Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(239)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
КНИЖНЫЕ БЛОГИ В СИСТЕМЕ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ
АННОТАЦИЯ
В статье проводится анализ характерных черт арт-журналистики, которые присущи современным книжным блогам. Рассматриваются особенности фактуального информирования, оценочности, волеизъявления и речевых средств, используемых в букблогах.
Ключевые слова: арт-журналистика, книжный блог, оценочность, фактуальное информирование, волеизъявление.
В последние десятилетия в российских медиа расширился сегмент досуговой журналистики. Постепенно возникают новые подвиды досуговых медиа, появляются новые формы взаимодействия с аудиторией (интерактивные сайты, блоги, мастер-классы и т.д.).
Исследователи до сих пор не пришли к единому определению тематических границ досуговых медиа. К. Д. Истомина, обобщив имеющиеся научные труды, выделила несколько подвидов досуговой журналистики: научно-популярная, спортивная, гендерная, кулинарная журналистика, арт-журналистика, fashion-журналистика и трэвел-журналистика [3, с. 319]. Исследователь А. А. Сидякина определяет арт-журналистику как «регулярную и систематическую информационно-аналитическую деятельность по освещению в СМИ событий и явлений искусства и художественной жизни (в том числе театральной, литературной, музыкальной, кинематографической и т.д.) с использованием всех жанров и форм подачи материала, при наличии оценочности и компетентного критического суждения» [5, с. 125].
Основной целью арт-журналистики Н. С. Цветова называет «стимулирование потребительского интереса к арт-объектам, обладающим определенной эстетической и материальной ценностью, к арт-событиям и персонам, эти ценности производящим» [9, с. 25].
Сейчас в арт-журналистике принято выделять два разных сегмента: массовую журналистику и арт-критику. Арт-критика представлена «текстами об искусстве, бытующими в специализированных журналах, выставочных каталогах и адресованными главным образом узкому экспертному сообществу», тогда как массовая газетная критика «рассматривает художественное событие в контексте общественной или светской жизни, стремится популяризовать художественные смыслы, сделать произведение искусства доступным пониманию широкой аудитории» [5, с. 126]. Нас интересует массовая критика, так как она заложила основы существующих в интернете книжных блогов.
Рекреативная арт-журналистика, ориентированная на массового читателя, реализует задачи информирования аудитории, анонсирования наиболее значимых событий и ориентирует читателей в культурно-досуговом пространстве. В то же время массовая журнальная критика обладает несколькими особенностями [5, с. 127]: любая информация о событиях культуры преподносится в виде редуцированной рецензии рекомендательного характера; авторские оценки чаще всего субъективны и связаны с личным восприятием и отношением; аргументация, использованная автором, не всегда убедительна, так как основная задача — представить новинку в сфере развлечений.
В систему арт-СМИ входят монотематические и политематические медиа, первая группа представлена СМИ, затрагивающими узкую область искусства, а вторая группа может освещать досуговую сферу целиком или же затрагивающие не только эстетические взгляды, но и гражданскую позицию аудитории [8, с. 149-150]. Монотематические арт-СМИ представлены медиа в сфере литературы, театра, кино, живописи и т. д.
Мы рассматриваем особенности арт-журналистики в аспекте книжных блогов, как одной из частей современных монотематических медиа о литературе, возникших в результате трансформации арт-медиадискурса. Букблогеры, подобно арт-журналистам, пишут отзывы на литературные произведения, создают подборки книг и описывают события литературной среды, чтобы вызвать у аудитории интерес к определенным книгам, авторам или явлениям.
В любом журналистском тексте реализуются три основные интенции: фактуальное информирование, оценка и побуждение. Специфику арт-журналистики определяет ярко выраженное оценочное информирование, но фактуальное информирование и волеизъявление также включаются в задачи арт-медиадискурса.
