Джакомо Леопарди переживал из-за неспособности сделать что-то полезное для борьбы за свободу своего народа, что стало последующим источником пессимизма, в том числе и в «Нравственных очерках», написанных в этот период и ярко отражающих идею автора о жизни как «бесполезном страдании» (“inutile miseria”) [7].
«Нравственные очерки»
«Нравственные очерки» (“Operette morali”) представляют собой собрание из 24 сочинений в прозе (повествований, монологов и диалогов), небольших по объему и разными по структуре и стилю написания. Большинство эссе было написано в 1824 г. и объединено философской идеей вселенского пессимизма. Первоначальный вариант был издан в Милане в 1827 г. Затем Леопарди дополняет работу двумя очерками, написанными в 1832 г. Следующий вариант «Нравственных очерков» издается во Флоренции в 1834 г., а в окончательном виде появляется во Флоренции в 1845 г [2, с. 7].
Литературный жанр философского эссе обеспечивает благоприятную основу для создания авторских новообразований, с помощью которых Джакомо Леопарди раскрывает характеристики и особенности предметов и явлений; дает возможность использовать непривычное для осмысления нового за счет индивидуально-авторских неологизмов и окказионализмов [1, с. 248].
Как подчеркивалось ранее, Джакомо Леопарди являлся крупным представителем течения романтизма в Италии. Романтизм определяется как идейное направление в искусстве и литературе, возникшее на рубеже XVIII-XIX веков, предполагающее восхищение сильной личностью, индивидуальностью человека и характеризующееся утверждением культа природы, чувств и естественного в человеке, а также желанием достижения полноты существования – идеала, изначально недостижимого по причинам ограниченных сроков существования отдельно взятого человека, культурных и исторических особенностей, статусом человека в обществе. В романтизме превозносится дикая, нетронутая человеком природа, которая и является вершиной мироздания. По мнению представителей данного течения, развитие цивилизации привело человека к отрыву от природы и к потере первозданных моральных ценностей.
В «Нравственных очерках» мы находим отражение свойственных романтизму идей о цивилизации как о губительном факторе для человеческой души, который делает людей эгоистами и циниками [2, c. 13]. Отдаление от всемогущей природы соотносится с возникновением состояния слабости человека [6, с. 107]. Среди всех «неприродных» средств против «неприродных» (т.е. свойственных цивилизованному обществу) зол Леопарди предлагает рассматривать лишь смерть как верное лекарство [6, с.113].
В процессе чтения «Нравственных очерков» можно заметить ироническую отстраненность, с которой сам автор созерцает трагическое состояние человека. В своих сочинениях Леопарди критикует популярную тогда идею антропоцентризма. Он утверждает, что представление людей об устройстве вселенной сильно отличается от реального положения вещей, и подчеркивает, что человек не является высшим существом, более того, исчезновение с лица Земли всего человеческого рода останется незаметным для природы.
Жизнь определяется писателем как круговорот рождения и уничтожения, существующий для сохранения самого мира. “La vita di quest'universo è un perpetuo circuito di produzione e distruzione, collegate ambedue tra se di maniera, che ciascheduna serve continuamente all'altra, ed alla conservazione del mondo; il quale sempre che cessare o l' una o l'altra di loro, verrebbe parimente in dissoluzione.” [8, с. 88]. Данная идея отражается в «Разговоре Исландца и Природы».
Леопарди утверждает, что вся жизнь состоит из страданий и скуки, и человек не скучает лишь в одном случае – во время страданий. Автор «Нравственных очерков» дает скуке следующее определение: “La noia sia la natura dell'aria: la quale riempie tanti gli spazi interposti alle altre cose materiali, e tutti i vani contenuti in ciascuna di loro; e donde un corpo si parte e altri non gli sottentra, quivi ella succede immediatamente.” [8, с. 77].
