Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(280)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
МОТИВЫ ПОСТУПКА ГЕРОИНИ В «БЕСПРИДАННИЦЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО
THE MOTIVES OF THE HEROINE'S ACT IN A.N. OSTROVSKY'S THE PENNILESS
Anastasia Filippova
student, Department of Literature and Russian Language, Branch of the Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov in Severodvinsk (Humanitarian Institute),
Russia, Severodvinsk
Nikolay Nikolaev
scientific supervisor, Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Russian Language and Literature, Branch of the Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov in Severodvinsk (Humanitarian Institute),
Russia, Severodvinsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье анализируется образ Ларисы Огудаловой в пьесе Островского «Бесприданница». Автор подчеркивает, что героиня не является просто жертвой, как принято считать, но на протяжении пьесы выступает как активный участник событий, принимая сознательные решения. Описывается момент, когда Лариса осознает свое положение в обществе как «вещь», которую можно купить и продать. Тем не менее, внезапное изменение ее поведения и отношений с другими персонажами сбивает с толку окружающих. Лариса перестает быть жертвой, принимая на себя роль продавца и активно участвуя в «игре» купли-продажи. Ее финальный поступок – провокация на убийство – демонстрирует не столько слабость, сколько акт милосердия и унижения всех участников событий. Таким образом, героиня становится архитектором своей судьбы и символом протеста против буржуазных ценностей, восстанавливая равновесие в мире, нарушенное агрессивным коммерциализмом. Отказ от самоубийства становится актом сознательного противодействия нравственным деградациям общества, что подчеркивает особую значимость и глубину образа Ларисы Огудаловой в контексте пьесы «Бесприданница».
ABSTRACT
This article analyzes the image of Larisa Ogudalova in Ostrovsky's play "The Bride". The author emphasizes that the heroine is not just a victim, as is commonly believed, but throughout the play acts as an active participant in events, making conscious decisions. It describes the moment when Larisa realizes her position in society as a "thing" that can be bought and sold. However, the sudden change in her behavior and relationships with other characters is confusing to others. Larisa ceases to be a victim, assuming the role of a seller and actively participating in the "game" of buying and selling. Her final act – provocation to murder – demonstrates not so much weakness as an act of mercy and humiliation of all participants in the events. Thus, the heroine becomes the architect of her destiny and a symbol of protest bourgeois values, restoring balance in the world, disturbed by aggressive commercialism. The refusal to commit suicide becomes an act of conscious counteraction to the moral degradation of society, which emphasizes the special significance and depth of the image of Larisa Ogudalova in the context of the play "The Penniless".
Ключевые слова: русская литература, «Бесприданница», А. Н. Островский, герой, поступок.
Keywords: Russian literature, "The Penniless", A. N. Ostrovsky, hero, deed.
В исследовательской литературе принято рассматривать образ Ларисы Огудаловой в пьесе Островского как жертвы. Такая трактовка распространяется и на театральные и киноинтерпретации. Основной вопрос, который стоит в оценке героини, может быть обозначен так: «Что они сделали с нею?», имея в виду всех участников действия (Карандышев, Паратов, Вожеватов, Кнуров, мать Ларисы и др.).
На протяжении всего действия Островский подводит героиню к мысли о самоубийстве, Лариса не раз говорит о возможности своего самоубийства («Вот хорошо бы броситься!»), однако почему-то не совершает его. При этом упоминание возможности такого исхода в пьесе Островского совершенно не случайно. Автор как бы намекает на сознательный свой отказ от такого развития событий [5, с. 65].
В мире «Бесприданницы» нет изначальной гармонии, в которой героиня могла бы создать своими действиями диссонанс. Мир изначально представлен как утративший равновесие, и Лариса входит в него уже тогда, когда он уже состоялся в этом своем качестве. В нем все зыбко, не за что ухватиться.
В контексте предложенной Островским ситуации, если бы героиня совершила акт самоубийства, то это вряд ли могло бы рассматриваться как высокий поступок, не победа её эгоизма и проявление малодушия. Она в нем ничего не защищает, а только освобождает себя от личных мук и терзаний. В этом нет поступка. Попробуем гипотетически просчитать следствия ее суицида, если бы он состоялся. Паратов в результате этого обретает все, к чему стремился, и даже оказывается свободным от моральных обязательств, Карандышев остаётся непобежденным, поскольку Лариса по собственной воле не достается его соперникам. Кнуров и Вожеватов не приобретают приз в виде доставшейся им Ларисы, но ничего и не теряют, поскольку, не совершив сделку, они остаются при своих деньгах.