Факт рассматривается в журналистике в соответствии с определением Л. А. Поелуевой как «достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью» [4, с. 5]. Исходя из определения, мы можем сделать вывод, что фактуальное информирование в арт-журналистике реализуется путем сообщения о свершившемся взаимодействии с предметом искусства (например, прочтении литературного произведения, просмотре спектакля и т. д.). В книжных блогах авторы чаще всего сообщают читателям о завершении процесса чтения книги:
Для меня комикс никогда не был супергеройским жанром. Не читала ничего про Человека-паука или Черную вдову. Вот уже лет пять я знаю комиксы с другой стороны. <…> Сегодня к этой коллекции важных текстов и картинок присоединился роман «Сибирские хайку» о депортированной литовской семье от издательства «Самокат».
(Telegram-канал «Женщина пишет», 31.01.22 г.)
В представленном тексте мы видим, что автор сообщает о факте прочтения книги путем небольшой предыстории о прочитанных ранее комиксах и приемах олицетворения с помощью выражения присоединился к коллекции. Автор обращается к прецедентным именам (Человек-паук, Черная вдова), которые помогают привлечь внимание любителей популярных комиксов. Глагол присоединился помогает продолжить мысль о том, что этот комикс стал одним из множества других, а словосочетание важные тексты выражает отношение автора к темам, которые затрагиваются в книге.
Некоторые исследователи выделяют в рецензиях на литературные произведения несколько видов содержательно-фактуальной информации текста: сообщения о свершившихся фактах и событиях (прочтение книги, появление книги на полках магазина и т. д.), а также сообщения о содержании текста (краткий пересказ сюжета, перечисление литературных персонажей, опора на биографию автора и др.) [2, с. 299]. В рецензиях книжных блогеров сообщения о содержании текста существуют наравне с сообщениями о свершившихся фактах:
Один дом на окраине города, один писатель, одна сумасшедшая фанатка, одна неверно написанная книга, которую нужно переписать, и долгие месяцы ужаса, боли и страха — это "Мизери".
(Telegram-канал «Книжный лис», «Стивен Кинг. Мизери», 06.03.22 г.)
Основная задача автора — кратко рассказать о сюжете книги и главных действующих лицах. С помощью лексического повтора числительного «один» создается ощущение ограниченности действия, будто бы реализуется единство места и времени. Читатели понимают, что на небольшой отдаленной территории (дом на окраине) с двумя главными героями (писатель и фанатка) будут происходить непонятные и страшные вещи (месяцы ужаса, боли и страха). А причиной всего этого становится литературное произведение. Такой пересказ сюжета не раскрывает основных сюжетных поворотов, делая будущее чтение интересным, но в то же время отсеивает тех, кто не любит читать ужасы. В данном случае информирование реализуется с помощью существительных и прилагательных.
С помощью фактуального информирования автор доносит до аудитории достоверные сведения о реальности, а оценочное информирование основывается на субъективном восприятии окружающего мира. Все происходящее вокруг автор текста соотносит с личным опытом. Тексты арт-журналистики характеризуются наличием ярко выраженной оценочности. В журналистских материалах используются общие (положительные или отрицательные) и частные оценки [7, с. 174-175]. В современной лингвистике принято выделять несколько типов частных оценок [1, с. 75-76]:
- сенсорно-вкусовые (вкусный — невкусный);
- психологические (интеллектуальные: интересный, скучный, банальный; эмоциональные: печальный, приятный);
- сублимированные или абсолютные:
- эстетические (прекрасный, некрасивый);
- этические (безнравственный, добрый, порочный);
- рационалистические:
- утилитарные (вредный, благоприятный);
- нормативные (правильный, некорректный, здоровый);
- телеологические (эффективный, неудачный).
