Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(167)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
СОСТАВНАЯ СТРУКТУРА АВТОРСКОГО ОБРАЗА В «ДОКТОРЕ ЖИВАГО»
АННОТАЦИЯ
Образ автора - важная категория в изучении литературных произведений и уникальная отправная точка. В то же время это также составная структура с множеством уровней, множеством форм и множеством значений. В «Докторе Живаго» Пастернак характерный образ Живаго заимствован для выражения гуманитарных мыслей, размышлений об отношениях между историей и людьми, а также для показа уникальной религии россиян, искупающих жизнь страданиями. В статье делается попытка интерпретировать образ автора в «Докторе Живаго» с точки зрения автора, произведений и читателей с точки зрения нарратологии.
Ключевые слова: «Доктор Живаго»; образ автора; составная структура; нарратология.
Ⅰ. Введение
Образ автора - это эстетическая категория с множеством уровней, множеством форм и множеством значений. Виноградов считает: «Литературоведы и искусствоведы и историки литературного языка часто используют разные методы, с разных сторон, точек зрения и по-разному для изучения образа автора». [2, с. 45] Образ автора отличается от образа самого автора, он всегда прячется между строк произведения и проникает в повествовательную структуру произведения. Сам Пастернак также заявил, что сущность гения «содержится в опыте жизненного опыта реальности». «Доктор Живаго» является автобиографическим романом и восприятием Пастернака реального мира. Пастернак тонким почерком написал великолепное эпическое произведение, в котором достоверно воспроизведены сцены двух революций и двух войн в истории России.
Автор конструирует структуру произведения, произведение несет авторскую идеологию, а читатель интерпретирует внутренний смысл произведения и передает его автору, образуя динамическую кольцевую структуру. Автор является как отправной точкой, так и конечной точкой кольцевой структуры. В повествовательных произведениях рассказчиком может быть сам писатель или «повествовательный агент» повествовательного произведения. С точки зрения нарратологии понятие авторского образа имеет более богатое значение. В законченной повествовательной работе темы, эмоции, творческие приемы и предмет остаются только на формальном уровне. Только изучая язык и структуру повествования, можно полностью контролировать работу.
Нарратология стремится проводить синхронное и систематическое изучение повествовательных произведений, выступая за выяснение формальных законов текста изнутри и на объяснение внутреннего механизма текста путем анализа повествовательных средств и структурной основы произведения. Образ автора как души произведения свидетельствует о цветах, листьях и деревьях в мире, созданном этим произведением. Пастернак - свидетель истории и повествователь. Он использует уникальную повествовательную технику всеведения и всемогущества без фокуса, триединство внешней перспективы и внутренней перспективы драмы, что обогащает повествовательную функцию «Доктора Живаго», а также предоставляет различные перспективы для восприятия и мышления читателей. Конверсия и пересечение трех точек зрения значительно обогащают разборчивость повествовательных произведений, а также делают неявный образ автора более ясным и ощутимым. Мы можем проанализировать сложную структуру авторского образа в «Докторе Живаго» с трех уровней: автор, произведение и читатель.
Ⅱ. Автор
Игнорирование жизни автора, социальной среды и литературного контекста, в котором он живет, образ автора не будет достаточно исчерпывающим и полным; но если вам небезразличен жизненный опыт автора и связанные с ним исторические записи, образ автора будет слишком единым. -сторонний. Категория автора состоит из двух элементов: авторского контекста и авторского сознания: первый в основном относится к реальному жизненному опыту автора и творческому контексту, а второй - к субъективному сознанию и мировоззрению, раскрытым в творчестве автора.
1. Контекст автора
Контекст относится к языковой среде, которая представляет собой отображение и вариант социальной среды в прагматической категории. Контекст в узком смысле означает время, пространство или контекст использования языка. В широком смысле контекст относится к среде, в которой говорящий находится в словесном выражении, включая естественную среду и социальную среду. Контекст - это объективный атрибут языка. Когда писатель использует язык для творчества, на него обязательно влияет его естественная и социальная среда. В определенной степени эти факторы проецируются на образ автора в тексте с помощью различных фильтров.
Борис Леонидович Пастернак родился в московской еврейской семье, с детства находился под влиянием творческой атмосферы родителей, проявлял интерес к литературе и музыке. Природные пейзажи Ополинского на окраине Москвы произвели на него глубокое впечатление и стали важной темой его будущего поэтического творчества.
