Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(91)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Горнак М.В. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. НИКОЛЬСКОЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 5(91). URL: https://sibac.info/journal/student/91/169835 (дата обращения: 25.11.2024).

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. НИКОЛЬСКОЙ

Горнак Мария Валерьевна

студент, кафедра русского языка и литературы, Елабужский институт Казанского федерального университета,

РФ, г. Елабуга

АННОТАЦИЯ

В работе представлен анализ двух произведений современной детской прозы: повесть «Я Колбасника убил», сказка «Чемодановна. Моя ужасная бабушка» А.О. Никольской. Автор статьи приходит к выводу, что перечисленные произведения транслируют подлинные нравственные ценности: доброта, милосердие, толерантность, сострадание, забота о ближнем, любовь к родине и труду.

 

Ключевые слова: современная детская проза, А. Никольская, «Я Колбасника убил», «Чемодановна. Моя ужасная бабушка», духовно-нравственные ценности.

 

Современные детские писатели продолжают традиции классиков в вопросе воспитания подрастающего поколения с помощью художественной литературы. Авторы понимают, что во многом именно от них зависит вектор духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

А.О. Никольская – современный детский писатель, обладатель золотой медали имени Сергея Михалкова, лауреат премии имени В. Крапивина, «Книжной премии Рунета», «СтартАП», «Новая детская книга».  Ценность её произведений по достоинству отмечена литературными критиками и благодарными читателями.

Повесть «Я Колбасника убил» А.О. Никольская посвятила своему отцу. Основой повести стали воспоминания О. Никольского о непростом детстве во время войны. Именно отец писательницы является главным героем произведения, и все события мы видим сквозь призму его детского восприятия. О. Никольский написал послесловие к повести, в котором уже будучи взрослым, вспоминает о событиях тех далеких военных лет.

Композиционно повесть состоит из 15 озаглавленных частей (глав), каждая из которых делится на небольшие эпизоды. Такая внешняя композиция произведения наилучшим образом передает отрывочность давних воспоминаний. Примечательно, что повествование идет от лица героя, поэтому мы можем наблюдать за его внутренним состоянием: мотивами, оценками, размышлениями и мечтами.

Главный герой, Олежек, шестилетний мальчик, не погодам смышленый, отзывчивый и добрый. В портрете тётки мальчика Гальги доминируют характерологические детали: «крепкий шаг», «сердитое лицо», «рот, как щёлка, улыбаться не умеет» [2, с.6], мы понимаем, что она смелая, серьезная, уверенная в себе женщина с непростой судьбой. Олежек вспоминает, что однажды Гальга переплыла широкую реку ради свидания с женихом. Но потом случилась трагедия, избранник погиб на гражданской войне. Несмотря на грубую внешность, прямолинейность, Гальга любит мальчиков и по-настоящему переживает за их судьбу. Героиня вынуждена выполнять обязанности главы семейства: она принимает важные решения, ругает, воспитывает и поощряет детей. Именно тёте Олежека отчитывает его за собранный с путей уголь, ходит ругаться в школу из-за Котьки,сопереживает Олежеку, что его не приняли в пионеры, хотя сама разочаровалась в идеях партии. В главе «Про облигации» Гальга не верит, что Олежек мог что-то украсть у Лихачевых. «Он честный мальчик, он чужого не возьмет» [2, с. 95], –говорит Гальга, не понимая на чем основаны обвинения хирурга, который без разбирательств обвинил мальчика в воровстве, а когда открылась истина, даже не думал приносить извинения. Гальга не принимает такого поведения, она привыкла жить по совести и справедливости, поэтому называет Князева подлецом.

