Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(64)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЬЯВОЛЕ В БИБЛЕЙСКИХ ИСТОКАХ
Значение слова «Дьявол» появилось еще до Данте и его «Божественной комедии», сформировалось оно в основном в Ветхом и Новом Заветах. В первой книге Ветхого завета (Бытие) говорится о змее, что уговорами заставил Еву вкусить плод запретного дерева. Вызвало это гнев Бога не только на Адама и Еву, но и на все человечество. Иудейские и христианские богословы уверены, что змей это и есть дьявол. [1]. В книге, повествующей о человеке по имени Иов, Дьявол встречается с Богом, завязывается беседа между ними. Бог спрашивает: «Откуда явился ты? И сказал дьявол Богу: я странствовал по миру и обошел его. И сказал Бог дьяволу: заметил ли ты моего раба Иова? Ибо не существует больше подобного ему, на земле этой: непорочный человек, честный, боголюбивый, далекий от зла». И ответил Бог дьяволу: отдаю его я в руки твои» [1; 7]. Может показаться, что «роль» дьявола и данное ему задание являются предпосылкой к значению его имени, что означат «предатель», «искуситель». Бог отдает душу Иова Дьяволу, и обрекает тот его на страдания, но в конечном итоге Иов кается, тогда Бог возвращает ему все, что он имел ранее.
В Новом Завете, мы видим, что Дьявол выступает противником Бога. Он описывается как главный враг народа Божьего: «Отрезвитесь, не смыкайте глаз, потому что недоброжелатель ваш дьявол бродит, словно рычащий лев, выискивая, кого сожрать» [2]. В посланиях есть отсылка на Дьявола, где утверждается, что Дьявол – могущественный искуситель, которому нужно противостоять, этот мотив становится более заметен в Евангелиях от Матфвея и Луки, где даже сам Христос искушается дьяволом в пустыне. Но, пожалуй, самое точное описание Дьявола упоминается в Откровениях: «И низвержен был могучий дракон, древний змий, зовущийся Дьяволом и Сатаною, искушающий всю землю, изгнан на землю, и соратники его изгнаны вместе с ним» [3]. Здесь Иоанн описывает Дьявола в разных формах: «Могучий дракон», «древний змей» ссылаясь на падение человека в Бытие. И именно намек Иоана на падение Дьявола с небес представляет главный интерес, который оказал библейское влияние на литературный образ Дьявола. Он обращается к известному стиху в книге пророка Исаии: «Как ты сорвался с небес, о Люцифер, сын раннего утра! Раскололся о землю, притеснявшей людей» [4, с. 14; 12]. Конкретно на этом примере основана большая часть Новозаветной теории о Дьяволе, как о человеке, имевшем уважение среди небесных ангелов, но из-за своего желания подчинить себе всех, был изгнан. Иисус говорит об этом, словно сам был там или видел в своем видении: « Я наблюдал, как дьявол падает, словно молния с небес» [5, с. 10; 18] Так же Петр говорит о нем, ссылаясь на его прежнее имя «Люцифер», что означает «носитель света»: «Сам Дьявол прячется под маской носителя света» [6, с. 11;14]
Таким образом, изображение падения Люцифера в Исаии, по-видимому, представляет собой более сплоченную идеологию между Ветхим и Новым Заветами с точки зрения Дьявола, как главного врага против Божеских целей с самого начала его восстания. Однако, утверждалось, что стихи Исайи относятся вовсе не к Дьяволу, а к царю Вавилонскому в связи со строительством Вавилонской башни в книге Бытия. На первый взгляд, кажется, что эта идея имеет смысл больше с мотивом гордости Люцифера и желания равенства с Богом: «Я вознесусь на небеса» [4, с. 14; 13], словно отражение Вавилонского народа: «Давайте создадим город и башню, высотою до небес» [7, с. 11; 4]. И факт, описывающий его как упавшего с небес и изгнанного на землю, говорит о том, что Люцифер действительно находился в небесных царствах и стремился быть равным Богу, что и привело его к падению: « Говорил в сердце: «вознесусь на небо, выше Бога установлю свою власть…я стану подобен Всевышнему»» [4, с. 14,13].
На самом деле, в Ветхом завете не упоминается происхождение дьявола. В списке все божеских созданий, что есть в книге Бытие, дьявол не упоминается. Вера в дьявола по-прежнему является одной из главных идеи в понимании верующих евреев. Молодой матери и ее новорожденному ребенку угрожают демоны, поэтому над постелью женщины развешивали особые листы, с молитвами, которые должны были оберегать ребенка и его мать от дьявола. Однако, христианство, придумало свое представление о дьяволе, которое взяло за основу и ветхозаветные образы злых духов, встречающиеся в Римской империи и так же что-то новое, относящееся к христианству. На это повлияло и эллинистические понятия. По мнению академика Р.Ю. Виппера, писания Плутарха о нечистой силе, дьяволе близки к новозаветным писателям. Они схожи в терминологии, изображению одержимых демонами. Различие лишь в том, что Плутах дал понятия о демонологии раньше, чем остальные авторы. [8] Дьявол присутствует в Новом завете, в частности в Евангелиях, в рассказах о доброй деятельности Христа и его учеников, о том как они изгоняли дьявола из людей. Это изгнание, должно было убедить людей в доброй воле Христа, рожденного избавить мир от зла. Вера в дьявола в Новом завете зависит от периода времени. В Римской империи существовали свои различные колдуны и маги, которые занимались борьбой с нечистой силой. Эту веру высмеял древний мыслитель Лукиан.