Пастернак признался: «В области языка я предпочитаю романы, но я пишу больше стихов». Красивые пейзажи природы - важный мотив в его поэтическом творчестве. Природа в его произведениях - это очеловеченная природа, не только объект бытия, но и субъект действия. Все в природе сочетается с любовью лирического главного героя. Во-вторых, его стихи богаты философским и религиозным характером, и философское размышление о жизни является заметной чертой его творчества. Во время Великой Отечественной войны он использовал перо и бумагу в качестве оружия, а своими стихами вдохновлял солдат храбро сражаться с фашистами и защищать свою Родину.
В 1945 году Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». В этом романе его воплощение главного героя рассматривает развитие России и СССР в начале 20-го века с уникальной повествовательной точки зрения, размышляя об отношениях между людьми, революцией и страной. Процесс создания этого романа долог и полон страданий. Несмотря на то, что он был номинирован на Нобелевскую премию несколько раз, Ассоциация писателей по-прежнему разборчивала его, обвиняя его в узком видении и пустом сердце, произведения не соответствуют нынешнему социальному фону и не отражают главную тему периода восстановления народного экономики. Ассоциация писателей даже заключила Ольгу Ивинскую в трудовой лагерь и всячески пыталась запугать и истязать невинную женщину, чтобы помешать Пастернаку написать «Доктора Живаго».
Лишь в 1956 году Пастернак завершил «Доктор Живаго». Однако «Новый мир» и издательство вернули его рукописи и отказались публиковать этот роман «антисоветского и антинародного характера». В 1957 году итальянский издатель прочитал рукопись «Доктора Живаго» через Ивинскую и после многих неудач впервые опубликовал итальянский перевод в Милане, что сразу вызвало бурный резонанс. В 1958 году Шведская академия объявила, что Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе в знак признания его «крупных достижений в современной лирической поэзии и традициях русской художественной литературы». Писатель с радостью позвонил в Шведскую академию, чтобы выразить «безграничную благодарность, прикосновение, утешение и стыд». Известие о награждении вызвало бурю негодования в СССР, его произведения подверглись резкой критике, Пастернака также исключили из ассоциации, ему угрожали различными угрозами и вынудили отказаться от Нобелевской премии по литературе. Он стал единственным писателем в истории, который не только не удостоился награды, но вызвал унижение и катастрофу.
Сознание автора
Литература - это разновидность языкового искусства и эстетической идеологии, содержащейся в дискурсе. Ценность произведения искусства не в единстве идей, в обработке и шлифовке персонажей, а в ясности и определенности отношения автора к жизни на протяжении всего произведения. Сознание автора - это концентрированное выражение авторского мировоззрения, это устоявшаяся система. В тексте романа авторские мотивы «война», «природа», «любовь», «жизнь» и «религия» составляют категорию поля, наиболее интуитивно отражающую взгляды автора, формирующую мировоззрение и сознание автора.
Пастернак назвал «Доктора Живаго» «последним словом, которое он сказал всему миру, и самым важным словом». По имени и профессии главного героя Юрия Андреевича Живаго мы можем получить представление о мире, построенном по роману. Имя Юрия, которое Пастернак устроил для Живаго, легко напоминает «юридивый», а профессия Живаго, врач, также является персонажем, призванным спасать мертвых и лечить раненых, полный любви и мира.
III. Произведение
Образ автора - это не только основная часть речи в повествовательном тексте, но и ядро и душа произведения, концентрированное выражение всех мотивов. Иногда мы даже не можем интуитивно и точно определить его положение в тексте. Образ автора представляет собой многомерную трехмерную структуру. На вербальном уровне он содержит отношения между различными персонажами произведения, рассказчиком и одним или несколькими рассказчиками. Посредством такой языковой структуры мы можем всесторонне контролировать факторы разбросанного изображения автора, чтобы объединить их в полное изображение автора. «Отношение автора к художественной реальности, его точка зрения и эмоции - это не абстрактные идеи вне текста, а конкретные и материализованные эмоции, которые проникают в язык и воплощаются в риторической системе. Короче говоря, оставив лингвистическую структуру и риторическую систему произведения, оставив риторику, отношение и все содержание полностью исчезли.». [1, с. 263]
1. Дискурс рассказчика и образ автора
В повествовании от первого лица рассказчик является внутренним нулевым фокусом и имеет типичные характеристики двойных идентичностей: когда он рассказывает в настоящем времени и пространстве, он находится на уровне дискурса, то есть «Я» повествование за пределами рассказа, и когда он рассказывает о времени и пространстве, где он был в прошлом, он снова оказывается на уровне рассказа, то есть рассказываемое «Я» в рассказе.