Слово «вещь» в устах Карандышева ставит всё на свои места в сознании героини. И она решает принять правила игры, навязанные извне: «Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его.» [5, с. 67]. И в этот момент уже не мать, а она сама становится в её заявлении продавцом своего товара: «Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.» [5, с. 67]. Это приводит к радикальному изменению взаимоотношений между персонажами. Её решение уравнивает её статус с другими участниками, поскольку они выступают в роли покупателей, в то время как она продавец. Героиня перестает быть жертвой.
Но логика действий Ларисы состоит не в том, чтобы уравнять свое положение с другими участниками событий. Она идет дальше. В созданной ею качественно новой ситуации Карандышев становится самой ущемленной и униженной стороной, лишённой шансов в этой «игре» купли-продажи: «(оттолкнув его). О нет! Каждой вещи своя цена есть… Ха, ха, ха… я слишком, слишком дорога для вас.» , «(с отвращением). Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня.» (Лариса Карандышеву) [5, с. 67].
Она провоцирует его, ждет выстрела, для которого он уже созрел. Иначе не объяснить рациональность произнесенных ею, после этого выстрела слов: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» [5, с. 68].
А теперь оценим то положение, в котором оказались все действующие лица, в результате совершенного действия. Карандышев становится убийцей, а Паратов — прямым соучастником убийства, поскольку вся цепь именно его действий становится катализатором трагедии. Кнуров и Вожеватов, провоцируя Паратова на поездку на «Ласточке», также несут свою долю ответственности за происходящее. Мать Ларисы, косвенно побуждающая ее к измене, оказывается вовлеченной в эту цепь соучастников. Возможные судебные разбирательства и придание гласности событий на «Ласточке» превращают всех участников в жертв сложившихся обстоятельств. Карандышева ждет тюрьма, Паратов может потерять богатую невесту с золотыми приисками, всех остальных ждут большие репутационные потери.
В этот момент героиня совершает свой последний поступок, принимая на себя свою смерть. Она их милует, жалеет и тем самым унижает: «Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех…всех люблю. (Посылает поцелуй.)» [5, с. 68].
Люди, которых милует, освобождает от нависшей над ними ответственности и от общественного порицания та, которую они считали своей вещью, делает их еще менее значимыми, чем сама эта вещь.
Лариса выстроила свой ответ им. Разрушила их нравственные идолы в мире ничем неограниченной купли-продажи. Столкнула их лбами в борьбе за «дорогую вещь». В результате мир их смыслов и ценностей пожирает сам себя.
В этом и состоит суть поступка, защиты того большого мира, который она рассматривала в бинокль на противоположном берегу Волги, от агрессивного мира дельцов, который они выстроили в городе с говорящим названием Бряхимов («как там хорошо, на той стороне!») [5, с. 12].
В символическом смысле она восстанавливает равновесие, нарушенное новыми буржуазными веяниями в мире.
Список литературы:
- А. Н. Островский в воспоминаниях современников [Текст] : [сборник / подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А И. Ревякина]. - Москва : Художественная литература, 1966. – 630, [1] с., [17] л. ил., портр., факс. ; 21 см. - (Серия литературных мемуаров / Под общ. ред. В. В. Григоренко и [др.]). - Библиогр. в примеч.: с. 505-597. - http://irbis.losev-library.ru/Scans/052504/index.html
- Кришталева, Л. Г. Философия и этика поступка (структура и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах - опыт реконструкции) М., 2010. – 123 с.
- Меденцева, Н. П. Актуальность драмы А. Н. Островского «Бесприданница» / Н. П. Меденцева. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар : Новация, 2016. – С. 56–57. –https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9670/.
- Николаев, Н. И., Русский литературный герой в контексте этических исканий XVIII–XIX веков : Монография / Николаев Н. И., Нехлебаева Н. А., Шестакова Е. Ю. ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова». - Архангельск : Солти, 2009. Ч. 1 : Архитектоника мира поступка русского литературного героя первой трети XVIII века. – 2009. – 172 с.
- Островский, А. Н. «Бесприданница» [Текст] / А. Н. Островский. – «Азбука веры»: «Художественная литература», 2022. – 69с.
- Рягузова, К. "Бесприданница" А. Н. Островского как европейская драма / К. Рягузова // Русский язык в ХХI веке: исследования молодых : Материалы VII международной научной студенческой конференции, Нур-Султан, 06–07 февраля 2020 года / Ответственный редактор Е. А. Журавлёва. – Нур-Султан: Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, 2020. – С. 244–246. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42368772
Оставить комментарий