Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Галиева Э.Ш., Поспелова Н.В. ОБРАЗ МОБИ ДИКА В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 42(86). URL: https://sibac.info/journal/student/86/164933 (дата обращения: 29.12.2024).

ОБРАЗ МОБИ ДИКА В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА»

Галиева Эльвира Шамилевна

студент, факультет иностранных языков, Елабужский институт, Казанского федерального университета

РФ, г. Елабуга

Поспелова Надежда Владимировна

доц., кафедра английской филологии и межкультурной коммуникации, Елабужский институт, Казанского федерального университета

РФ, г. Елабуга

В последние годы в лингвистических исследованиях всё больше внимания уделяется анализу художественных произведений в контексте «Язык и культура» [4].

Целью данной статьи является лингвокультуроведческое описание произведения «Моби Дик» Германа Мелвилла.

Роман Мелвилла «Моби Дик» –  это аллегория на человеческую жизнь, где смысл романа носит философский характер.  Основная мысль состоит в том, что главный герой – капитан Ахав, пытается любыми способами найти белого кита, который когда - то напал на него и лишил его одной конечности. Он хотел отомстить киту – убить его. В романе герой белого кита предстает перед читателем в образе зла в жизни человека. Главный герой не хотел мириться со своим физическим и духовным положением. Так он становится одержим идеей, которая помогает ему найти новый смысл в его жизни. «В порядке мести, одновременно личной, «физической» (за понесенное увечье) и надличной, метафизической  – за уязвимость и смертность человека, за извечную недоосуществленность в нем идеального потенциала, капитан восстает против зла, отождествляемого с Белым китом» [3].

Н.А. Хорошкова в своей статье пишет о том, что главный герой романа – это его собственные мысли, заключенные в образы героев [6].

Если говорить о понятии «языковая личность» применимо к данному произведению, то можно предположить, что образ героев, их мыслей становится сложным символом жизни того времени. Многонациональный экипаж "Пекода" воспринимается как символ человечества, блуждающего по океану жизни. А образ белого кита предстаёт перед нами, как образ чего-то могущественного, сильного –  он становится олицетворением сил, терзающих мозг и сердце человека. Образ Моби Дика становится воплощением трагической судьбы человечества. Где бы не встретился этот образ, автор даёт ему следующие характеристики: «large», «huge», «gigantic», «magnitude», «vast», «strong», «strength», «swift», «swiftness», «velocity». Автор придаёт этому герою божественные черты, не лишенные демонизма, о чем свидетельствуют лексические единицы «god-like», «god», «divinely», «demon», «demoniac», «demonism», «devilish», «infernal». Все эти характеристики дают четкое представление о глобальности мыслей героев, о их восхищении образом кита, о их смелости.

Главный герой романа склонен видеть в белом ките некую гениальность: «But how? Genius in the Sperm Whale? Has the Sperm Whale ever written a book, spoken a speech? No, his great genius is declared in his doing nothing to prove it. It is moreover declared in his pyramidical silence» [ 7,345].

Герой Мелвилла постоянно призывает к действию, он исполнен внутренней силы и желания любыми путями достигнуть своей цели: «Therefore, though I am but ill qualified for a pioneer, in the application of these two semi-sciences to the whale, I will do my endeavor. I try all things; I achieve what I can» [7 ,343].

Герой романа – это идея.  Идея - постоянно пульсирующая, которая  взлетает от мирской повседневной жизни до границы вселенной. Она стремится к единственной цели –  постижению универсальных истин. Идея является главным героем романа, а его развитие - его основной сюжет [6].

Роман Мелвилла  «Моби Дик» –  это прототип американской мечты и яркий пример американской личности того времени – личности стремящейся к свободе и независимости. Возможно, то, чего стремился достичь главный герой романа – капитан Ахав, было безумием, не имеющим разумного исхода. Но вне зависимости от того, насколько эта цель была осуществима, она меняла представления о действительности, делая его существование исполненным смысла и надежды [5].

Многие критики называли этот роман странным и сложным для понимания. Каждый видит в этом произведении черты чего-то определённого, хотя до сих пор никто не озвучил основную мысль, которую хотел донести до читателей автор. «Среди первых работ, касающихся историко-культурных мифов в творчестве Мелвилла, видное место занимает исследование М. Боуэн «Долгая встреча. Личность и испытание в произведениях Г. Мелвилла» (1960). Автор указывает на то, что тема изгнания, пронизывающая все творчество писателя, обусловила введение в его книги античного мифа о Титанах» [2].

«Д. Хоффман в статье «Моби Дик: Кит Ионы или Иова?» (1961) указывает на то, что в своем романе Мелвилл соединил примитивный ритуал, греческий миф, библейскую легенду, фольклорные рассказы о сверхъестественном и народные традиции фронтира – все это превратилось в единый метафорический язык романа» [2].

«По мнению Т. Вудсона, мифологические прообразы Ахава – Прометей и Нарцисс – получили типично романтическую обработку. В своей статье «Величие Ахава: Прометей как Нарцисс» автор указывает на то, что образ главного героя построен Мелвиллом в соответствии с романтической концепцией страдающего, борющегося, отчужденного от мира человека» [2].

Мог ли этот роман быть неудачным? Уильям Фолкнер признался, что хотел бы написал его сам, и Д. Х. Лоуренс назвал его «одной из самых странных и замечательных книг в мире»  и  «величайшей книгой моря, когда-либо написанной» [6].

Таким образом, роман «Моби Дик» описывает не только морское путешествие, но и отражает внутренний мир людей, живших в то время в Америке, их сознание и определенный склад ума и действий. Герой Германа Мелвилла – это странник, борец, завоеватель, чья сила духа проложила огромный путь к становлению американского характера и менталитета. Главный герой – это воплощение бесценного опыта Америки.

 

Список литературы:

  1. Азизалиева Б.Г. Амин Рейхани и американский трансцендентализм // The Progressive Researches «Science & Genesis». –  Баку, 2015. - №1. – С. 63-66.
  2. Беликова Е.В. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» в зарубежной мифокритике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – Омск, 2014. – С. 183-187.
  3. Венедиктова Т.Д. Герман Мелвилл: «Роль героя свободна»? // Америка. – 2012. – С. 64-78.
  4. Поспелова Н.В., Субботина Н.С. Лингвокультуроведческий анализ текста (на материале рассказов Дж. Джойса «Дублинцы» // Литература в диалоге культур: проблемы рецепции инокультурного текста: коллективная монография. – Елабуга, 2015. – С. 256-283.
  5. Коршунова Е.С. «Американская мечта» в американской художественной литературе // Омский Научный Вестник. – Омск, 2017. - №4. – С. 22-27.
  6. Савинич С.С. Образ дома как символ мечты в произведениях Эдгара По и Германа Мелвилла // Вестник МГОУ. – М.: МГУ, 2011. – №2. – С. 141-145.
  7. Herman Melville Moby Dick [Электронный ресурс]. URL:http://etcweb.princeton.edu/batke/moby/moby_079.html (дата обращения: 20.09.2019).
  8. Khoroshkova N.A. Idea as the main character of the novel of Herman Melville «Moby Dick» // Youth. Society. Modern science, technologies & innovations. – Krasnoyarsk, 2017. – C. 146-148.

Оставить комментарий