Вера в демонов в Коране достаточно похожа с библейской. В вероучении ислама, главное место в злом царстве занимает Иблис. По этому учению, все зло в мире совершает именно он. Когда был сотворен Адам, аллах велел поклонятся ему. И послушались все, за исключением Иблиса, он не стал преклонятся перед тем, кто «сотворен из праха». Аллах проклял его, и пока он ждал своего суда, подвергал людей искушению. [9, с. 100] Представления проповедников Ислама о дьяволе, на самом деле, схожи с представлениями других религий, они придумали множество разных демонов, чтобы пугать людей.
Библейский образ, со временем получил продолжение в период средних веков. Дьявол и его соратники получали новые способности, приобретали новые внешние и внутренние качества, и средневековая культура полна этими описаниями. Здесь появились теории, что дьявол может заключить сделку с человеком, а платой служит человеческая душа; колдуны и демоны могли наводить на народ ужасные болезни, наподобие чумы и мора. Их злые деяния приводили к падежу скота, так же они обрели способность принимать облик волков. Средневековый период дополнил библейское учение о существовании дьявола. Французский историк Гастон Буассье говорил, что всем был необходим гадатель, даже сам государь имел такого в своем распоряжении. [10, с. 519] Но еще большая вера в дьявола была популярна в средние века в иудаизме. Утверждалось, что существует подобный женщине дьявол – Лилит. Она была женой Адама, прежде чем наскучила ему. [11, с. 253]
Существуют так же последователи манихейства, они полагали, что существует два царства: царство тьмы и царство света. Учение манихеев не совпадает с христианским учением, в котором говорится, что все было создано богам, в том числе и сам дьявол, предавший его. Большую популярность в средние века, получила вера в то, что дьявол и его последователи способны перевоплощаться в животных, отсюда появились легенды об оборотнях. Люди верили, что дьявол насылает на их поля вредителей. Округ Лозанна, находящийся в Швейцарии, был уничтожен, и этих самых вредителей «вызывали на суд», а люди у дверей церкви произносили «Отче наш». Суд был на стороне обвинителей, и насекомые проиграли это дело. В наказание они были прокляты, и должны были покинуть поля. [11, с. 257]
Большое развитие веры в дьявола в Европе произошло из-за того, что у церкви появилась власть в духовной жизни людей.
Церковь распространяла среди народа неграмотность, что и укрепляло в людях веру в дьявола и его соратников. Быстрое распространение получил культ святых. Церковь создавала труды о подвигах святых, что отличало их от других людей. Святых считали противниками дьявола.
Все рассказы были посвящены тому, как они противостоят дьяволу и нечистой силе, и главной способностью святых, считалось умение изгнать дьявола из души человека. Продажа, так называемых «реликвий», якобы принадлежавшие когда-то святым и библейским героям, задача которых была спасать добрых и верующих людей от дьявола, но на самом деле являлись подделками, с помощью которых обогащалась церковь.
В конце концов, церковная пропаганда вылилась в самую настоящую манию людей в веру в дьявола. Церковь, за то время, когда вера в дьявола была особо распространена, сделала выводы: всех, кто был под властью дьявола или посмел заключить с ним сделку, должен быть казнен. И начиная с XIII и до конца XVIII в. в Западной Европе были приговорены к сожжению все, кто кого признали колдуном или ведьмой.
Как нам известно, в «Бытие» говорится о том, что Бог создавал землю, и все что было им создано – хорошо. По христианству, все зло в мире было создано дьяволом. Но от сюда вытекает вопрос, от куда же взялся сам дьявол? Представители разных церквей в течении многих веков придумывали ответ на данный вопрос, который для них был достаточно неприятный.
По учению религий, все сотворено Богом, а значит и дьявол тоже. В прошлом веке, богослов Макарий выпустил книгу «Православно-догматическое богословие», в которой описал все учения церкви. Книга состоит из трех томов, и во втором он рассказывает о том, что дьявол существует на самом деле. По его мнению, дьявол и другая «нечистая сила» - существа мыслящие. «Православная церковь, несомненно, всегда признавала существование дьявола и его последователей» [12, с. 73].
Так же он пишет, что дьявол был создан Богом добрым, но по своей воле стал злым.
Список литературы:
- Шейнман М. М. Вера в дьявола в истории религии. — М.: Наука, 1977. — 112 с.
- 1-е послание Петра 5:8 – 1Пет 5:8
- Откровения 12:9
- Книга пророка Исаии
- Толкования на Лк. 10:18
- Толкования на 2 Кор. 11:14
- Ветхий Завет. Бытие.
- Виппер Р. Ю. Возникновение христианской литературы, с. 257.
- Ислам [Текст]: Очерк истории: Пер. с фр. / [Предисл. Е. А. Беляева]; Акад. наук СССР. Ин-т народов Азии. - Москва: Изд-во вост. лит., 1961. - 229 с.; 20 см.
- Буассье Г. Римская религия от времен Августа до Антонинов. М., 1914, с. 519, 520
- Roskoff G. Geschichte des Teufels, Bd. I. Mainz, 1861, S. 253–257.
- Макарий. Православно-догматическое богословие. т. II. СПб., 1851, с. 73.
Оставить комментарий