Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(281)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Полещук Е.В. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ ГЮСТАВА ФЛОБЕРА «ГОСПОЖА БОВАРИ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 27(281). URL: https://sibac.info/journal/student/281/340847 (дата обращения: 22.11.2024).

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ ГЮСТАВА ФЛОБЕРА «ГОСПОЖА БОВАРИ»

Полещук Елизавета Вячеславовна

студент, высшая школа русской филологии, Тихоокеанский государственный университет,

РФ, г. Хабаровск

THE SYMBOLISM OF COLOR IN GUSTAVE FLAUBERT'S NOVEL «MADAME BOVARY»

 

Elizaveta Poleshchuk

student, Higher School of Russian Philology, Pacific State University,

Russia, Khabarovsk

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена описанию цветовой символики Г. Флобера в романе «Госпожа Бовари». Выясняется роль основных цветообозначений в создании художественных образов. Автор приходит к выводу о том, что Г. Флобер прибегает к такому символическому познанию мира с целью передачи ключевых идей и тем о человеческой природе, обществе и культуре.

ABSTRACT

The article is devoted to the description of the color symbolism of G. Flaubert in the novel "Madame Bovary". The role of the main color values in the creation of artistic images is being clarified. The author comes to the conclusion that G. Flaubert resorts to such symbolic knowledge of the world in order to convey key ideas and themes about human nature, society and culture.

 

Ключевые слова: цветовая символика, цветовой образ, Гюстав Флобер, Госпожа Бовари, красный, синий, зелёный, жёлтый.

Keywords: color symbolism, color image, Gustave Flaubert, Madame Bovary, red, blue, green, yellow.

 

Символизм как миропонимание является мощным инструментом, которым пользуются писатели для передачи сложных и абстрактных идей в своих произведениях. Цветовые символы помогают сделать процесс чтения более осязаемым и понятным. Применяя символы, авторы могут наполнить свои истории более глубоким смыслом и сформировать более захватывающие и увлекательные художественные образы. Символ как эстетическая категория может проявляться различными способами: от цветов и звуков, до предметов и действий персонажей. «Зачастую смысловая структура символа требует от воспринимающего активной интерпретации и анализа текста» [1, с. 39].

«Госпожа Бовари» является романом, богатым символизмом, и это одна из ключевых причин, почему он до сих пор остается литературным шедевром. Гюстав Флобер был мастером применения символизма для формирования сложного и детального портрета своих персонажей и их мира. Анализируя символы романа «Госпожа Бовари», возможно глубже понять темы и идеи, которые исследовал Флобер, такие как оппозиционные начала романтической мечты и действительности, ограничения общественных рамок и последствия желаний персонажей.

В романе автор использует цвет как повторяющийся мотив, с целью передачи более глубокого смысла персонажей и их желаний. Синий цвет применялся в книге как символ счастья. Данный факт наблюдается в начале жизни Эммы и Шарля вскоре после их свадьбы. Синий цвет появляется всякий раз, когда Эмма встречает кого-либо из своих возлюбленных и между ними все идет гладко. «Эмма надевала синие чулки всякий раз, когда собиралась на встречу с ними, что указывало на приподнятое настроение девушки» [3, с. 31].

В «Госпожа Бовари» также применялись и другие цвета, с целью передачи разного настроения в истории. Два других цвета, которые чаще всего описываются в книге, — это красный и зеленый. Противоположные по спектру цвета действуют как предвестники диаметрально разных линий повествования.

Красные предметы в книге обозначают опасные последствия, а также греховную природу персонажей. От страстного красного цвета романтических фантазий Эммы до кроваво-красного цвета ее вероятной смерти — данный цвет играет важную роль в создании тем и мотивов романа.

Самая очевидная интерпретация красного цвета заключается в том, что он символизирует страсть и желание, особенно в контексте романтических фантазий главной героини. Ее роман с Родольфом Буланже сопровождается яркими описаниями красных щек, красных губ, и других красных образов, усиливающих интенсивность данных эмоций. Однако такая страсть мимолетна и разрушительна, что в конечном итоге приводит к падению Эммы.

Помимо страсти и желания, красный цвет в романе также сопровождает темы насилия и смерти. Кроваво-красные шторы в спальне Эммы служат постоянным напоминанием о ее собственной смертности и опасности образа жизни, который она ведет. Когда она в конце концов покончила жизнь самоубийством, приняв мышьяк, ее смерть отмечена ярким описанием ее окровавленных губ и языка, что подчеркивает насилие и трагедию ее судьбы.

