Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 32(160)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Мальцева А.А. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕНЗИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 32(160). URL: https://sibac.info/journal/student/160/226475 (дата обращения: 28.12.2024).

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕНЗИЙ

Мальцева Алина Алексеевна

студент, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В работе описываются основные особенности музыкальных рецензий, а также период становления и развития жанра музыкальных рецензий. В конце рассматриваются особенности рецензий на музыку в современном медиапространстве.

 

Ключевые слова: музыкальные рецензии, музыкальная журналистика, особенности рецензий.

 

Музыкальная журналистика начала зарождаться в конце 1940-х годов, когда появились первые зарубежные музыкальные газеты. Музыкальную журналистику можно разделить на две части, согласно выполняемым функциям: музыкальная критика, то есть способ выхода оценочной мысли, и музыкальное просветительство, популяризация публицистических произведений, которые направлены на музыкально-культурный процесс. Одной из наиболее распространенных областей музыкальной критики считается рецензирование.

Жанр музыкальной рецензии обладает рядом особенностей, которые не присущи другим видам рецензий. Т. А. Курышева, создатель единственного на данный момент пособия по музыкальной журналистике, считает, что главное отличие музыкальной рецензии от, например, научно-технической рецензии (или других видов) заключается в «субъективном восприятии художественного произведения или художественного мира». [4] В то время как научно-техническое рецензирование всегда оценивает результат и достижение, рецензия на художественное произведение рассказывает о самом произведении.

Первая особенность влечет за собой и следующую: рецензия на музыкальное произведение и ее актуальность в большинстве случаев кратковременны, то есть рецензия способна запечатлеть и описать одно мгновение, которое происходит в момент появления объекта рецензирования в поле восприятия рецензента. Но каждый рецензент уникален и по-своему воспринимает любое музыкальное произведение, поэтому музыкальные рецензии на один и тот же объект могут значительно отличаться. Особенно ценными считаются рецензии, которые наиболее полно и точно описывают вышеупомянутое мгновение.

Еще одна особенность жанра рецензии состоит в том, что автору необходимо не просто высказать свое мнение, но и аргументировать его. Рецензия представляет собой доказательное рассуждение [3], которое полностью аргументируется, основываясь на оценке автора. Любая рецензия обязана предоставить аудитории целостное представление о произведении и его особенностях, создать у читателя интерес к объекту рецензирования, даже в том случае, если рецензия не была исчерпывающей.

Исследователи выделяют также другие особенности современных рецензий: разделение рецензий на полноценные и редуцированные, усиление рекламной функции, превалирование информационного компонента над аналитическим.

В научной статье «Тенденции развития современной музыкальной рецензии» исследователь М. А. Демчук описывает и другие особенности современных музыкальных рецензий. Автор называет наиболее значимыми изменениями в современных рецензиях на музыку «уменьшение размера рецензии, увеличение информационной составляющей, минимизацию аналитической составляющей и недосказанность при задействовании максимального количества тем». [1] Исследователь описывал особенности музыкальных рецензий в журнале «Rolling Stone», но мы предполагаем, что некоторые из упомянутых им изменений характерны и для других журналов, в которых есть раздел музыкальных рецензий.

Изучение музыкальной журналистики стало популярным только в течение последних десятилетий. Около 20 лет назад увидеть музыкальный анализ, начать изучать музыкальную журналистику в университете или прочесть литературу об этом было проблематично. Но сейчас изучение музыкальной журналистики стало общепризнанным. Для подробного рассмотрения тенденций развития музыкальной журналистики следует описать происхождение данного явления и его связь со смежными областями.

Музыкальная журналистика появилась из музыкальной критики, которая в свою очередь очень тесно связана с музыковедением. В 1960-е годы многие музыковеды (например, Ч. Розен, А. Ньюкомб и другие) начали развивать идею о том, что технического анализа музыкального произведения недостаточно для полного его осмысления. Помимо этого, критики считали значимым слушательский опыт рецензентов и часто рассматривали музыкальные композиции классического репертуара.

В 1980-х годах постепенно произошло изменение интересов критиков. Теперь музыкальная критика рассматривала не только классическую музыку, но и популярную музыку того же времени. Это напрямую связано с появлением «нового музыковедения» – направления в изучении музыки, последователи которого призывали изучать популярную музыку и адаптировать язык критики академического музыковедения к популярной музыке. [5] «Новые музыковеды» делали акцент на изучении музыкальных форм, на глобальном характере музыки и ее связи с политикой. Но музыкальная критика в то время все еще развивалась отдельно от изучения популярной музыки. После появления Международной ассоциации изучения популярной музыки в Великобритании новые музыкальные течения, наконец, получили большое распространение в изучении музыки. Это связано с тем, что популярная музыка пользуется спросом у аудитории и не может быть проигнорирована.

В России на данный момент развития знаний о музыкальной журналистике нет учебных пособий или книг, которые описывали бы определенные критерии и классификации музыкальной журналистики. Поэтому данная область до сих пор считается новой и актуальной для изучения. Многие исследователи рассматривали музыкальную журналистику в научных и научно-публицистических статьях (например, Л. А. Птушко, М. Г. Чурсинова, А. В. Полонский и другие). Наличие статей упомянутых авторов свидетельствуют о том, что тема музыкальной журналистики в науке только формируется, но уже вызывает интерес исследователей. Единственным учебным пособием по изучаемой нами дисциплине на данный момент является «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» Т. А. Курышевой.

Нельзя не упомянуть современный этап развития музыкального медиадискурса в интернет-среде. С появлением и развитием социальных сетей постепенно менялась и музыкальная журналистика, соответственно и музыкальные рецензии. Это связано с тем, что социальные сети позволяют любому желающему получить доступ к интересующей его музыкальной композиции или альбому, каждый пользователь может добавить в сеть свои собственные композиции, создавая огромное музыкальное пространство. Как мы уже упоминали, музыкальное рецензирование призвано проанализировать материалы, но в последнее время, вследствие переполненности музыкального рынка, музыкальные критики вынуждены выполнять скорее навигационную функцию нежели аналитическую. Об этом высказывались исследователи А. А. Калмыков и Л. А. Коханова: «Целевая установка журналистики: отказ от однонаправленных способов коммуникации в пользу интерактивных, подразумевающих выполнение журналистом функции навигатора в информационном пространстве». [2]

Также развитие социальных сетей вынуждает музыкальную критику становиться более демократичной и лояльной к пользователям, критики теперь не всегда полноценно оценивают музыкальные композиции и альбомы, но часто отбирают необходимую информацию, структурируют ее и предлагают пользователям выбрать композиции для прослушивания.

Таким образом, мы можем заключить, что музыкальная журналистика появилась благодаря музыковедению и музыкальной критике, но однозначно назвать это направление последователем двух других нельзя. Музыкальная журналистика, несмотря на активное развитие и изменение в результате появления социальных сетей, на данном этапе развития не обладает сформировавшимися канонами или определенными критериями, поэтому стиль и форма написания музыкальной рецензии полностью зависит от опыта и желания рецензента.

 

Список литературы:

  1. Демчук М.А. Тенденции развития современной музыкальной рецензии. // Медиасреда. Челябинск, 2017. №12. С. 132-135.
  2. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика.: М., 2005. С. 102-104
  3. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. // URL: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm
  4. Курышева Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика.: М., 2007. 162 с.
  5. Современная британская музыка играет с прошлым. // URL: https://www.hse.ru/news/communication/166364706.html

Оставить комментарий