Н.С. Цветова описала типы частных оценок, присутствующих в арт-дискурсе. Это психологические, утилитарные, нормативные, идеологические оценки, а также «бесспорная оценочная доминанта — оценки эстетические» [9, с. 36]. Анализ книжных блогов позволяет нам назвать типы оценок, которые можно увидеть в текстах букблогеров. Наибольшее количество частных оценок в книжных блогах составляют психологические оценки (Цикл про Семь сестёр очень необычный и интересный — Блог «Саша Керн — читающий писатель», 12.01.22) и эстетические оценки (Мир, нарисованный автором, тёмный и гиблый, но погружение в него стопроцентное — Telegram-канал «Книжный Лис», 03.03.22.).
В числе других особенностей оценок, содержащихся в арт-медиадискурсе, следует отметить разнообразие речевых средств (наиболее часто используются ирония, переносное значение слов, языковая игра, антитеза и др.). Рассмотрим пример использования речевых средств в книжных блогах:
Книга начинается страшными, выразительными эпизодами, которые произвели на меня такой сильный эффект, что вряд ли сотрутся из памяти. Брошенный ребёнок, вступивший в схватку со смертью. Темнота, холод, голод, одиночество, безысходность — и среди всего этого находится место возрождению и спасению.
Единственная ли это борьба, которая выпадет на долю Гунплена — человека, который обречен носить вечную маску смеха? Отнюдь. Ему предстоит противостоять самому себе, своим слабостям, тщеславию и искушениям. Порой нас могут не сломить самые зловещие бури, в то время как мимолетные соблазны придут во всеоружии и понесут за собой гибель.
(Блог «Алина. Литературное поместье», 29.10.21)
Приведенный отрывок — это рецензия на произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется». Авторская оценка в данном случае выражена с помощью эпитетов (страшные эпизоды, брошенный ребенок, зловещие бури), приёма градации (темнота, холод, голод, одиночество, безысходность), устойчивых выражений (стереть из памяти, схватка со смертью). Выбранная автором лексика создает эффект гнёта, темноты и отчаяния, что соответствует сюжету книги и судьбе главного героя. Второй абзац представлен вопросно-ответной формой изложения, которая помогает автору кратко описать события, которые происходят с Гунпленом, дать читателям верное представление о книге и в то же время высказать собственное отношение к произведению. По мнению блогера, главный герой успешно справляется со всеми «зловещими бурями», выпавшими на его долю, но в итоге погибает от «мимолетных соблазнов». Но, несмотря на противопоставление, которое использует автор, у нас не создается впечатления о слабости героя, образ, который уже создан с помощью речевых средств, описывает сильную личность, у которой тоже могут быть свои слабости.
Оценочность в текстах медиа часто связана с волеизъявлением, с помощью которого автор прямо или косвенно побуждает аудиторию к действию. В книжных блогах волеизъявление может быть связано с советом прочесть книгу, предложением высказать мнение о произведении или вступить в дискуссию с автором. Как отмечает исследователь С. С. Силецкая, «с целью обоснования истинности формулируемых идей рецензенты используют доказательство (умозаключение), прием аргументации, характерный для научного текста» [6, с. 391], подобное смешение нескольких функциональных стилей (художественного и научного, например) определяет специфику волеизъявления в текстах арт-журналистики.
В книжных блогах аргументация побуждения чаще всего скрытая, что определяет специфику волеизъявления в сфере букблогинга. Требования или советы могут звучать слишком категорично, отпугивая аудиторию, но скрытая, ненавязчивая аргументация и высокая степень диалогичности помогают букблогерам избежать негативных реакций:
Послушай мелодию этой книги — она звучит напевно и тягуче, в ней сквозят репризы и перепевы. Почитай эту историю — она о тех, кто окружал нас раньше и присутствует рядом до сих пор.
Она ляжет в твоем сердце незримой вуалью и будет согревать в любую погоду. Она — о тех, кто так похож на тебя, и тех, с кем ты всегда мечтал познакомиться. Она о таких, как ты.
(Блог «Книжный Плюшкин. Даша», 14.02.2022 г.)
