Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(295)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Рахметова Ж.М. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ В СТИХОТВОРЕНИИ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» У.КУМИСБАЕВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 41(295). URL: https://sibac.info/journal/student/295/353104 (дата обращения: 22.01.2025).

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ В СТИХОТВОРЕНИИ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» У.КУМИСБАЕВА

Рахметова Жазира Мейрамкызы

студент, Кызылординский университет имени Коркыт ата,

Казахстан, г. Кызылорда

Жарбулова Сауле Траровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, проф., Кызылординский университет имени Коркыт ата,

Казахстан, г. Кызылорда

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные языковые средства, с помощью которых поэт передает чувства, и их роль в создании эмоционального настроения произведения. В статье анализируются языковые средства выражения эмоций в стихотворении «Первая любовь» Утегена Кумисбаева. Основное внимание уделяется таким приемам, как метафоры, сравнения, символы и звуковая организация текста. Рассматривается, как поэт через образы природы и звуковую гармонию передает эмоциональные состояния лирического героя — любовь, тоску и внутреннее стремление. Делается вывод о важной роли художественных средств в создании глубокой эмоциональной атмосферы произведения.

ABSTRACT

This article examines the main linguistic means with which the poet conveys feelings, and their role in creating the emotional mood of the work. The article analyzes the linguistic means of expressing emotions in the poem “First Love” by Utegen Kumisbaev. The main attention is paid to such techniques as metaphors, similes, symbols and sound organization of the text. It is examined how the poet, through images of nature and sound harmony, conveys the emotional states of the lyrical hero - love, longing and inner desire. The conclusion is made about the important role of artistic means in creating a deep emotional atmosphere of the work.

 

Ключевые слова: поэзия, сравнения, природа, жизнь, казахская литература, эмоциональная глубина, образы, символика.

Keywords: poetry, comparisons, nature, life, Kazakh literature, emotional depth, images, symbolism.

 

Стихотворение Утегена Кумисбаева «Первая любовь» является одним из примеров лирики, глубоко передающих внутренний мир поэта и его эмоциональные переживания. Через яркие образы и изысканные языковые средства автор раскрывает темы любви, тоски и духовной близости. Произведение наполнено метафорами, сравнениями, символами и звуковыми повторами, которые создают гармоничное эмоциональное звучание текста.В данном произведении язык и стилистические средства играют ключевую роль в передаче эмоциональной насыщенности переживаний лирического героя. Языковые средства, такие как метафоры, сравнение, символы  помогают создать яркую картину внутреннего мира персонажа, где чувства и переживания переплетаются с образами природы и жизни. Анализируя использование этих средств, можно глубже понять, как поэт через слова и образы передает не только индивидуальные переживания, но и универсальные эмоциональные состояния, свойственные каждому человеку в момент первой любви.Одним из наиболее заметных приемов в стихотворении являются метафоры. Они передают как физическое, так и духовное состояние лирического героя, создавая яркие и незабываемые образы, например: «Если мой аргамак в поту,//Значит, так я спешил к тебе.»  [17.] Аргамак, традиционный символ быстроты и свободы в тюркской культуре, ассоциируется с душевным стремлением героя к возлюбленной. Пот усталой лошади метафорически передает интенсивность чувств, изнурительную эмоциональную гонку. Таким образом, физическое состояние аргамака становится образом глубокого внутреннего порыва, например: «Если лист горит на лету,//Значит, думал я о тебе.» [17.] Горящий лист символизирует мимолетность и страсть. Здесь метафора выражает как быстротечность мыслей, так и их яркость, интенсивность. Лист, подверженный ветру и огню, воплощает силу и неустойчивость чувств лирического героя.

В стихотворении «Первая любовь» сравнения играют важную роль в создании эмоционального образа и раскрытии чувств лирического героя. В тексте можно выделить следующие сравнения:

•Сравнение биения сердца с копытцами жеребят, например: «Это сердце мое стучит//Под копытцами жеребят.» [17.] Биение сердца героя сопоставлено с топотом копыт молодого жеребенка. Это сравнение усиливает ощущение энергии, движения и трепета, связанных с переживаниями героя. Оно передает бурное, живое волнение, вызванное любовью.

•Скрытое сравнение звезды и грусти, например: «Ночью с неба падет звезда –//Это грусть моя о тебе.» [17.] Здесь падающая звезда сравнивается с грустью героя. Она символизирует мимолетность, тоску и мечты, которые ускользают, как звезда, исчезающая с неба. Прямых сравнений в классическом виде (с использованием союзов «как», «словно» и т. д.) в стихотворении немного. Однако образы, представленные метафорически, часто подразумевают сравнение через ассоциации, что усиливает поэтическую выразительность текста.

Природные образы занимают центральное место в стихотворении, выступая символами душевного состояния лирического героя, например: «Стая птиц поднялась в зенит –//Это мысли к тебе летят.» [17.] Стая птиц, взмывающая в небо, ассоциируется с мыслями героя, стремящимися к возлюбленной. Высота полета символизирует духовное возвышение, а само движение птиц – непрерывность, живость чувств. Другой выразительный пример символики: «Это сердце мое стучит//Под копытцами жеребят.» [17.] Стук копыт жеребят – это символ стремительного биения сердца, ритма жизни, диктуемого любовью. Природный образ связывает внутренний мир героя с динамикой окружающей его среды, что усиливает эмоциональное впечатление.

Использование звуковых повторов. Звуковая организация текста играет важную роль в создании эмоционального настроения. Аллитерация иассонанс подчеркивают музыкальность строк и усиливают выразительность образов. Например, повтор согласных «к» и «т» в строках: «Ветер никнуть начнет к тропе,//Ночью с неба падет звезда.» [17.] Звуки придают строкам мягкость, создают настроение тишины и задумчивости, что идеально отражает чувство грусти и уединения.

Тема грусти через образы. Грусть в стихотворении выражается через звезды и ночное небо, например: «Ночью с неба падет звезда –//Это грусть моя о тебе.» [17.] Падающая звезда символизирует утрату, мимолетность счастья и одновременно надежду. Этот образ является универсальным в лирике, но у Кумисбаева он приобретает личный, эмоциональный оттенок, связывая космическое с человеческим.

Стихотворение «Первая любовь» Утегена Кумисбаева – это поэтическая картина любви и грусти, где природа и внутренний мир героя сливаются в единое целое. Используя метафоры, символы и звуковые повторы, поэт передает глубину своих эмоций, создавая образы, которые остаются в памяти читателя. Богатство языковых средств делает произведение ярким примером художественного выражения человеческих переживаний.

 

Список литературы:

  1. Кумисбаев У. «Первая любовь» // Сборник стихотворений.
  2. Ахметова, Г. Т. Лирика казахских поэтов XX века: стилистика и образы. – Алматы: Казахское литературное издательство, 2005.
  3. Алпысбаев, К. А. Символика в казахской поэзии. – Алматы: Академия литературы, 2010.
  4. Смагулов, Е. К. «Традиции и новаторство в поэзии Казахстана». – Астана: Научная литература, 2015.

Оставить комментарий