В этом романе главный герой Живаго иногда является «рассказанным мной» как субъектом события, а иногда «повествовательным мной» для повествования. Две идентичности переплетаются, то есть двойная идентичность рассказчика и персонажа. Живаго однажды написал жене: «Если мое письмо вызвало у вас подозрение, может быть, я веду себя без разбора. Тогда я не могу винить женщину, которая может меня неправильно понять, и я должен также извинись перед ней». [3, с.159–160] В этом сегменте описываемое «я» является субъектом сознания. Внутренний мир главного героя не только выражается через внешние слова, но также проявляется через внутренние монологи. Такое «я» присутствует в истории и составляет своего рода внутренний ракурс, то есть внутренний фокус.
Повествование от третьего лица в «Докторе Живаго» можно увидеть повсюду, взяв на себя функцию всеведущего и всемогущего бесконечного повествования и достигнув эффекта «троицы» автора, рассказчика и персонажей. Этот вид повествования позволяет не только наблюдать за событием с высокой степенью всеведения и всемогущим рассказчиком, проникать во внутренний мир персонажей и исследовать духовную сущность людей; но также может комментировать то, что видят и слышат. как сторонний наблюдатель. В описании похорон матери Живаго прошлый характер времени расширил ощущение времени и пространства между субъектом и объектом повествования. Читатели могут в полной мере использовать права посторонних, чтобы понять причины и последствия происшедшего. событие и даже относитесь к персонажам рассказа как к рассказчикам.
Рассказчик от третьего лица - это «человек» с точки зрения Бога, который может объективно воспринимать все под любым углом и все знать. Он часто появляется со стороны рассказчика, но иногда заимствует внутреннюю перспективу персонажа или бесконечную перспективу наблюдателя. Однако, если мы хотим изучить образ автора в повествовательных произведениях, мы должны сосредоточиться на «субъективизации». В романе много прямой, квазипрямой и внутренней речи, которые являются категориями субъективизации повествования.
2. Дискурс от другого лица и образ автора
Живаго поссорился с кооперативом Костоедом: «Революция пробудила крестьян от глубокого сна. Он верил, что вот-вот осуществится заветное желание поколений: больше ни на кого не полагаться и жить свободно собственным трудом.» [4, с. 203] Это заявление направлено на то, чтобы подчеркнуть скептицизм Живаго по отношению к революция и прямые цитаты главного героя здесь также отражают ясную позицию автора: революция - обоюдоострый меч, который свергает старый режим и освобождает людей, но также приносит новый хаос.
Кроме того, в романе присутствует большое количество говорящих с самим собой и прямых внутренних монологов Живаго, которые играют жизненно важную роль в изображении образа персонажей и выделении характерных черт персонажей. Это косвенно отражает отношение автора к художественному творчеству. реальность и контрасты Авторский образ. В произведении, когда Живаго заболел, он увидел мальчика в оленьей куртке в галлюцинациях; он считал мальчика богом смерти, но мальчик помогал ему писать стихи. Этот иллюзорный образ предвещает то, что случилось с Живаго позже. В текстах, содержащих прямые цитаты, образ рассказчика ближе к образу автора.
По сравнению с прямой речью, косвенная речь более сжатая. Автор может резюмировать и резюмировать дискурс персонажа, так что читатели могут напрямую контактировать с дискурсом и внутренним монологом персонажа в постоянном потоке повествования и ускорять повествование в целом. Например: «Самдевиятов пришел к нему, принес вино и рассказал, что Лара уезжает с Комаровским с дочерью». Боль от потери Лары заставляет главного героя повествования неохотно добавлять перо и чернила для описания сцены разлуки. С одной стороны, это показывает беспокойство и бессилие Живаго, с другой - сочувствие и симпатию автора к персонажам. Сознание персонажа и сознание автора проникают друг в друга и противостоят друг другу, делая образ автора более ярким.
Образ автора наиболее выражен в повествовательных произведениях как образ рассказчика, реализованный через повествовательную перспективу и повествовательный тип. Образ автора и рассказчика не является устойчивым совпадением, и образ рассказчика имеет более конкретные объектные указания в произведении. Повествовательные приемы в повествовательных произведениях не статичны, многоперспективные и многоформатные методы повествования взаимодействуют, раскрывая образ автора с разных сторон.
