Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(64)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОБРАЗЫ СВЯЩЕННИКОВ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Религия и ее духовные представители всегда играли особенно важную роль в жизни верующих людей всех конфессий. Человек, который искренне верит в Бога и любит его, испокон веков стремился найти пути связи с ним, услышать его и почувствовать.
Так появились те, кого в учебниках советской эпохи окрестили «служителями культа». Называться они могли по-разному, но цель у них была одна, которую определил для этих людей сам Иисус Христос. Он призывал священнослужителей учить свою паству тому же, чем учил их сам Бог.
В разные времена и у разных народов складывались свои представления о священнослужителях. Тема и проблема религии, роли священнослужителей в духовной и мирской жизни людей всегда была особенно популярной среди писателей разных народов и эпох.
Разнообразие образов священников в мировой литературе поистине впечатляет читателей. Священнослужители часто становились главными героями произведений в мировой литературе. Каждый духовный образ по-своему уникален. Одни авторы изображали служителей церкви такими, какими они должны быть по всем церковным и религиозным канонам, другие не упускали возможности показать, что отнюдь не все духовники обладают непоколебимой силой духа, не так чисты в своей вере и в помыслах.
Образы, созданные писателями сей день вызывают у читателей самый широкий спектр эмоций от благоговения до отвращения.
Так, например, в романе великого французского романтика Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» можно увидеть гиперболизированный, но интереснейший образ священнослужителя Клода Фролло. Представленный в облике деспотичного религиозного фанатика, он предпринимает попытки вытравить в себе все духовное, все то хорошее и человеческое, что может быть в наместнике Бога на земле. Отчасти, в этом и проявляется средневековый фанатизм священника.
Клод не находит истины, душевного спокойствия, он пребывает в постоянном внутреннем конфликте, он ведет борьбу с самим собой, что является чертой, присущей человеку Нового времени. Несмотря на все отрицательное и противоречащее, сконцентрированное в этом священнослужителе, Фролло, путем кропотливой работы над собой, все же становится самым образованным человеком среди окружающих, познавшим множество наук.
Гордый, твердохарактерный, презирающий всех, кого удосуживается посчитать жалкими, этот священник-выраженный герой-индивидуалист у Гюго. Бегущий от общества, Клод находит свое укрытие в соборной келье. Презренно щуря глаза в сторону плотской природы человека, он воспринимает свою любовь к Эсмеральде как адское пламя, сжигающее его изнутри. Фролло начинает сомневаться в своей вере, понимая, что такое светлое для любого человека чувство любви, в священнике подобно яду. Яд, изувечивший любовь Фролло превращает ее в страшную ненависть, уподобляя священника самому дьяволу.
Таким образом, священнослужитель у Гюго изображен хоть и твердым по характеру, но слабым по вере духовным лицом. Он не выдерживает мирских слабостей, поддается влиянию чувства, которое перерождается в нем в губительную квинтэссенцию ненависти и злобы ко всему, что его окружает.
Клода Фролло нет практически ни единой составляющей, которая позволила бы говорить о нем как о человеке, посланном для посредничества между Богом и людьми.
Не менее ярким представителем духовенства в англоязычной литературе является изображение кардинала Монтанелли в романе Этель Лилиан Войнич «Овод».
Прекрасный проповедник, заслуживший любовь и доверие тысяч прихожан, духовник с бархатным, теплым голосом и любовью к человечеству. Он производит впечатление истинно духовного человека- живет на скромное жалование приходского священника при своем титуле кардинала, дает деньги нуждающимся, все свое время проводит с бедными, следит за качеством ухода за больными людьми, внимательно слушает все просьбы, моления и жалобы приходящей к нему паствы. Он остается верен своему предназначению на земле, когда речь заходит о спасении жизни разочаровавшегося в вере сына ценой гибели нескольких десятков человек.
На первый взгляд - идеальный священник, истинный посланник Бога на земле. Но стоит вчитаться в роман между строк, как перед читателем предстает образ совершенно трусливого и лицемерного духовника, при этом непростительно согрешившего для своей конфессии. По правилам католической веры он уже не имел права принадлежать к священной иерархии, однако, потакая своему эго, стремясь сохранить расположение Папы римского, Монтанелли прибегает ко лжи, он кривит душой и лицемерит в отношении самого главного для священнослужителя - веры.
Апогея своего лицемерия кардинал достигает во время последнего, наполненного драматизмом свидания со своим сыном в тюремной камере. Якобы благородный в своем намерении освободить Артура, он, предоставляя право Оводу самому решить свою судьбу, снимает с себя груз ответственности.