Напротив, зеленый цвет применяется для описания богатых и двуликих людей. Те, кто наиболее расположен к Эмме, часто одеты в зеленое, что само по себе является символическим стремлением к совершенству, а также к природе.

Наиболее очевидная интерпретация зеленого платья Эммы заключается в том, что оно символизирует ее стремление к более захватывающей и полноценной жизни, нежели ее собственная. Зеленый издавна ассоциировался с данными эмоциями, а также с богатством, ростом и природой. Эмма недовольна своим браком с мужем и жаждет страсти и волнения, которые, по ее мнению, она способна найти в романтической любви и материальном богатстве. Ее зеленое платье служит символом данного желания и ее зависти к тем, кто его добился.

Иная интерпретация зеленого платья Эммы состоит в том, что оно предвещает ее вероятную смерть. Зеленый также ассоциируется с упадком и болезнью, а одержимость Эммы материальными благами и романтической любовью в конечном итоге приводит к ее страданиям. Соответственно, ее зеленое платье можно рассматривать как предчувствие ее собственной смерти и символ опасностей необузданного желания.

Красный и зеленый практически всегда встречаются по отдельности. «Когда они появляются вместе, это означает момент высокого напряжения или важного решения, которое должно быть принято героями» [2, с. 53].

Желтый цвет в романе используется реже, но, тем не менее, является важным символом для понимания определенных тем и символов. Подобно зеленому и красному, он сопряжен со множеством различных значений: от счастья и радости до болезни и немощи.

Одно из наиболее ярких применений желтого цвета в романе — это символ счастья и радости, особенно в контексте ранних фантазий Эммы о романтической любви и материальных благах. Мечты героини наполнены образами желтых гостиных, желтых экипажей и других желтых образов, усиливающих ощущение роскоши и удовольствия, которых она жаждет.

Помимо счастья и удовольствий, желтый в романе также является предвестником болезни и угасания. Когда Эмма заболевает неустановленной болезнью, ее кожа приобретает желтоватый оттенок, что служит визуальным сигналом ее физического и эмоционального упадка. «Такое применение желтого цвета для обозначения болезней и недугов распространено в литературе и искусстве и служит для подчеркивания темы смертности, которая проходит через весь роман» [4, с. 47].

На протяжении всего произведения Флобер применяет символизм с целью передать ключевые идеи и темы о человеческой природе, обществе и культуре. Например, зеленое платье Эммы говорит о ее стремлении к богатству, статусу и удовольствиям, а красный цвет - о страсти, опасности и насилии. Сцена сельскохозяйственной ярмарки служит символом коррупции и лицемерия общества, а болезнь Эммы отражает духовное и моральное разложение ее личности.

Применение символизма в «Госпожа Бовари» важно, поскольку позволяет Флоберу тонко и со множеством нюансов передавать сложные понятия неудачного брака, настоящей и ложной любви, поверхностных ценностей и т. д. Вместо того, чтобы излагать свои идеи явно, он использует символы, позволяя читателям формировать свои собственные выводы и интерпретации. «Это придает роману более увлекательный характер и заставляет читателя задуматься о персонажах, сюжете и темах рассказа» [5, с. 124].

Принимая во внимание цветообозначения в романе «Госпожа Бовари», читатели смогут глубже оценить шедевр Флобера, а также извечные темы и проблемы, которые он исследует. Наше поколение получает возможность увидеть, как роман отражает культурный и социальный контекст времени писателя, затрагивает универсальные и вечные темы, такие как поиск смысла и удовольствия в жизни, опасности чрезмерных амбиций и желаний, а также сложности человеческих отношений.

 

Список литературы:

  1. Ведерникова А.А. Символика цвета в романе «Госпожа Бовари» // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – 2018. – С. 39-40.
  2. Мартыненко Н.К. Отражение идей «Философии жизни» в стратегии, символике и художественных деталях европейского романа XIX века (на материале романа г. Флобера «Госпожа Бовари») // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2016. – Т. 1. – №. 1. – С. 51-57.
  3. Метелькова Л.А., Даниелян М.Г., Гордеева Н.Г. Символика и смысл образа вокзала во французской литературе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2023. – №. 2 (119). – С. 28-34.
  4. Толмачёв В.М. Как написана «Госпожа Бовари» (Флобер и его рассказчик) часть 1 // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. – 2022. – №. 70. – С. 33-62.
  5. Тютикова С.А. Значение детали в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари» // Филология в зоне актуальности: вызовы времени. – 2014. – С. 126-129.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.