Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(298)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Ермоленко А.А. ИСТОКИ ОБРАЗА НИМФЕТКИ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ В.В. НАБОКОВА: “КАМЕРА ОБСКУРА” // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 2(298). URL: https://sibac.info/journal/student/298/358335 (дата обращения: 04.02.2025).

ИСТОКИ ОБРАЗА НИМФЕТКИ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ В.В. НАБОКОВА: “КАМЕРА ОБСКУРА”

Ермоленко Анастасия Андреевна

студент, Институт филологии и социальных коммуникаций, Луганский государственный педагогический университет,

РФ, г. Луганск

THE ORIGINS OF THE IMAGE OF THE NYMPHET IN THE EARLY WORKS OF V.V. NABOKOV. NABOKOV: “CAMERA OBSCURA”

 

Anastasiia Ermolenko

student, Institute of Philology and Social Communications, Lugansk State Pedagogical University,

Russia, Lugansk

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию темы нимфолепсии в раннем творчестве В.В. Набокова. В статье рассматривается сущность понятия «нимфолепсии» как художественной проблемы. Основу работы составляет изучение образа нимфетки в произведениях мировой литературы, написанных до появления набоковского типа героини; выделены основные функции данного образа в творчестве В.В. Набокова. На примере героини Магды из «Камеры обскура» исследуются особенности нимфетки, которые позже будут раскрыты в «Лолите». Данная статья может быть полезна литературоведам и филологам, исследующим проблему образа нимфетки в раннем творчестве В.В. Набокова.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the theme of nympholepsy in the early work of V.V. Nabokov. The article deals with the essence of the concept of “nympholepsy” as an artistic problem. The basis of the work is the study of the image of a nymphet in the works of world literature written before the appearance of Nabokov's type of heroine; the main functions of this image in the works of V.V. Nabokov are highlighted. On the example of the heroine Magda from “Camera Obscura” the features of the nymphet, which will later be revealed in “Lolita”, are studied. This article may be useful to literary critics and philologists who study the problem of the image of the nymphet in the early works of V.V. Nabokov.

 

Ключевые слова: образ нимфетки, нимфолепсия, мировая литература, художественные функции нимфеток.

Keywords: image of a nymphet, nympholepsy, world literature, artistic functions of nymphets.

 

Русская литература богата разнообразием образов, каждый из которых оказывает влияние на развитие и понимание всего литературного процесса. Одним из таких образов является образ нимфетки, который воплощает в себе не только нерастраченность, свежесть и чувственность юности, но и вызывает множество эмоциональных и эстетических переживаний у читателя. Однако образ нимфетки изучается преимущественно на материале романа В.В. Набокова «Лолита». При этом его истоки можно обнаружить в творчестве Э.А. По, А.А. Блока и других, в том числе и в раннем творчестве самого В.В. Набокова. В романе «Камера обскура» моделируется образ нимфетки, который позже будет многогранно раскрыт в «Лолите». Поэтому мы обратимся к раннему творчеству В.В. Набокова, в котором формируется основной круг мотивов, тем, образов и сюжетов, составляющих специфику художественного мира писателя в целом.

В прямом смысле слова нимфолепсия представляет собой патологическую привязанность взрослых мужчин к девочкам-подросткам. В литературе такая тематика часто обсуждается с философско-художественной перспективы, где молодая героиня рассматривается не столько с эротической стороны, сколько в символическом контексте. Нимфолепсия как эстетическая проблема создает художественный мир, где демонстрируется святость девственности, духовной чистоты и детства. Здесь изображённое развращённое дитя является символом утраты рая и отказа от божественной воли, а также олицетворением привлекательной сладости и греха, что свидетельствует об извращённости человеческой природы.

В литературе термин «нимфетка» связан с выходом в свет англоязычной версии романа «Лолита», автором которого является В.В. Набоков.

