Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(174)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Брагина М.М. «ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ДИСКУРСА БЕНИТО МУССОЛИНИ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 4(174). URL: https://sibac.info/journal/student/174/240623 (дата обращения: 25.11.2024).

«ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ДИСКУРСА БЕНИТО МУССОЛИНИ»

Брагина Майя Максимовна

студент, факультет Иностранных языков и межкультурной коммуникации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

РФ, г. Москва

FEATURES OF POLITICAL LINGUISTICS ON THE EXAMPLE OF THE DISCOURSE OF BENITO MUSSOLINI

 

Maya Braghina

student, faculty of Foreign Languages and Intercultural communication, National research university «Higher School of Economics»,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Политика и язык - неразделимые понятия, взаимовлияющие друг на друга. В политическом мире язык сформирован и оценен таким образом, чтобы  успешно апеллировать к психологии общества. В определенные исторические периоды, как в случае  фашистской диктатуры в Италии, использование политического языка - неотъемлемая составляющая для успешного убеждения общества в тех или иных идеях. Целью работы является выявление особенностей речи итальянского диктатора, Бенито Муссолини (1922-1945 гг).

ABSTRACT

Politics and language are inseparable concepts that mutually influence each other. In politics, the language is formed and evaluated to successfully appeal to the psychology of society. In certain historical periods, as in the case of the fascist dictatorship in Italy, the use of political language is an integral part of successfully persuading the public of certain ideas. The aim of the work is to identify the features of the speech of the Italian dictator, Benito Mussolini (1922-1945).

 

Ключевые слова: лингвистика, политология, политическая лингвистика, язык, дискурс, история.

Keywords: linguistics, political science, political linguistics, language, discourse, history.

 

Политическая лингвистика - современная наука о языке, которая характеризуется мультидисциплинарностью, антропоцентризмом и тесной взаимосвязью с политологией, философией, социологией, культурологией и психологией. Становление политической лингвистики как самостоятельного раздела науки о языке началось в XX веке.

Как пишет в своем исследовании А. П. Чудинов, основной целью политической лингвистики является изучение связей между языком, мышлением, общением, субъектами политической деятельности и политическим состоянием общества, а также стратегиями и тактиками политической деятельности [6, c.7]. Важнейшими направлениями политической лингвистики являются исследования общих проблем коммуникации в политическом процессе, изучение политического дискурса, концепций, исследование коммуникативных стратегий и тактик. Известный лингвист А. Н. Баранов называет предметом политической лингвистики политический дискурс, который представляет собой общность дискурсивных практик, выявленных участниками данного процесса. [1, с. 261].

Дискурс политиков является объектом интереса не только лингвистов и других ученых, но также писателей. Джордж Оруэлл и Виктор Клемперер внесли большой вклад в политическую лингвистику, активно исследуя законы по которым  формируется тоталитарная система.

Д. Оруэлл в своем эссе «Политика и Английский язык» (1946 г) пишет:

«Политический язык — и это относится ко всем политическим партиям, от консерваторов до анархистов, — предназначен для того, чтобы ложь выглядела правдой, убийство — достойным делом, а пустословие звучало солидно.»[4]

Вышеприведенная цитата показывает, что умелое использование языка представляет собой самый эффективный способ убеждения людей в тех или иных идеях. Более детально Д. Оруэлл рассматривает феномен лжи в своем романе «1984» (1947 г), где автор доказывает что людям возможно выдать ложь за правду и основать государственную идеологию на основе оксюморонных лозунгов (например, «Война - это мир!»). В своем произведении автор внедряет даже новый термин - новояз. Новояз - это выдуманный язык тоталитарного общества из произведения Оруэлла, который основывается на противоречии и типичных лексических оборотах той или иной тоталитарной идеологии. Автор опирался на официальные документы нацистской Германии и сталинского СССР при создании этого специфичного языка. Данный термин широко используется в публицистике при разборе советских и фашистских документов.

Тот факт, что Оруэлл проявлял большой интерес к странам с тоталитарной формой правления неудивителен, ведь на примере этих государств лучше всего прослеживается сила языка и представление о том, какую роль он играет в убеждении народа и удержании власти. Тоталитарные правители прошлого века придавали большое значение коммуникации и языку, так как эти два фактора являются основными компонентами для успешного восхваления той или иной идеологии.