Ⅳ. Читатель
Неизбежность присутствия читателя
Для осознания эстетического смысла произведения, не только авторского создания произведения, но и понимания произведения читателем, диалог между автором и читателем осуществляется через посредство произведения. Читатель - это «другой», и у него есть сознание автора, «сознание других», и истинный смысл произведения заключается в столкновении сознания автора «Я» и сознания читателя «Я». Такое участие может способствовать интеграции намерений автора и принятию читателем текста.
Повествование - это процесс, коммуникативная деятельность и кольцевая структура. Автор и читатель являются коммуникативными сторонами, использующими произведение как средство общения. Автор прикрепляет свое сознание к языку и структуре произведения посредством кодирования текстовых символов, а читатель читает и декодирует его, чтобы извлечь стержневое сознание автора, тем самым достигая диалога с автором. Бахтин считает, что диалогическое общение может быть прямым участием обеих сторон или косвенным текстом. Авторы и читатели представляют отношения между «мной» и «другими» в мире искусства, и категория читателей является незаменимым фактором для интерпретации образа автора.
Принятие конкретными читателями
«Доктор Живаго» вышел в 1957 году, но редакция «Нового света» считала, что стержневой дух романа - «ненависть к социализму». Пастернак отправил рукопись в Италию, когда он был подавлен, прежде чем она была успешно опубликована. Однако восхищение книгой в западном мире сделало положение писателя шатким: Ассоциация писателей в очередной раз раскритиковал «Живаго» и потребовал от правительства, находящегося у власти, изгнать Пастернака. В 1982 году СССР реабилитировал автора, а в 1988 году русская версия «Доктора Живаго» была официально опубликована в СССР.
«Доктор Живаго» всегда был неоднозначным из-за маргинального голоса. Например, некоторые исследователи полагают, что «Доктор Живаго» исходит не из диалектико-материалистического взгляда на историю, а из историко-идеалистического взгляда, чтобы размышлять над этим периодом истории, имеющим большое революционное значение», «уничтожили всю жизнь и отбросили назад историю» и «по существу отрицали историческое значение Октябрьской революции». Можно сказать, что «Доктор Живаго» действительно отражает русскую Октябрьскую революцию и последующую историю социализма с точки зрения гуманизма и индивидуальной жизни. Одна из его ценностей - это как раз то сложное и даже противоречивое отношение к истории и революции, которое демонстрирует роман.
Пастернак - представитель русского национального духа первой половины ХХ века. Его творение глубоко выражает духовное путешествие интеллектуала, который пострадал от боли, изгнания, греха и жертвы, но все еще сохраняет прекрасное убеждение и духовную совесть. Такая приверженность и совесть являются более важным критерием для измерения творчества Пастернака. Все это сформировало присущий «Доктору Живаго» благородный и меланхоличный характер. Поэтому «Доктор Живаго» также рассматривается как «роман о чистоте и достоинстве человеческой души», а его появление называют «одним из величайших событий в истории человеческой литературы и нравственности».
Ⅴ. Заключение
Составная структура авторского образа включает три категории: автор, произведение и читатель, которые соответствуют идеологической форме автора, форме дискурса и форме принятия соответственно. Личное мировоззрение, построенное на социальном и жизненном опыте Пастернака, и мировоззрение Живаго тайно пересекаются. Разнообразие повествовательных точек зрения и дискурса в романе прямо или косвенно раскрывает образ автора, а признание конкретных читателей также отражает другой слой образа автора. Русский дух глубоко в сердце Пастернака воплощен в Живаго: терпение страданий, забота о духовной жизни, стремление к очищению души, защита человеческого достоинства и совершенствование человечества.
Список литературы:
- Бай Чунжэнь. Литературная риторика, — М.: Издательство просвещения Чанчуня, 1993, — 263 с.
- Виноградов В.В. Наука о языке художественной литературы и её задачи, — М.: Гослитиздат, 1958. — 45 с.
- Пастернак Б. Л. Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Художественная литература, 1992. — Т. 5. — С. 703.
- Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: Окончательный авторский текст романа / Публ., подготовка текста и комм. Е. Б. Пастернака и В. М. Борисова // Новый мир : журнал. — 1988. — № 1—4.
Оставить комментарий