Продолжая развивать тему скуки, в «Разговоре Христофора Колумба и Педро Гутерьеса» Леопарди дает читателям понять, что даже в случае, если экспедиция героев не увенчается успехом, она будет полезна уже хотя бы потому, что на время избавила людей от скуки: “Quando altro frutto non ci venga da questa navigazione, a me pare che ella ci sia profittevolissima in quanto che per un tempo essa ci tiene liberi dalla noia.” [8, с. 159].
По мнению Леопарди, единственным выходом является смерть, ведь она – удовольствие, освобождающее от страданий. Данная идея довольно четко обозначена в «Разговоре Федерика Рюйша и его мумий»:
Ruysch. Dunque che cosa è la morte, se non è dolore?
Morto. Piuttosto piacere che altro. <...> Sicché il languore della morte debbe esser più grato secondo che libera l'uomo da maggior patimento [8, с. 128].
Определив основное тематическое и идейное содержание философских эссе Леопарди, перейдем к семантической структуре «Нравственных очерков».
Неологизмы в «Нравственных очерках»
Неологизм – новое слово или выражение, а также новое значение ранее известного слова [3, с. 359]. В литературных произведениях новообразования проявляют свою оригинальность исключительно в контексте, поэтому должны быть проанализированы по отношению к нему. Выделим неологизмы, представляющие наибольший интерес с лингвистической точки зрения.
При глубоком анализе «Нравственных очерков» на лексическом уровне, становится заметно, что, в процессе их создания, Джакомо Леопарди использовал неологизмы начала XIX века. В качестве примера можно привести латинизм “egoismo”, который появился на рубеже XVIII-XIX веков и который наделяется негативным значением в собрании философских эссе (“<…> ingegno che ci scampi dall'egoismo <…>” [8, с. 27]; “Ragionava spesso di quella qualità di amor proprio che oggi è detta egoismo, porgendosegli, credo io, frequentemente l’occasione di entrarne in parole.”) [8, с. 146].
В «Нравственных очерках» неоднократно встречается неологизм ранее обозначенного периода “massa”, которым может быть охарактеризована как группа людей, так и общество в целом. При этом Леопарди, придерживаясь канонов романтизма, намеренно вкладывает в него особое значение, противопоставляет его понятиям «личности» и «индивидуальности» (“Gl'individui sono spariti dinanzi alle masse, dicono elegantemente i pensatori moderni. <…> Lasci fare alle masse; le quali che cosa sieno per fare senza individui, essendo composte d'individui, desidero e spero che me lo spieghino gl'intendenti d'individui e di masse, che oggi illuminano il mondo.” [8, с. 230-231]).
При описании основных философских идей «Нравственных очерков» было отмечено, что Леопарди разделяет идею вселенского пессимизма и утверждает, что исчезновение с лица Земли всего человеческого рода может остаться незамеченным для могучей природы. Намереваясь подчеркнуть величие и самодостаточность природы, прилагательное “stabile” («устойчивый, постоянный») автор употребляет как синоним имени собственного «Земля» (“<…> e presa terra, solamente a pensare di ritrovarci in sullo stabile, e di potere andare qua e là camminando a nostro talento, ci parrà per più giorni essere beati.” [там же: 160]). Переход прилагательного в разряд существительных в условиях определенного контекста принято называть окказиональной субстантивацией [4, с. 311].
С целью придания процессу отделения материков друг от друга (т.е. разделению природы) более трагического значения, автор создает следующую глагольную метафору: глагол “schiantarsi” («разбиваться») используется в значении «отделяться» (“<…> quando la Sicilia si schiantò dall’Italia e l’Affrica dalla Spagna <…>” [8, с. 20]).
Индивидуально-авторские неологизмы Джакомо Леопарди создавал и посредством словообразования. Так, например, путем прибавления суффикса -ibile, (обычно выражающего возможность для чего-либо, а в более близком латинскому языку варианте – подразумевающего совершение активного действия) к прилагательному “perfetto” («совершенный») автор получает новое прилагательное “perfettibile”, которое, в относящемся к природе человека контексте, означает «стремящийся к совершенству» (“l’uomo è perfettibile” [8, с. 189]). От нового прилагательного образуется существительное “perfettibilità”, которое имеет значение «совершенство» (“Credete dunque alla perfettibilità indefinita dell'uomo?” [8, с. 228]).