С одной стороны он подобно Отцу Его жертвует своим сыном во имя спасения сотен других жизней, с другой - он готов устроить побег Оводу, но с условием оставить это в строжайшей тайне во имя сохранения своего «доброго» имени, статуса любимчика Папы Римского.
Боясь потерять именно звание кардинала, а не достоинство, Монтанелли порочит себя перед Богом, перед своим сыном, перед самим собой. Ему важна лишь любовь Папы, отношение к нему как к верному и истинному, духовно чистому священнослужителю, кем он, собственно говоря, не является.
Войнич создала противоречивый образ священника. Лжец и лицемер, с одной стороны, но примерный и высокодуховный пастырь для прихожан, кардинал Монтанелли по сей день является одним из обсуждаемых и сложных религиозных героев в литературе.
Образы священнослужителей так же нашли свое отражение и в русской литературе. Одним из самых примечательных является изображение священнослужителя в хронике Николая Семеновича Лескова «Соборяне».
Туберозова отличает ревностное и весьма обостренное чувство человеческого достоинства. Протопоп Савелий изображен с долей мятежности в характере, он чувствует себя настоящим и преданным гражданином и священнослужителем, ему далеко небезразлично, что происходит как в гражданском обществе, так и в церковном.
Савелий, как настоящий христианский духовник, обеспокоен растлением нравов, развращением умов. Причину этому он видит в отдалении человека от Бога, в отрицании того божественного, что наставляет человека на истинный путь. Туберозов призывает к теплым отношениям между церковными служителями и их паствой, выступает за честную молитву. Я порицаю и осуждаю сию торговлю совестью, которую вижу перед собой в храме. Церкви противна сия наемничья молитва [4, c 236] говорит протопоп.
Священник бросает вызов всему, что порочит или обесчествивает евангельское слово.
Образ Савелия Туберозова, священника, который ратует за чистоту веры, помыслов и действий, стоит в ряду изображений тех духовников, которые своим предназначением в жизни видели сохранение истинного понятия святости и праведности.
Такие как он, учили свою паству следовать зову духа веры, прислушиваться к Богу и поступать согласно его слову.
Страстным желанием его было исправить недостатки и реализовать все возможности, вдохнуть веру и энергию в сердца служителей церкви. [4, с. 355] - сказано в «Соборянах» о герое-протагонисте Савелии Туберозове.
Образ Савелия Туберозова, священника, который ратует за чистоту веры, помыслов и действий, стоит в ряду изображений тех духовников, которые своим предназначением в жизни видели сохранение истинного понятия святости и праведности.
Так, у разных авторов было разное представление о священнослужителях. У одних священники являются воплощением святости, у других же воплощением зла и лицемерия.
Однако для того, чтобы лучше понять, каким должен быть идеальный священнослужитель, стоит обращаться к первоисточникам понятия священнослужителя, а именно- в «Пастырские послания» Апостола Павла, одну из книг Нового Завета.
Содержание этих духовных писем весьма разнообразно. В них говорится о тех вещах, которые являются важнейшими аспектами любой веры. Однако внимание «Посланий» сконцентрировано на канонах христианской веры.
Послание Апостола Павла было актуально для священнослужителей во все времена. В 1274 году один из самых выдающихся мыслителей средневековья Фома Аквинский сказал следующее об этой работе, что она учит пастора быть способным отдать свою жизнь во благо паствы.
В Посланиях Апостол пишет о том, что решение стать священником -это стремление к благородному делу. Идеального священнослужителя он описывает как человека безупречной жизни.
Апостол говорит: Но совершающий пастырское служение должен быть мужем одной жены; он должен быть трезвым, рассудительным, любить порядок во всем, быть гостеприимным, уметь учить других 3 и, конечно же, не быть пьяницей, задирой, но человеком, всегда готовым идти на уступки, несварливым, не падким на деньги.
Он должен хорошо управлять своим домом и воспитывать детей в повиновении, сохраняя при этом достоинство [3, с. 27].
Если безупречны-пусть служат [3, с. 55]. Такие слова пишет в заключение Апостол Павел. Безупречность-вот тот критерий, которому должен соответствовать идеальный священник. Непорочность, чистота во всем-таким видит Апостол достойного священнослужителя и таковыми агитирует быть и других, решивших раз и навсегда посвятить себя служению Господу.
Список литературы:
- Гюго, В. Собор Парижской Богоматери / Пер. с фр. — М.: Правда, 1988. — 652 с.
- Войнич, Э.Л. Овод / Пер.с англ. — Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. — 352 с.
- Azbyka.ru. «Пастырские Послания апостола Павла».
- https://www.e-reading. «Соборяне».
Оставить комментарий