Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(231)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11
ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
АННОТАЦИЯ
В статье систематизируются знания и о психологизме и его основных формах. Рассматриваются понятие психологизма с точки зрения различных авторов.
ABSTRACT
The article systematizes knowledge about psychologism and its main forms. The concept of psychologism is considered from the point of view of various authors.
Ключевые слова: психологизм, произведения, писатели, формы психологизма, приемы психологизма.
Keywords: psychologism, works, writers, forms of psychologism, techniques of psychologism.
Психологизм художественной литературы был переведен в научную сферу А. А. Потебней, Д. Н. Овсянико-Куликовским, исследовался литературоведами М. М. Бахтиным, JI. Я. Гинзбург, А. Б. Есиным, Д. С. Лихачевым, психологами Л. С. Выготским, И. В. Страховым, Г. Г. Граник, О. В. Соболевой.
Термин "психологизм" понимается в двух значениях. В широком смысле этот термин подразумевает общее свойство литературы и искусства восстанавливать человеческую жизнедеятельность и характеры. При таком раскладе психологизм присущ всякому писательскому произведению. В узком смысле, психологизм такое свойство, которое характерно исключительно для определенных произведений. С этой позиции психологизм представляется специализированным приемом, формой, дозволяющей, верно и оживленно представить душевные метания. Согласно А.Б. Есину, "психологизм - это определенная художественная форма, за которой стоит и в которой выражается художественный смысл, идейно-эмоциональное содержание".
Также Есин подмечал что, психологизм - «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы».
О. Н. Осмоловский отмечал, что русской литературе «в целом был свойственен онтологический психологизм: «конечное объяснение человека в русской литературе и философии не психологическое, а онтологическое - с учетом божественной первоосновы бытия». Он предлагает дополнить и систематизацию форм психологического анализа и терминологию, предложенную Л. Я. Гинзбург и А. Б. Есиным, которую обычно используют современные исследователи психологического искусства: введение понятий этического, драматического и лирического психологизма представляется логическим и оправданным.
«Ему плохо», «он сейчас не в настроении», «она сконфузилась и побледнела» — каждая схожая выдумка в произведении в любом случае сообщает нам об ощущениях и переживаниях литературного персонажа. Но это не является психологизмом. Особое представление внутреннего переживания личности любыми средствами в частности художественными, глубина и точность попадания писателем во внутренний мир героя, способность основательно характеризовать всевозможные психические состояния и процессы (чувства, мысли, вожделения и т.), замечать все его эмоции — вот в общих чертах приметы психологизма в литературе.
Психологизм, предстает как единство стиля, систематизированных приемов, которые направлены на наиболее полное, совершенное и подробное раскрытие внутреннего круга героев. Тогда и говорят о «психологическом романе», «психологической драме», «психологической литературе» и о «писателе-психологе».
Психологизм предстает, как возможность закрадываться во внутренний мир человека, который в той или иной мере присущ всякому искусству. Впрочем, собственно литература обладает неповторимыми способностями передавать душевные состояния и процессы из-за характера своего образа.
Наличие или отсутствие в литературном произведении психологизма в узком понимании не будет являться достоинством или недостатком произведения, - это лишь его особенность, обусловленная идеей произведения, его содержанием и тематикой, а также авторским осмыслением характеров. Психологизм, когда он присутствует в произведении, является организующим стилевым принципом и определяет художественное своеобразие произведения.
По мнению Есина, существуют три основные формы психологического изображения. Две из них, как мы уже указывали выше сформулировал в своем исследовании И.В. Страхов: "Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров "изнутри", - то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ "извне", выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики". Эти формы психологизма называют соответственно прямой и косвенной. Есин выделяет еще одну форму психологического изображения - прямое называние автором чувств и переживаний, происходящих в душе героя. Он называет такой способ суммарно-обозначающим.
Психологизм имеет собственную внутреннюю структуру, то есть складывается из приемов и способов изображения. Как правило, в произведениях подчеркнуто психологического характера писатель акцентирует внимание на внутренних, а не на внешних деталях. Мы чаще встретим описание всех нюансов переживаний героя, чем подробный анализ его внешнего вида. Но кроме количественного соотношения в таких произведениях меняется и принцип их взаимосвязи. Если при обычном повествовании внешние детали существуют независимо, то здесь они будут подчинены общему содержанию, будут непосредственно связаны с душевными переживаниями героев. Помимо своей непосредственной функции воспроизведения жизни, они приобретают и другую важную функцию - сопровождать и обрамлять психологические процессы. Предметы и события являются при таком подходе материалом для размышления, поводом к рассуждению и могут ничего не значить без соотнесения с внутренним миром героя.
Внешние детали (пейзаж, мимика и жесты, портрет) не являются непосредственным способом выражения психологизма, но при соответствующем окружении приобретают дополнительные функции. Так, не любой портрет характеризует героя с психологической точки зрении, но при соседстве с психологическими деталями он принимает на себя часть их функций. Однако не каждое внутреннее состояние можно передать через жесты и мимику или через аналогию с состоянием природы, поэтому эти средства не являются универсальными.
Список литературы:
- Литовкина, А. М. Концепт "Сибирь" и его эволюция в русской языковой картине мира : от "Сибирских летописей" до публицистики В. Г. Распутина : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Литовкина А. М. . – Москва, 2008. – 20 с.
- Локтев, Н. Ф. «Житийный» рассказ в современной русской новеллистике : автореф. дис. … канд. филол. наук / Локтев Н. Ф. ; Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. – М., 1981. – 17 с.
- Ма Сяоди. Проблема национального самосознания в творчестве В. Г. Распутина : автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Ма Сяоди ; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. – Москва, 2015. – 25 с.
Оставить комментарий