Под влиянием идей романтизма, писатель создает новые слова для определения метафорических предметов, необходимых для защиты от пороков, присущих человеческому обществу. Леопарди использует в качестве префикса para- (в данном случае происходящий от глагола “parare” – «защищать, отражать»), который обозначает защиту от того, на что указывает вторая часть слова. Так в «Нравственных очерках» появляются следующие авторские неологизмы: “paracalunnie” («клеветоотвод»), “parafrodi” («обманоотвод»), “parainvidia” («завистеотвод»), “paraperfidia” («кознеотвод») (“L'una si è che ella confida dovere in successo di tempo gli uffici e gli usi delle macchine venire a comprendere oltre le cose materiali, anche le spirituali; onde nella guisa che per virtù di esse macchine siamo già liberi e sicuri dalle offese dei fulmini e delle grandini, e da molti simili mali e spaventi, così di mano in mano si abbiano a ritrovare, per modo di esempio (e facciasi grazia alla novità dei nomi), qualche parainvidia, qualche paracalunnie o paraperfidia o parafrodi, qualche filo di salute o altro ingegno che ci scampi dall'egoismo, dal predominio della mediocrità, dalla prospera fortuna degl'insensati, de' ribaldi e de' vili, dall'universale noncuranza e dalla miseria de' saggi, de' costumati e de' magnanimi, e dagli altri sì fatti incomodi, i quali da parecchi secoli in qua sono meno possibili a distornare che già non furono gli effetti dei fulmini e delle grandini.” [8, с. 27]).
В следующем примере Леопарди соединяет префикс с увеличительным значением sopra- («сверх, над») и глагол “montare” («подниматься») и использует полученный глагол “soprammontare” в значении «превосходить, брать верх» (“<…> non si prevalga della familiarità e della confidenza dell’amico a soppiantarlo e soprammontarlo più facilmente <…>” [8, с. 28]). Можно предположить, что автор намеренно выбирает однокоренной глагол к существительному “montagna” («гора») для передачи идеи романтизма о величии природы.
Подводя итоги, можно сказать, что Джакомо Леопарди мастерски создает индивидуально-стилистические неологизмы для более глубокого и точного отражения собственных философских мыслей в рамках литературного течения романтизма, используя, в большинстве случаев, прием окказионализации; прием словообразовательной деривации префиксальным и суффиксальным способами, при этом опирается на свои обширные знания в области лингвистики, латинского и древнегреческого языков; а также прием окказиональной субстантивации. Важно отметить тот факт, что в «Нравственных очерках» зарождаются семантические неологизмы (такие как “egoismo” и “massa”), получающие новое смысловое значение, которое сохраняет свою актуальность в современном языке.
Список литературы:
- Бредихин С.Н., Махова И.Н., Чуднова О.А. Классификация и функции индивидуально-авторских неузуальных единиц в философском тексте // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 4. С. 247-252.
- Леопарди Дж. Нравственные очерки. Дневник размышлений. Мысли / Общ. ред., сост. и вступ. ст. Е. Ю. Сапрыкиной. – Пер. с итал. – М.: Республика, 2000. – 448 с. – (Б-ка этической мысли).
- Словарь русского языка. Ожегов С.И. – М.: Русский язык, 1981 – 815 с.
- Словарь-справочник лингвистических терминов. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1976. – 544 с.
- Citati P. Leopardi. Milano, Mondadori, 2016. – 448 p.
- Fiumara F. Medicina // Lessico Leopardiano / Studi umanistici – Philologica. A cura di Novella Bellucci e Valerio Camarotto. Roma, Sapienza Università Editrice, 2020. pp. 103-113.
- L'Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti. Biografie in Letteratura: Leopardi, Giacomo. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/giacomo-leopardi (дата обращения: 11.06.2021)
- Leopardi G. Le operette morali. Milano, Mondadori, 2017. – 288 p.
Оставить комментарий