Этот неологизм вскоре стал общеупотребительным и закрепился в словарях, а само имя женского персонажа романа Лолита стало нарицательным и воспринимается теперь синонимом к слову «нимфетка» как «единственный образ, вышедший из литературы второй половины нашего века, который точно так же, как Гамлет, Дон-Кихот и Бовари, превратился в миф и оказался включённым в культуру и занесённым на мировую карту чувственности» [8].

Сам В.В. Набоков определил этот тип «девочки-женщины» следующим образом: «В возрастных пределах между девятью и четырнадцатью годами встречаются девочки, которые для некоторых очаровательных странников, вдвое или во много раз старше них, обнаруживают истинную свою сущность – сущность нечеловеческую, нимфическую (т.е. демоническую); и этих избранниц я предлагаю именовать так: нимфетки» [1].

До «Лолиты» В.В. Набоков написал повесть «Волшебник» (1939), в которой уже прослеживается концепция будущего прославленного романа. Безымянный герой этой повести повторяет манёвр Гумберта (главного героя романа «Лолита») – женится на женщине, к дочери которой он испытывает запретную страсть. Этот пассаж влюблённого афериста позволяет ему оказаться в непосредственной близости с объектом своих тайных желаний. Исследование запретной страсти, или, как немецкий писатель Т. Манн сказал, «больничной темы», было характерно для авторов европейской и русской литературы начала ХХ века и продолжалось во второй половине прошлого столетия.

Стоит отметить, что героини такого типа – юные и одновременно демонические – появлялись и ранее. В русской литературе ими были девочка-подросток Матрёна из «Бесов» Ф.М. Достоевского, девушка из «Распада атома» Г.И. Иванова, Оля Мещерская из «Легкого дыхания», Натали из одноимённого рассказа, а также девочки из рассказа «Зойка и Валерия» И.А. Бунина [6].

В тексте «Лолиты» Набоков указывает на то, что и до этого в мировой литературе существовали нимфетки. «…Данте безумно влюбился в свою Беатриче, когда минуло только девять лет ей, такой искрящейся, крашеной, прелестной, в пунцовом платье с дорогими каменьями, а было это в 1274-ом году, во Флоренции, на частном пиру, в веселом мае месяце. Когда же Петрарка безумно влюбился в свою Лаурину, она была белокурой нимфеткой двенадцати лет, бежавшей на ветру, сквозь пыль и цветень, сама как летящий цветок, среди прекрасной равнины, видимой с Воклюзских холмов» [5, c. 22]. Эта цитата является фразой героя Гумберта. Через исторические прецеденты он пытался оправдать свои сексуальные пристрастия к юной девочке, при этом искажая некоторые факты.

А.М. Зверев пишет об этом следующим образом: «Размышляя о “нимфолепии”, ставшей его судьбой, Гумберт, конечно, вспомнит встречу на флорентийской улице в 1274-м, когда будущей госпоже Портинари действительно сравнялось лишь девять, вспомнит и пожизненную любовь Петрарки к Лауре, для своего успокоения подтасовав даты: в момент знакомства Лаура была не «белокурой нимфеткой двенадцати лет», а девушкой, достигшей восемнадцатилетнего рубежа. Но у Долорес Гейз есть только возрастная общность с великими прообразами. Да Гумберту вовсе и не нужно, чтобы предмет его обожания, безраздельно земного, обладал каким-то сходством с той, которая знаменовала для Данте новую жизнь – постижение бессмертной красоты и вечной истины христианства» [2].

Однако Гумберт рассуждает не только об этих случаях влечения к нимфеткам, ведь по роману также рассыпаны многочисленные отсылки на личность и творчество Э.А. По.

Роман «Лолита» начался с Аннабели – это факт, который для Гумберта был очевиден. Девочка-жена поэта Вирджиния Клем решила связать свою жизнь с Э.А. По, который был ее кузеном, когда той было всего тринадцать лет. Чтобы этот союз стал официальным, им пришлось подкупить свидетелей и «добавить» ей ещё три года к возрасту [3].

