Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(21)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Тотрова М.М. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 1(21). URL: https://sibac.info/journal/student/21/93015 (дата обращения: 25.11.2024).

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ

Тотрова Мадина Магомедовна

магистрант, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью Московского финансово-юридического университа

РФ, г. Москва

Телеиндустрия в России на сегодняшний день является наиболее динамично развивающимся сектором медиаиндустрии. Телевидение, в свою очередь, занимает ключевое место в системе средств массовой информации. По охвату аудитории и времени вещания – ему нет равных. Подобная тенденция развития отрасли наблюдается по всему миру.

Расцвет телевидения пришелся на 90-е годы прошлого века. Тогда в России была создана развитая инфраструктура, которая позволила охватить телевизионным сигналом практически всю территорию страны.

Сегодня телевизионный ландшафт страны отличается хоть и большим разнообразием, но плохо систематизированным. Е.Л. Вартанова и В.П. Коломийца выделяют такие подходы к классификации телевидения:

— по охвату (общенациональное, федеральное, региональное);

— по целевой аудитории (массовое, нишевое);

— по способу доставки телевизионного сигнала (эфирное, неэфирное, широкополосное интернет-ТВ и мобильное ТВ);

— по доступности для абонентов (бесплатное, общедоступное, платное);

— по типу сигнала (аналоговое, цифровое, стандартное (SD), высокой четкости (HD));

— по природе программных стратегий (универсальное, специализированное);

— по типу организации вещания (централизованное, сетевое);

— по функции в производственной цепочке отрасли (вещатели/каналы, производители программ/производящие компании, агрегаторы, дистрибьюторы и операторы);

— по типу собственности (частные, государственные, смешанные предприятия).

Под современным телевидением понимают средство массовой коммуникации, которое передает аудитории телевизионные каналы (аудиовизуальные сообщения, организованные в потоки). Ключевым для телевидения выступает  понятие телевизионного канала.

Телевизионным каналом называют набор аудиовизуальных материалов, организованных в сетку программ в соответствии с концепцией вещания; а также совокупность технических средств и каналов, благодаря которым осуществляется транспортировка контента. Иными словами, телевизионным каналом можно считать организованный во времени поток аудиовизуального контента, который специально подобран и доставляется с помощью определенных  технических средств. В целом телевидение представляет собой комплекс телеканалов – ряд аудиовизуальных потоков и способов их доставки до целевой аудитории.

Существуют общедоступное и платное телевидение. Первое представлено центральными субъектами телевизионного рынка. Всего в данном сегменте работает 20 телеканалов. Они и претендуют на статус телеканалов общенационального охвата.

В большинстве случаев сетка общедоступных каналов заполняется развлекательным контентом (фильмы, сериалы, юмористические и развлекательные программы и т.д.). Несмотря на то, что телеканалы имеют свою тематическую, жанровую и стилистическую специализацию, они являются достаточно универсальными.

Сегмент платного альтернативного телевидения формируют телеканалы, число которых неизменно меняется: появляются новые, прекращают свое вещание уже существующие. Чаще всего компания-производитель канала взимает плату за право трансляции со спутниковых и кабельных операторов.

В условиях постоянно развивающейся и расширяющейся медиасистемы именно телевидение оказывает большое информационное, просветительское и культурное влияние на население. Определяющей особенностью современного российского ТВ является его роль в формировании национальной идентичности, которую сложно переоценить в стране с 11-ю географическими часовыми поясами, огромной протяженностью, языковым и религиозным разнообразием. И хотя российские телеканалы вещают в основном на русском языке, они не действуют деструктивно на сохранение национально-этнического разнообразия.

Телеканалы являются одним из основных каналов доступа к общеполитической информации, а также пространством культурного и рекреационного взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что развлекательная функция в последние годы занимает доминирующую позицию в зрительских предпочтениях, объеме эфира, значении в программных стратегиях. Телевидение стало частью индустрии развлечений. Это характерно как для российского телевизионного рынка, так и для мирового.

 Стратегию развития телевидения как индустрии и средства массовой информации среди прочих определяет технологический прогресс. Так, в 2009 году в стране начался переход на цифровое вещание. И хотя первоначальная версия Федеральной целевой программы развития телерадиовещания предусматривала полное отключение «аналога» еще в 2015 году, постановлением правительства этот срок бы отодвинут на 2018 год. Причиной переноса стала сложная экономическая ситуация в стране в целом и в сфере телевидения и телерадиовещания в частности.

Цифровая революция открывает перед отечественным телевидением новые возможности в сфере  некоммерческого вещания. Становится возможным создавать новые модели общественного телевидения, развивать производство детских, документальных, культурных, просветительских программ.

Параллельно формируются и развиваются новые бизнес-модели, которые уходят от ориентации на рекламу. В их основе лежит  платный доступ к контенту. Но, тем не менее, в данный момент сложно прогнозировать глобально по какому пути будет дальше развиваться телевидение, и какой станет роль аудитории в процессе создания и вещания телеканалов.

Несмотря на динамику развития отрасли, можно сделать вывод, что российские реалии мало отличаются от ситуации в большинстве стран мира. На первый план сегодня выходит создание и реализация осознанной государственной медиаполитики, которая зависит от взаимодействия с самой телеиндустрией, гражданским обществом и зрителями, а также выполняет экономическую и культурную задачи.

 

Список литературы:

  1. Апполонова Л.П. Журналистика как социальный институт: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008.
  2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. - М.; Высшая школа, 2009.
  3. Васильева Л.А. Делаем новости! Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2008.
  4. Ким М.Н. Новостная журналистика: базовый курс: учебник. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
  5. Козловский В.Н. Телевидение. Взгляд изнутри. 1957-1996 годы. - М: Готика, 2007.
  6. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. и др. Телевизионная журналистика.М., Изд-во МГУ; "Высшая школа", 2006.
  7. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: Справочник. - М.: ИД Святогор", 2008.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.