Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В «БУДДЕНБРОКАХ» ТОМАСА МАННА
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются реалистические элементы, содержащиеся в романе Томаса Манна «Будденброки». За основу исследования взяты элементы биографии Томаса Манна и его роман «Будденброки».
Ключевые слова: Томас Манн, Будденброки, западноевропейская литература, автобиография.
Название произведения Т. Манна показывает, что речь будет идти о жизни целой семьи. Семейство Будденброков постепенно в течение всего произведения перетерпело спад и развал. Эту основную тему произведения автор обозначил в названии романа – «История гибели одного семейства».
«Будденброки» - это роман, затрагивающий актуальные на тот момент социальные проблемы. Это произведение о четырех поколениях одной семьи, и некоторые факты Томас Манн позаимствовал из своей жизни. В данной работе мы постарались изучить реалистические элементы в этом произведении.
«Будденброки» написаны в виде повествования, с упоминанием деталей, с развернутостью некоторых эпизодов, с большим количеством диалогов и монологов. Произведение состоит из одиннадцати частей, каждая из которых состоит из глав (всего в романе 97 глав).
Самый старший член семьи Иоганн Будденброк – это типичный бюргер XVIII века, человек, верящий в прочность буржуазного бытия. Его сын Иоганн Будденброк младший, которому по наследству досталась компания, - человек другого склада, менее уверенный в себе, ищущий утешения в религии. Сыновья младшего Иоганна Будденброка – Томас и Христиан – уже достаточно далеки от мироощущения деда. Томас через силу старается выглядеть более деловитым и уверенным в себе, но не способен конкурировать с другими предпринимателями того времени, и за его показным образом успешного наследника скрывается неуверенность в себе, усталость, страх перед завтрашним днем и, вообще, непонимание смысла своего существования. Христиан же не скрывает собственных наклонностей, собственных желаний. Если его брат хоть как-то пытается поддерживать уровень семейного дела, то Христиан не интересуется его благополучием и способен лишь на шутовство. Прочность уклада и уверенность в завтрашнем дне отступают перед сформировавшимися новыми компаниями.
Из поколения в поколение силы семьи Будденброков иссякают. Если предыдущим представителям семейства была присуще твердость характера, приземленность, то последующие поколения были уже нервными и неустойчивыми. Последний представитель Будденброков – Ганно, сын Томаса – унаследовал от матери нехарактерную семье Будденброков любовь к музыке и считал бессмысленным все, что не является музыкой или искусством.
Таким образом, Томас Манн хотел показать противопоставление искусства буржуазной действительности, всякой действительности – низменной практике буржуа [2].
Итак, роман «Будденброки» стал открытием новой фазы творческого развития Томаса Манна. В основе данного романа много автобиографичного. При написании этого романа автор изучил фамильные бумаги, деловые переписки отца и деда, домашний уклад своих предков. Личная история, на основе которой написано произведение, придает произведению некую конкретность.
Автобиографичными являются описания пейзажей, интерьеров, где протекала жизнь самого автора, психологическое сходство между героями книги и реальными людьми, окружавшими Томаса Манна. Описание действий героев в основном происходит в городе Любека. Этот город уже достаточно старый из красного кирпича, без новых современных домов и зданий. Главная достопримечательность этого города – дом Будденброков из романа Томаса Манна, где родился и жил и сам автор со своим братом Генрихом Манном. На данный момент это музей семьи Манн.
Одним из центральных образов интерьера выступает ландшафтная комната. В повествовании многих событий эта комната играет важную роль: согласно традициями семьи, Будденброки каждый второй четверг проводили время вместе именно в этой комнате, здесь собирались гости, давали званые ужины и т.д. Одним словом – это именно та комната во всем доме, где проходила праздная жизнь героев. А их жизнь политиков и коммерсантов проходила за ее пределами. Автор не дает подробных описаний других помещений, где герои работают или проводят часы уединения. В произведении упоминается лишь существование этих комнат, но из-за отсутствия детального описания, они кажутся внешним планом, без содержания. Конторские помещения и личные комнаты героев – это намеренно отведенные на задний план комнаты [1].
Символом домашнего очага как в семье Будденброков, так и в семье Маннов служило чучело сибирского медведя, державшего в лапах шкатулку для визитных карточек. В романе можно описать следующее описание символа: «Они привезли Будденброкам великолепный подарок: чучело медведя на задних лапах, с разинутой пастью, – родственник Тибуртиуса пристрелил его где-то в глубине России. Теперь медведь стоит на лестничной площадке и держит в лапах поднос для визитных карточек» [3].
В доме самих Маннов также имелся набор принадлежностей для кукольного театра. Томас Манн очень любил в детстве рисовать, вырезать и прикреплять к деревянным подставкам героев своего собственного кукольного театра, изображал музыкальные инструменты, а сам в одно и то же время был и дирижером и зрителем. Автор считал время, проведенное за этой игрой самым лучшим в его жизни. В жизни одного из героев «Будденброков», мальчика Ганно, театр и музыка также сыграли важную роль.
Писатель наделил собственными чертами характера одном из представителей Будденброков – сына Томаса Будденброка. Ганно так же, как и Томас Манн, с самого первого дня не полюбил школу, так как именно она являлась окончанием его детской свободы. «Школа предстала ему воплощением суровой враждебности жизни к человеку, и обязанность ежеутренне покидать дом, а затем ждать минуты, когда кончится последний урок и он волен будет уйти от строгих учителей и шумных сверстников в независимое, мечтательное одиночество» [3].
Образ одной из центральных фигур романа – Томаса Будденброка – имеет некоторое сходство с отцом писателя. Младший брат Томаса – Христиан – имеет общие черты с дядей Томаса Манна – Фридрихом Вильгельмом, а Антония Будденброк имеет сходство с тетей Манна – Элизабет. Напряженные отношения, которые стояли между братьями – Томасом и Христианом – являются олицетворением взаимоотношений между самим Томасом Манном и его старшим братом Генрихом [1].
Таким образом, первый роман Томаса Манна, за написание которого автор получил Нобелевскую премию, имеет в себе сходство с реальностью, окружавшую самого автора. Писатель использовал некоторые семейные факты, традиции в качестве основы данного произведения, а прототипами некоторых героев стали реальные члены семьи Томаса Манна.
Список литературы:
- Калашников А.А. О поэтике создания символического плана художественного образа в романе Т. Манна «Будденброки» // Литературоведение. – 2000. – №1. – 32 с.
- Литература писателей Германии. / Под ред. Самовалова Т.С. – М.: Просвещение, 1981. – 258 с.
- Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства / пер. с нем. Н. Ман. М.: Правда, 1985. – 806 с.
Оставить комментарий