Связь между политикой и языком проявляется главным образом в том, что без коммуникации не может существовать ни один политический режим. Политики используют язык для информирования, указаний, проведения законодательных актов, убеждения и тд. Спецификой политики, отличительно от других областей человеческой деятельности, является ее преимущественно дискурсивный характер [2].

Всеохватывающее влияние тоталитаризма на коммуникативные процессы в обществе является фундаментом тоталитарной системы. Одна из основных черт тоталитарной идеологии - ее целевой взгляд на общественное развитие. Обещание лучшего и счастливого будущего должно было помогать людям забыть о трудностях и невзгодах повседневной жизни во время войны. Другой важной характеристикой такой идеологии является ее патерналистский характер. Данное явление заключалось в покровительственном, «отцовском» отношении лидеров к своему народу, что создавало благодатную почву для манипулирования сознанием людей. Когда же ситуация в стране становилась критической, правители старались, наоборот, подчеркивать, что они на одном уровне с подчиненными. Упомянутый феномен прослеживается в речах И. В. Сталина. Писатель Эдвард Радзинский в своей книге «Сталин» (1997 г) приводит пример из июльского обращения Сталина к советскому народу в связи с нападением Германии на Советский Союз в 1941 г : «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!». Употребляя обращение «Братья и сестры», Сталин подчеркивает, что он был выбран простыми людьми и является одним из них, тем самым располагая к себе доверие граждан [5, с. 78].

Тоталитарный режим всегда стремится сакрализовать власть и создать культ личности лидеров. Поэтому язык выступает в качестве основного инструмента убеждения и пропаганды.

В ораторском искусстве тоталитарных властей прослеживаются последующие характеристики:

  • преобладание задорного агитационного тона;
  • пропагандистский триумфализм;
  • преувеличение значимости достижений;
  • активное использование обобщений;
  • повышенная критика и пыл;
  • лозунговый стиль;
  • претензия на абсолютную истину;

В тоталитарном обществе можно также проследить феномен языковой политики. Данная система включает в себя ряд законодательных актов, которые ставят перед собой определенные социально-языковые цели. Например: изменение или сохранение существующих функционально-языковых норм, а также поддержка языков. Языковая политика, как и любой другой вид политики отражает ценности определенного класса, партии, этноса, часто в ущерб интересам других групп. Идеологи той или иной языковой политики часто руководствуются целым рядом социально-политических, экономических, идеологических, психологических, эстетических и культурных соображений. Например, в фашистской Италии, Муссолини ввел понятие “Итальянизация”, целью которой был переход на единый итальянский язык, и в перспективе упразднение  диалектов.  Преследовалось использование любых других языков. Данная лингвистическая аутархия заключалась в итальянизации иностранных слов, фамилий и имен людей, заимствованных слов и топонимов, все должно было звучать по- итальянски. Кульминацией стал закон от 23 декабря 1940 г., запрет на отображение иностранных слов как в заголовках промышленных или коммерческих компаний, так и в вывесках, и в любой другой форме рекламы.

Исходя из вышеупомянутых особенностей языка во время тоталитарного режима, следует вывод о том, что язык используется как средство формирования государства и приводится в действие различными способами, которые помогают достичь политических целей. Данное явление только подтверждает ключевую роль языка в продвижении идеологии.

Перед тем как перейти к непосредственному анализу дискурса Муссолини, следует привести краткую историческую справку. Исторический фон - неотъемлемая часть любого исследования. Данный элемент позволяет изучить материал более осознанно. В случае приведенных тезисов, историческая справка обретает повышенную важность, так как история и политика неразделимые понятия: чтобы понимать причину тех или иных действий политиков, нужно в первую очередь сверяться с тем, что происходит (или происходило) в мире.

Поскольку в основе данной работы лежит разбор некоторых речей итальянского диктатора Муссолини, в первую очередь стоит охарактеризовать период его правления (1922-1945 гг).

Основные движения к тоталитаризму, с последующим установлением диктатур, начались после Первой мировой войны в таких странах, как Италия, Германия и СССР.

Раньше всех в Европе фашизм возник в Италии, после Первой мировой войны в 1922 году, когда к власти пришел Бенито Муссолини. Фашизм - итальянское политическое движение, получившее свое название от “Fasci di combattimento”, что в переводе означает “союз борьбы”. Название движения отсылает к фасциям. Фасции - это атрибут власти древнеримских царей и императоров. Движение, основанное в 1919 году Б. Муссолини,  сформировалось как партия в 1921 году и через год, эта партия победила на выборах, сформировав коалиционное правительство вместе с националистами, либералами, социал-демократами и народными демократами [11]. Начиная с 1925 года, партия преобразилась в диктаторский режим тоталитарного и националистического характера, который удерживал власть в Италии до 25 июля 1943 года.