Встреченная Гумбертом до поступления в гимназию девочка англо-голландского происхождения, которой ещё не было тринадцати, умерла, едва перейдя эту возрастную черту. Эпизод «Княжество у моря», являющийся одним из наиболее запоминающихся в «страдальческом отрочестве» Гумберта, можно считать предвестником «удара страсти», который он испытает, встретив нимфетку, являющуюся прототипом самой Лолиты или даже превосходящую её. Всё должно повториться, чтобы воссоздать незабываемую атмосферу того лета: чувство влюблённости, «неистовое стремление ко взаимному обладанию», абсолютное слияние духа и тела [2]. Данные мотивы можно наблюдать и в самом творчестве Э.А. По, обратившись к его стихотворению «Аннабель Ли». В письме Уилсону от апреля 1947-го В.В. Набоковым упоминается рукопись о «небольшом романе о человеке, питающем страсть к маленьким девочкам, – “Княжество у моря” (этот отзвук магического стихотворения Эдгара Аллана По «Аннабелль Ли», посвященного памяти Вирджинии, его совсем юной жены, останется на первой странице законченной книги)» [2].  Долгое время рукопись, впоследствии ставшая романом, называлась по этой строке, в старом переводе К. Бальмонта звучащей немного иначе: «Королевство приморской земли».

Таким образом, мы видим, что у образа нимфетки есть истоки в мировой литературе, на что сам В.В. Набоков и указывает.

По мнению писателя, нимфетки – это девочки 9−14 лет, красота в них не является критерием, однако вульгарность не исключает. Среди других сверстниц их отличают таинственные черты, сама нимфетка не осознаёт своей сущности, поэтому и великолепна в своей невинности. Эти девочки-подростки обладают сексуальной и эстетической притягательностью. Набоков описывает их как «юное демоническое существо», являющееся, по сути, «единственно мыслимой в наши дни роковой женщиной» [7].

«Камера обскура» появилась задолго до публикации «Лолиты», в которой В.В. Набоков обозначил главные особенности нимфеток [4]. Функции этого образа в двух романах различаются. Основными факторами, которые их сближают, можно назвать возраст, ведь Магде на момент отношений с Кречмаром было пятнадцать, а Лолите – двенадцать; также то, что они вызывают сексуальную заинтересованность у взрослых мужчин. На этом сходства, пожалуй, заканчиваются. Магда знала, что она молода и прекрасна, поэтому пользовалась этим, а нимфетки чаще всего не задумываются о своей исключительности; она испортила жизнь Кречмару, понимая, насколько дорогими для него являлась семья и постоянно пыталась иметь выгоду с мужчин, которым она нравилась.

В этом произведении у Набокова просматриваются задатки того образа нимфетки, правильного и невинного, о котором сейчас принято говорить.

Магда – это героиня с насыщенным и многогранным характером, оказывающая влияние на жизнь и решения Бруно Кречмара. Её доминирование над мужчиной прослеживается через явное властное отношение. Она проявляет себя так, словно осознала полностью свою привлекательность и властные возможности над Кречмаром, поэтому целенаправленно играет на его чувствах и слабостях, создавая зависимость и манипулируя им. Поступки девочки, несмотря на юный возраст, кажутся хладнокровными и продуманными, и разрушают семейные устои Кречмара.

В свою очередь, Бруно Кречмар предстает как мужчина, поглощённый Магдой, ставший её жертвой. Собственная зависимость, страсть и готовность идти на любые уступки, в попытке удовлетворить капризы нимфетки, делают мужчину уязвимым перед манипуляциями девочки. Возможно, если бы не такая заинтересованность в ней, его жизнь не закончилась настолько трагично.

В.В. Набоков прекрасно показал два психологических портрета, где один из персонажей зависит материально, а другой – телесно, но не духовно. Кречмара привлекала девственная красота Магды, поэтому он потерял рассудок, испытывая пылающую страсть к ней.

