Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(61)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Полонкоева М.А. ТВОРЧЕСТВО Н.М.РУБЦОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 17(61). URL: https://sibac.info/journal/student/61/139394 (дата обращения: 27.12.2024).

ТВОРЧЕСТВО Н.М.РУБЦОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Полонкоева Мадина Алаудиновна

магистрант 2 курса, кафедра русской и зарубежной литературы ИнгГУ,

РФ, г. Магас

Критики литературы утверждают, что творчество Н.М. Рубцова пропитано традициями своих предшественников. Это могут увидеть поклонники творчествам С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева и других. Н.М. Рубцов в своём творчестве создал что-то необычное, которое напоминает других писателей, при этом остаётся собственный слог, которого нет у других. Поэт использовал традиции в качестве основы для своей уникальной лирики, которая со временем стала расти в эстетическом плане.

Литературоведение объясняет традиции как преемственные связи в развитии общих закономерностей художественного творчества. Устоявшиеся традиции создают новое уникальное, оригинальное начало, а Н.М. Рубцов стал новатором. Он сумел сохранить и развить традиции, добавляя в них что-то своё.

Поэт, который пишет о Родине, любви, доме, природе, обладал неповторимым стилем восприятия. Он создавал именно свой образ действительности.

Поэзия Рубцова Н.М. по своей стилистике и тематике проста. В основном, она связана с родной Вологдой.

Для того, чтобы по достоинству оценить творчество писателя, необходимо посмотреть на его произведения через достижения предшествующих его писателей, русских классиков.

«Не сличать и тем более не сводить к эстетическим завоеваниям прошлых лет, а находить точки соприкосновения, сквозные линии, являющиеся продолжением и развитием того, что составляет непрерывность в развитии культуры». [1]

Самой главной работой, которая посвящена изучение традиций русских классиков в творчестве Рубцова Н.М и новаторства в его лирике можно назвать научную диссертацию Ивановой Е.В. [2]

Изучив исследование, можно прийти к тому, что автор работы делает вполне справедливый анализ, подитоживая то, что Рубцов Н.С. развил в своём творчестве традиции классической русской поэзии. Христианские учения и крестьянская жизнь – вот основы традиций русских классиков.

Писатель не изменял достижениям своих предшественников в области литературы. Но стоит отметить тот факт, что содержание лирики Рубцова Н.М. значительно отличается от лирических тем русских классиков. Его поэзия полна патриотической тематики, также присутствует тема дома, Родины и любви. Казалось бы, в произведениях Есенина С. Присутствует большое количество схожих тем, но сущность их довольно различна.

У произведений Рубцова Н.М. есть народная мудрость, которая многими поэтами воспринималась как самая высокая нравственная ценность, которая формируется на протяжении долгого времени.

Цель, которую преследовал русский писатель, была всегда одна – сохранить любовь к земле, воспринимать ее в качестве основы для жизни.

Необъективным будет считать привязанность Рубцова к традициям только лишь Тютчева Ф. и Фета А. Он вобрался в себя и традиции Есенина С., Блока А. и других. Нужно увидеть, что творчество Рубцова самобытно, его нельзя привязать к чему-то одному. Может быть, именно синтез традиций русских классиков, а также привнесение чего-то рубцовского литературу и есть то самое новаторство, которое характерно только ему. [3]

Более того, А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь также оставили след в творчестве писателя излюбленной всеми литературоведами темой маленького человека.

Раннюю лирику Рубцова можно характеризовать есенинскими традициями. Эти традиции проявлялись в стихах о деревне и природе, например,  «Деревенские ночи», «Берёзы», «Я забыл, как лошадь запрягают».

Есенинские традиции помогли Рубцову определить свой путь, понять, как важна для человека связь с родиной. Удивительно, но творчество Есенина не изучалось в школах и вузах вплоть до 1965 года. Однако, когда тема деревни, крестьянства, родины стала уходить на последний план, стихи этого писателя стали изучаться повсеместно.

Лирика Рубцова очень эмоциональна, имеет большую социальную окраску. Несмотря на то, что поэт восхищается повсеместной индустриализацией, он призывает общество не тронуть первозданную красоту природы.

Стихотворение «На Родину!» довольно гармонично соединяет в себе и крестьянскую часть жизни (в зверином поле, пошёл пешком) и городскую (продуктовые машины):

«Я молча сидел в сторонке,

Следя за работой мужчин

И радуясь бешеной гонке

Ночных продуктовых машин.

Я словно летел из неволи

На отдых, на мёд с молоком…

И где-то в зверином поле

Сошёл и пошёл пешком.» [8]

Гармонию в творчестве Рубцова легко увидеть во всем, что имеет связь с природой.

Как и Есенин, Рубцов испытывал душевное одиночество. Оба они были неприкаянные. Они не считают себя нужными кому-то, точнее, они не чувствуют, что их поэзия кому-то нужна.

Как и Есенин, Рубцов в каждом своём стихе писал о любви к родине. Оба поэта не обладают злостью, раздражительностью, в их стихах нет ни капли злобы.

Ранний Клюев и Есенин также стали причиной того, что в творчестве Рубцова прослеживаются острожные отголоски темы религии.

Проблемно-тематическое новаторство Рубцова заключается в эмоциональной обнажённости трудностей народной жизни и противоречия русской деревни конца 50-х – 60-х годов, периода губительных для неё хрущёвских преобразований.

К Рубцову понимание христианской религии пришло через личное эмпирическое познание.

Эстетика и нравственность объединяют мироощущение Н. Рубцова, Ф. Тютчева и А. Фета. Они одинаково смотрели на мир, чувствовали одиночество, психологически тонко чувствовали пейзаж. Также, им нравилось показывать границу состояний времени суток.

Поэтам свойственно было сочетать свет и тень при создании каких-либо поэтических образов. Также им было свойственно обратится к заездам, луне, месяцу и воспринимать их как молчаливым участникам общения.

Поэты искали гармонию через слияние с природой, использовали элементы христианской культуры.

Рубцов, как и Тютчев, считался самобытным, мудрым, глубоким мыслителем, своеобразным поэтом, который показывал настроение русского народа. Для Рубцова тютчевские традиции являются ориентиром нравственности.

Душа для Рубцова и Тютчева – это главная эстетическая категория. Она занимает центральное место в творчестве поэта.

 

Список литературы:

  1. Алексеева Л.Н. «Не напрасно, не случайно…» // Духовные истоки воспитания. Альманах №1. – 2002. – С.87-96.
  2. Арнольдов А.И. Духовно-нравственное здоровье человека и книга. // Юношеские библиотеки России. Информационный сборник. - М. – 1999. - Выпуск 1(8). - С.11-16.
  3. Асеев Н. Жизнь слова. М.: «Советская Россия», 1967.
  4. Бараков В. Н. Слово в вечности // Москва. –2001. №1. – С. 183-185.
  5. Бараков В.Н. Современная русская лирика. – М. – Вологда, 1994.

Оставить комментарий