Фашизм выступил в качестве альтернативы марксистскому коммунистическому учению и либеральному капитализму. Он признает частную собственность, но отвергает принципы либеральной демократии. Фашизм сочетал в себе элементы корпоративизма, национализма, милитаризма, антилиберализма и антикоммунизма.

Муссолини думал, что демократия - это неудавшаяся система. По его мнению свобода выражения мнений и свобода партий - это фикция, и что фашизм объединит людей под властью государства. Следствием этого убеждения была идея о том, что все, что может препятствовать национальному единству, должно быть избавлено, причем насильственно. Понятие «общество» не было расплывчатой идеей. Муссолини и его последователи, скорее, имели очень конкретные представления о том, кто должен стать частью нации. Из этого следовало, что те, кто не соответствовал шаблону, рассматривались как нарушители этого единства и, следовательно, подвергались насилию [11].

Конечная цель диктатора Муссолини - создать великую Италию. Данная идея основывалась на желании восстановить и расширить территории, которые итальянские фашисты считали необходимыми для нации, чтобы утвердить свое превосходство в Европе и не поддаться распаду страны на север и юг.

Бенито Муссолини вошел в историю как основатель фашистской партии, которая затем постепенно превратилась в диктатуру. Итальянский политик, журналист и диктатор Муссолини родился в Довии-ди-Предаппио 29 июля 1883 года и был казнен в 1945 году [7].

На протяжении всей жизни Муссолини был талантливым публицистом, руководил несколькими ежедневными газетами (как например, «L'avvenire», «La lotta di classe»). Благодаря интересу к журналистике, Бенито прекрасно понимал какое сильное влияние  язык оказывает на общественное мнение, как элементарная демагогия может менять политические взгляды и предпочтения людей. Он уделял огромное внимание пропаганде. Его постоянные публичные выступления  перед итальянским народом имели колоссальный успех.

Автор статьи «Mussolini e il potere di farsi e disfarsi da sé» для газеты «il Giornale» Франческо Перфетти пишет о Муссолини:

«Он сознательно или бессознательно использовал ложь как инструмент лицемерия или самоутверждения. Например, образ «кузнечного сына», был маленькой ложью, скрывшей тот факт, что он на самом деле происходил не из пролетариата, а из мелкобуржуазной семьи. Этот образ, пропитанный нищетой и простотой, соответствовал мифу о человеке, который произошел от обычных людей.» [10]

Вышеперечисленные подробности образа Муссолини указывают на его способность выстраивать стратегию для выгодной коммуникации с народом.

Просмотрев и прочитав несколько выступлений политика, для дискурса Муссолини возможно выделить характерные приемы для убеждения:

1) Mare nostrum

Муссолини внедрил это словосочетание для фашистской пропаганды. Mare nostrum - римское названия Средиземного моря (дословно наше море), но во время фашизма этот термин обрел другое значение, по мнению вождя, Италия является государством-приемником Римской империи которое, следовательно, как таковое, должно было вернуть себе контроль над бывшими римскими территориями в Средиземном море. Бенито Муссолини мечтал вернуть былую римскую мощь в современных реалиях.

9 мая 1936 года лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини произнес одну из своих самых известных речей. Италия победила во второй итало-абиссинской войне. Король Италии теперь был правителем империи. С балкона Палаццо Венеция в Риме Муссолини, перед восторженной толпой, провозгласил восстановление итальянской империи. Речь открывалось словами:

«Италия, наконец, имеет свою империю. Это фашистская империя, империя мира, империя цивилизации и человечества».

2) Латынь

Также стоит упомянуть, что Муссолини очень часто использовал латынь - язык могущественных людей, таких как императоры Цезарь и Август, чтобы убедить итальянцев в том, что они являются законными наследниками Римской империи [9].

