Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(194)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Г. ФЛОБЕРА «ГОСПОЖА БОВАРИ»
THE ARTISTIC ORIGINALITY OF THE NOVEL BY G. FLAUBERT "MADAME BOVARY"
Elizaveta Berezhnaya
Student, Department of English Language and Teaching Methods, Belgorod State National Research University,
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается художественное индивидуальность романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Обобщены уже имеющиеся сведения, а также самостоятельно изучены детали данного произведения.
ABSTRACT
The article discusses the artistic individuality of Gustave Flaubert's novel "Madame Bovary". The already available information is summarized, as well as the details of this work are independently studied.
Ключевые слова: стилистические особенности романа, идеостиль писателя.
Keywords: stylistic features of the novel, the writer's idiostyle.
Произведение «Госпожа Бовари» Г. Флобера большинство критиков считают совершенным созданием искусства, актуальным и в наше время. Сюжет книги прост и хорошо продуман. Важнейшей частью этого произведения являются точно подобранные художественные детали. Для Флобера место каждого слова, музыкальное звучание фразы, выбор ритма были предметом долгих поисков и размышлений [2, с. 56]. Изучением творчества Флобера занимались такие известные ученые, как М. М. Бахтин, З. С. Зенкин, В. Набоков, Д. В. Решетов и многие другие. Проблема данного изучения – стилистические особенности романа «Госпожа Бовари». На наш взгляд, идеостиль писателя обусловлен особым вниманием к деталям, именно это определяет манеру изложения.
В произведение «Госпожа Бовари» Г. Флобер придерживается объективного стиля изложения, который характеризуется отсутствием прямых оценок героев, их решениям и ситуациям с их участием [1, с. 87]. Однако автор уделяет особо внимание деталям при описании психологических портретов. Например, для описания Родольфа Буланже автор использует вещи из гардероба персонажа. Так, туалет Родольфа состоял из «банальности и изысканности». При этом одежда описывается с большим вниманием к элементам, которые могут показаться излишними, но таковыми не являются. Флобер показывает, что наличие денег не гарантирует наличие вкуса. В целом, для большинства описаний характерно внимание к материальным объектам: костюм, вещи и др. Однако, когда автор показывает описания от лица Эммы, внешний облик преображается. В нем появляется телесная красота [3, с. 192]. В Родольфе героиня видит такие черты, как «черные кудри», «загоревший лоб», «мощный стан» [4].
Также важным художественным элементом является разговорная речь второстепенных персонажей, которая наполнена пустыми беседами и изобилует штампами. Таким образом автор старался показать несамостоятельность современников и отсутствие личностного начала. Показательным примером является аптекарь Омэ, который часто использует различные цитаты, постоянно что-либо советует и участвует во всех беседах. При этом его реализация происходит исключительно «вовне», поскольку во «внутреннем мире» героя ничего нет. Так, в разговоре с трактирщицей аптекарь начинает длинный монолог с аргументацией своей позиции, но умолкает из-за отсутствия слушателей: «Тут фармацевт, поискав глазами публику, смолк – увлекшись, он вообразил, что произносит речь в муниципальном совете» [4]
В описаниях Флобера присутствуют черты импрессионизма, которые проявляются в узком угле зрения на объект наблюдения, что позволяет концентрировано изучить явление с единственной точки зрения, без обобщений. Спецификой описаний автора можно считать подход с точки зрения живописца: учет освещения, угол зрения, эмоция объекта и субъекта, индивидуальность восприятия. Так, в романе «Госпожа Бовари» можно встретить следующие описания глаз Эммы от лица разных персонажей:
Взгляд Шарля при первом появлении Эммы: «Если говорить о красоте, то вся ее красота была в глазах. Они действительно были прекрасны – темные, от длинных ресницы казавшиеся черными».
Взгляд во время бала при свечах: «Темные глаза Эммы казались темнее».
Взгляд Леона при первой встрече: «Пристально глядя на него широко открытыми черными глазами».
Взгляд Родольфа при первой встрече: «У нее черные глаза».
Взгляд Эммы в день, когда ее соблазнил Рудольф: «Никогда у нее не было таких черных глаз».
В результате, можно сделать вывод, что художественное своеобразие романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» включает скрупулезное внимание к деталям. Однако автор придерживается объективного стиля изложения материала и не прибегает к конкретизации описаний. Флобер уделяет особое внимание речи героев, их быту и гардеробу и также описанию персонажей от лица разных героев. Это заставляет читателя внимательно изучать описания для того, что понять персонажей, а также замысел автора. Важно отметить, что автор придавал особое значение каждому слову и предложению, что создает сильный текст и подтекст, который считывается читателем. В данной статье мы рассмотрели художественное своеобразие романа Гюстава Флобера с целью обобщить уже имеющиеся сведения, а также самостоятельно изучить детали данного произведения.
Список литературы:
- Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. – СПб.: Азбука, 2000. – 226 с.
- Мартыненко Н. К. Отражение идей «философии жизни» в стратегии, символике и художественных деталях европейского романа XIX в. (на материале романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» // Вестник ВУиТ. – 2016. - №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-idey-filosofii-zhizni-v-strategii-simvolike-i-hudozhestvennyh-detalyah-evropeyskogo-romana-xix-veka-na-materiale-romana-g/viewer
- Набоков В. Две лекции по литературе. – Иностранная литература, 1997. – URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/lekcii-po-
- Флобер. Г. Госпожа Бовари. – URL: https://librebook.me/madame_bovary/vol2/1
Оставить комментарий