Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(287)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Ермакова Е.В. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СБОРНИКА РАССКАЗОВ «ЗОЛОТОПРЯДЫ» ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 33(287). URL: https://sibac.info/journal/student/287/345322 (дата обращения: 23.11.2024).

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СБОРНИКА РАССКАЗОВ «ЗОЛОТОПРЯДЫ» ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА

Ермакова Елена Васильевна

студент, высшая школа русской филологии, Тихоокеанский государственный университет,

РФ, г. Хабаровск

Александрова-Осокина Ольга Николаевна

научный руководитель,

д-р филос. наук, доц., Тихоокеанский государственный университет,

РФ, г. Хабаровск

LITERARY ANALYSIS OF THE COLLECTION OF SHORT STORIES "GOLD MINES" WOULD BE SHOLOM ALAICHEM

 

Elena Ermakova,

student, Higher School of Russian Philology, Pacific national university,

Russia, Khabarovsk

Olga Alexandrova-Osokina

scientific supervisor, doctor of Philological Sciences, associate professor, Pacific national university,

Russia, Khabarovsk

 

АННОТАЦИЯ

Литературное творчество Шолом-Алейхема представляет собой монументальный вклад в развитие литературного процесса. Мы предлагаем исследование в области малой прозы писателя на примере сборника рассказов «Золотопряды».

ABSTRACT

The literary work of Sholem Aleichem represents a monumental contribution to the development of the literary process. We offer a study in the field of short fiction by the writer using the example of the collection of stories "Golden Spinner".

 

Ключевые слова: литературоведение; анализ; Шолом-Алейхем; малая проза; сборник рассказов; символ; проблематика.

Keywords: science of literature; analysis; Sholem Aleichem; short fiction; collection of stories; symbol; problematic.

 

Соломон Наумович Рабинович, больше известный по своему творческому псевдониму Шолом-Алейхем, выпустил сборник рассказов «Золотопряды» в печать в 1909 году. Работая параллельно над большими культовыми произведениями, автор публиковал в журналах короткие рассказы для еврейского населения Америки. Сборник рассказов представляет собой позднее творчество Шолом-Алейхема.

Писатель погружает нас в атмосферу еврейского народа во время праздника Пурим. Действия разворачиваются в вымышленном городе Касриловка, народ которого готовится к торжественному празднованию великого спасения нации. В центре внимания портрет семьи, чьё творчество оживает в этот праздник. Своими чудесными талантами члены семьи приносят в дом деньги. «Собственно, если говорить начистоту, они – такая же голь перекатная, как и все касриловские бедняки. Но в праздник они золото загребают…» [2, с. 5] Заканчивается повествование подсчётом денег и мечтами о будущих покупках – образ еврейского счастья как основной лейтобраз сборника.

Композиция произведения необычна: каждый рассказ представляет собой жанр миниатюры, литературного портрета героев. Своеобразие рассказов раскрывается в повествовании о характере каждого героя. Все рассказы дополняют друг друга, представляя целостное произведение. Проблематика сборника многообразна, но объединяется с главной идеей рассказов – самобытность еврейского народа. Автор затрагивает целый ряд проблем – природный гений, божественное проведение, семейное счастье, бедность и нищета.

Главные герои – бедная еврейская семья, главой которой является долговязый Нафтоле. Будучи хромым на одну ногу в праздник Пурим, он чудесным образом исполняет танцы и поёт эпические песни о судьбе народа перед арабским царём Артаксерксом, собирая возле себя народ Касриловки. Жена его, сластница Ривеле – ироничная в денежном подсчёте, особо награждена была талантом вкусной выпечки, за что славили её до самого Египта. Сын наделён талантом резьбы по дереву, прошёл путь становления мастеритого гения. Младших «Золотопрядов» автор не разделяет, как и образ народа Касриловки.

Особое внимание стоит уделить речи героев. Общий образ нищего города произрастает из общения горожан и семьи, которая находится в центре внимания. Лексика преимущественно просторечная, бранная, местами оскорбительная, внутренний монолог у персонажей отсутствует. Общая характеристика речи – прямая, диалоговая и монологовая, открытая, просторечная. «Устами младенца глаголит истина» - предлагаем увидеть специфику общения на примере детей Золотопрядов. «У меня уже есть целковый и два двугривенных, и пятиалтынный и ещё двенадцать грошей. А у тебя сколько? Некогда было считать. Но боюсь, что больше, чем у тебя. Утри нос! Сломай себе шею!» [2, с. 5].

В семантике самого заглавия можно увидеть драгоценный метал – «золото» и созвучное действию «прядать». Основной семантический образ описывает «плетущих золото». Автор ставит в аннотации вопрос. «Как это - прядут золото?» – они вам не скажут...» [2, с. 5]. Забегая вперёд и намекая на таинство и божественность таланта героев. Контекстуальность названия особым образом раскрывает центральный образ рассказов – жизнь бедной еврейской семьи во время праздника. «Маленький человек» в «Золотопрядах» – человек, умейющий находить счастье в обыденных житейских вещах. Автор нам подсказывает, что умение быть счастливым в простых жизненных обстоятельствах – настоящий талант, который дарует Господь. Бедняки Касриловки в недопонимании – как у этой семьи простыми занятиями получается заработать на жизнь себе «золото». «Господь щедро наделил их талантами, у каждого своё дарование, а людям, одарённым редко, кто не завидует» [2, с. 5].

Рассказов в сборнике всего семь – прослеживается совпадение с количеством минорных свечей в еврейской национальной традиции. Рассматривая количество глав с позиции христианской православной традиции, число «семь» и здесь покажется неслучайным, отражающим количество дней, за которое Господь создал человеческую жизнь. Мотив «прядущего золота» с такой точки зрения открывается как «создающего жизнь, любящего её по-настоящему».

 

Список литературы:

  1. Гамалей, С. Ю. Творчество Шолом-Алейхема в биробиджанском государственном еврейском театре им. Кагановича // Имена и события прошлого. 2023. С. 76-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-sholom-aleyhema-v-birobidzhanskom-gosudarstvennom-evreyskom-teatre-im-l-kaganovicha (дата использования: 15.06.2024 г.)
  2. Шолом-Алейхем. Сборник рассказов «Золотопряды» : [электронный ресурс]. Москва, 1957 год. 5 с. URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/232185-5-sholom-aleyhem-zolotopryady.html#book (дата использования 15.06.2024 г.)
  3. Хализев, В. Е. Теория литературы: учебник / В. Е. Хализев. – Москва : Высшая школа, 2004. – 405 с. – URL: https://studylib.ru/doc/6417540/halizev-teoriya-literatury- (дата использования: 15.06.2024 г.)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.