Первый абзац приведенного текста состоит из прямого побуждения, которое реализовано глаголами в повелительном наклонении (послушай, почитай). Оба побуждения получают необходимую аргументацию, основанную на сопоставлении чувств и эмоций автора и читателей, автор сравнивает текст книги с мелодией, а героев книги с людьми, окружающими каждого из нас. Во втором абзаце мы видим яркий пример диалогичности: использование личного местоимения «ты» и его форм, сближает автора с читателями, сокращая дистанцию между ними. А с помощью выражений ляжет в сердце и будет согревать текст становится более уютным. Последнее предложение можно рассматривать как основной элемент аргументации текста, сравнение книжных героев с жизнью каждого отдельного человека помогает воздействовать на читателей, указать на то, что эта книга будет интересна абсолютно каждому.
Современным арт-журналистским текстам соответствуют и другие особенности, например, особая роль цитат, группа специальных номинаций (термины), сложные предложения с придаточным изъяснительным, вводные слова и конструкции [9, с. 44]. Данные особенности также реализуются в книжных блогах.
Цитаты мы можем увидеть в каждом литературном блоге: это не только цитаты в тексте рецензии для создания более полного представления о книге (например, автора блога «Путешествие с книгой» в небольшой рецензии на произведение Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей» использует 3 цитаты), но и специальные рубрики с понравившимися высказываниями из литературных произведений, а также популярный в видео-формате контент «Я заставлю тебя влюбиться в книгу по одной цитате».
Литературоведческие термины встречаются в книжных блогах часто, но большая часть из них примитивна и проста для понимания людей, которые не изучают литературу профессионально. Это могут быть такие термины, как сюжет, герой, жанр, верстка, завязка, кульминация, образ и т.д.
Часто в рецензиях букблогеров можно увидеть вводные слова. Обычно это вводные слова, указывающие на связь мыслей и их последовательность (кстати, во-первых, во-вторых), выражающие чувства говорящего (к счастью, к сожалению), а также слова, выражающие оценку степени достоверности сообщения (пожалуй, конечно, наверное). Гораздо реже авторы книжных блогов пользуются сложными предложениями с придаточными изъяснительными, что связано с преобладанием имплицитных оценок, которым не требуются прямые высказывания «я считаю», «я думаю» и т.д. Все средства, составляющие речевой облик книжных блогов, мы рассмотрим во второй главе нашего исследования.
Таким образом, мы установили, что в книжных блогах реализуются особенности, присущие сфере арт-журналистики. В частности, это упрощение текста, особая специфика фактуального информирования и волеизъявления, ярко выраженная оценочность, разнообразие речевых средств выразительности, а также использование терминов и специальных речевых конструкций (вводные слова, сложные предложения с придаточным изъяснительным). Это позволяет нам сделать вывод о том, что букблогинг, если не является одной из частей арт-журналистики, то становится отдельной категорией медийного арт-дискурса в результате трансформации системы СМИ.
Список литературы:
- Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. 338 с.
- Зинова Е. А. Типы информации в рецензии на литературное произведение // Преподаватель. XXI век. 2012. №1. С. 298-301.
- Истомина К.Д. Границы досуговой журналистики: к проблеме определения понятий // Вестник молодых ученых ПГНИУ. 2015. С. 317-322.
- Поелуева Л.А. Факт в публицистике: Автореф. канд. дис. М, 1988. 194 с.
- Сидякина А. А. Художественно-просветительские периодические издания (арт- журналистика) // Журналистика сферы досуга: уч. пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб, 2012. С. 123-131.
- Силецкая С.С. Особенности реализации функции воздействия в тексте литературной рецензии // XXI Царскосельские чтения. 2017. С. 389-394.
- Стилистика и литературное редактирование. Том 1 / под ред. Л. Р. Дускаевой, М., 2016. С. 159-197.
- Суворова А. Ю. Арт-журналистика в России: особенности типологизации и жанрово-тематическое своеобразие // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов. Курск, 2014. С. 149-150.
- Цветова Н. С. Искусство в массмедиа. / Учебное пособие. СПб: изд-во ВВМ, 2019. 91 с.
Оставить комментарий