В статье под названием «Passato e avvenire», опубликованной в газете Popolo d’Italia 21 апреля 1922 года по случаю годовщины основания Рима, Бенито Муссолини выразился следующим образом:

«Рим - наша отправная точка и ориентир; это наш символ или, если хотите, наш миф. Мы мечтаем о римской Италии, то есть мудрой и сильной, дисциплинированной и имперской. Многое из того, что было бессмертным духом Рима, возрождено в фашизме: Рим - это Литторио, Рим - наша боевая организация, Рим - наша гордость и наша храбрость: Civis Romanus Sum.»

Отсылка к латыни Civis Romanus Sum - это не что иное, как торжественное желание или, скорее, утверждение с перфоративным намерением, которое станет реальностью только два года спустя, 21 апреля 1924 года.

3) Повышенный пыл

16 ноября 1922 года Муссолини представил свое правительство парламенту с так называемой «бивуачной речью» (термин «бивуак» отсылает к Первой Мировой Войне, когда солдаты не покидали  траншеи месяцами ), которая вошла в историю своей презрительной жесткостью. Это был первый шаг на пути, который привел фашизм к захвату не только правительства, но и государства, устранив все формы демократической законности, политической свободы и свободы профсоюзов и т.д. [8].

Муссолини произнес свою речь, не обращая внимания на людей перед ним. Высокомерные и часто угрожающие слова, сухой громкий голос, откровенная демагогия и позерство- делали речь  пронзительной. Ритм речи и выбор звуков предполагают преобладание «ритмической логики» над смысловой, что оказывает определенное привлекательное воздействие на собеседников. Более того, из его предложений следует, что оппозиция не воспринималась как возможная. Муссолини говорил о настоящем и будущем как о чем-то естественным: он выражал свои концепции как окончательную истину, действующею как для настоящего, так и для будущего правительства. Все это повлияло на повышение доверия к нему, как спасителю нации, что привело к невероятному росту его  сторонников.

Наличие метафорических выражений в этом дискурсе, как и во всей пропаганде Муссолини, использовались как лингвистические инструменты, побуждающие слушателей к действию.

Язык - это основа общества, это следствие окружающей среды и образа мышления. Язык создает реальность. Соответственно умение правильно выражать свои мысли и строить коммуникацию являются очень важными в жизни человека в обществе. В мире политики без данных способностей не обойтись, поэтому успешный политик в первую очередь является искусным оратором.

Целью работы было выявление особенностей выступлений  итальянского вождя Муссолини. На примере упомянутого политического деятеля, данная работа отразила важность роли языка в формировании фашистской идеологии и эффективность диктатора в коммуникации с народом. В целом, работа выполнила все представленные задачи.

Политическая лингвистика как никогда актуальна, учитывая глобализацию и постоянные встречи представителей разных стран. Так как данная наука только недавно начала путь своего становления, в этой сфере исследования есть еще много тем для раскрытия и изучения.

 

Список литературы:

  1. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
  2. Никулина Д. Е. Политический дискурс как объект лингвистического исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017.
  3. Оруэлл Д. 1984 / Оруэлл Д. — М. : АСТ, 2021. — 320 с.
  4. Оруэлл Д. сборник Джордж Оруэлл: Лев и Единорог. Эссе, статьи, рецензии. / — М. : Московская школа политических исследований, 2003.  — С. 341-356.
  5. Радзинский Э. С. СТАЛИН / Радзинский Э. С. — М. : АСТ, 2018. — 544 с.
  6. Чудинов А.П. Политическая лингвистика : учеб. пособие / А.П. Чудинов. — М. : Флинта : Наука, 2006. — 256 с.
  7. Hibbert, C. and Foot, . John Benito Mussolini. Encyclopedia Britannica, 2021
  8. Monticelli C. Cos'è il discorso del bivacco - Sapere.it by De Agostini, 2020
  9. Øystein Rygg Haanæs Using language as a weapon: How Mussolini used Latin to link fascism to the mighty Roman Empire / University of Oslo, 2019
  10. Perfetti F. Mussolini e il potere di farsi e disfarsi da sé — il Giornale, 2021
  11. Waxman Olivia B. What is Fascism? What to know about its Brutal Origins - Time, 2019
  12. Речь Муссолини 16 ноября 1922 года https://it.wikisource.org/wiki/Italia_-_16_novembre_1922,_Discorso_del_bivacco
  13. Речь Муссолини 9 мая 1936 года https://youtu.be/x-3oLnFw9wU
  14. Речь Муссолини 21 апреля 1939 года https://youtu.be/MJAMmcxWwQ0

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.