По характеру он считал Магду инфантильной, безумной, глупой и непонимающей. В то же время, вспоминая сцену их встречи в кафе, когда девочка снимала пальто, Бруно восторгался красотой её спины и лопаток, которыми она так легко двигала (то есть отмечал, насколько она прекрасна внешне). Этим и объясняется тоска по жене, с которой он не хотел разрывать брак, потому что Аннелиза была зрелой морально, и он за столько лет в браке привык к спокойному течению событий. Однако дерзкая Магда ворвалась в его жизнь импульсивными поступками, трудным характером и внешней утончённостью юного тела. Именно она овладела разумом Бруно Кречмара.

Быть может, если бы не такая погружённость в человека и не слепая вера ему, Кречмар остался жив и увидел эту жизнь во всех красках, которые не замечал до этого из-за «внутренней слепоты».

Автор с уникальным мастерством создаёт сложный и противоречивый образ героини. Нимфетка предстаёт перед нами как феномен, обладающий внешней красотой и в то же время внутренней скудностью мыслей. Это оправдывается не столько возрастом, сколько скверным характером Магды.

В.В. Набоков делает Магду нимфеткой, чтобы показать читателю, как жизненные условия и характер могут влиять на действия самого человека. Мы видим, как Магда даёт отчёт своим поступкам и лишь наслаждается тем, как влюблённый в неё мужчина готов выполнить любые просьбы взамен на её нахождение рядом с ним.

Таким образом, нимфетке в романе «Камера обскура» неважно, кто будет рядом, главное, чтобы её обеспечивали и терпели все капризы.  Умение лгать спасало Магду не раз и выставляло в хорошем свете перед Бруно, но ложь, в её случае, раскрылась. Она играла чувствами Кречмара, чтобы обеспечить себе лёгкую и богатую жизнь, в которой всё достигается по одной просьбе. Умение манипулировать позволило ей стать актрисой, что было мечтой девочки. Провал её роли в кинокартине позволяет нам удостовериться, что это персонаж, лишённый «живости», желающий подчинять других красотой плечиков и не более. Образ этой героини в раннем творчестве В.В. Набокова можно считать истоком образа «нимфетки», который позже будет раскрыт автором с большим мастерством в романе «Лолита».

 

Список литературы

  1. Amerikan Book Review. Цитата из аннотации на книгу Н. Джонс «Молли» / Н. Джонс: Роман // Пер. с англ. Т. Косова. – М. : Махаон, 2003. – С. 225.
  2. Зверев А.М. Набоков. Итака, штат Нью-Йорк. [электронный ресурс] –Режим доступа. URL: http://nabokovlit.ru/nabokov/bio/zverevnabokov/itakashtak.htm/  (дата обращения: 22.11.2023).
  3. Ковалёв Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. – Л. : Художественная литература, 1984. – 296 с.
  4. Набоков В.В. Камера обскура. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/proza/kamera-obskura/kamera-obskura-1.htm/ (дата обращения: 03.12.2023).
  5. Набоков В.В. Лолита. – М. : Известия, 1989. – 370 с.
  6. Поздняков Н.Н. Образ нимфетки в современной зарубежной прозе как прецедент трансантлантизма в литературе. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/pozdnyakov-obraz-nimfetki.htm/ (дата обращения: 22.11.2023).
  7. Холандер Дж. Гибельное очарование нимфеток / Пер. с англ. Н. Пальцева. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://svscena.ru/Buki/Klassik-byez-ryetushi.132.html/ (дата обращения: 24.11.2023).
  8. Шепелев А.А. Ф.М. Достоевский в художественном мире В.В. Набокова. Тема нимфолепсии как рецепция темы «Ставрогинского греха»: дис. канд. филол. наук: 10.01.01 – Русская литература. – Тамбов, 2003. – 212 с.

Оставить комментарий