Нелегко в годы войны Покровским, им приходится продавать инструмент отца – памятную скрипку – чтобы Олежек мог продолжить обучение музыкой. Детский образ в повести удивительно трепетный и жизнестойкий одновременно. Добрый и светлый главный герой повести Олежек Покровский. Автор обращает особое внимание духовному портрету юного персонажа, уделяя внимание переживаниям, мечтам, размышленим мальчика, который чуток к окружающим событиям, но понимает, что никакие трудности не должны его сломить. Дурной компании он предпочитает чтение книг, ребёнок с восторгом и восхищением открывает для себя библиотечный мир. Олежеку нравилось проводить время с книгой в читальном зале, «нравилось, что можно сидеть в одной комнате с совершенно посторонними, взрослыми людьми и не чувствовать себя при этом чужим» [2, с. 64]. Мальчику было приятно это новое чувство единства с другими людьми. Читая очередную книгу, он проживал чужую жизнь, полную ярких событий, путешествий, отваги и красоты, забывал о войне.

Детская душа противится войне: Олежек скучает по спокойствию, мирному существованию. «Моя бы воля, я б в лесу жил» [2, c. 152], потому что там не слышны звуки войны, там нет заводов, шумных поездов, не доходят новости с фронта. Герои размышляют о том, что в лесу, как будто, и нет войны вовсе. «Я на спину перевернулся и в небо гляжу. Оно высокое, голубое. Как можно под таким небом людей убивать?» [2, с. 153]. Дети наслаждаются природой, чувствуют себя частью этого большого и гармоничного мира, существующего по особым законам. Олежек задумывается о жестокости и бессмысленности войны, которая приносит людям лишь потери и страдания, противопоставляю гармонию природы звукам с фронта.

Главным героем являются дети и их взгляд на историческую прозу жизни. Но фантазия и выдумка, мечтательность помогают героям. Они любят давать клички, так случилось и со школьным учителем математики, который не похож на образы других учителей, изображаемых писателями ХХ века. Школьники его боятся и ненавидят. Он был на войне, получил контузию и теперь хвастается детям осколком снаряда в груди. Школьники дразнили Колбасника, а он был «вспыльчивый, как спичка. Поэтому задирать его было – одно удовольствие» [2, с. 85]. Кричит, ругается на мальчишек, гоняется за ними бранит разными словами, которые с трудом вяжутся с фигурой учителя. На занятиях занижает оценки, обсуждает в присутствии класса частную жизнь, недостатки учащихся. Всесилие, несправедливость, жестокость, зловредность – этими качествами не должен обладать человек, называющий себя учителем, это прекрасно понимают дети.

Однако есть в повести и положительный образ педагога, а именно Наталья Ивановна, учитель немецкого. На её уроках были проблемы с дисциплиной, дети отказывались учить «язык врага», и им гораздо интереснее было узнать об искусстве и о достопримечательностях родного Ленинграда. Она с сочувствием относилась к Олежеку, приносила поесть, советовала книги и уверяла, что учить иностранный язык необходимо, потому что «придет время, мирное время, и тогда все будут друг с другом разговаривать» [2, с. 84]. Взрослые, как и дети, с нетерпением ждали окончания войны.

В данной повести затрагиваются также проблемы вовлечения детей в преступность, проблема совести, справедливости, морального выбора. Важность мечты в человеческой жизни раскрывается в словах вора-рецидивиста, по прозвищу Таракан: «не бывает без мечты человека. Человек без мечты – так, насекомоядное, а не человеческая личность» [2, с. 45].

Итак, множество нравственных уроков заключено в повести А.О. Никольской «Я Колбасника убил»: сострадание, доброта, честность, нравственный долг. Чтение детской литературы о войне, о серьезных испытаниях, которые выпали на долю героев – действенный способ духовно-нравственного воспитания.

Иной идейно-тематический вектор выбран в сказке «Чемодановна» А.О. Никольской, которая выдержана в затейливой, энергичной и непринужденной манере, но незримо появляется понятие «маленькая война»: непонимание близких, навязывание странных стереотипов. Сюжет данного произведения развивается стремительно и динамично. Главная героиня, Авдотья Чемодановна Свирепова, неожиданно, словно по волшебству, появляется в доме семьи Прикольских. И тогда выясняется, что волшебница с чемоданом приходится Боре и Оле Прикольским, девятилетним близнецам, родной бабушкой.

В отсутствие родителей за близнецами присматривает «образцовая» няня Изольда Тихоновна Кикиморова, или по-детски Кикимора. Из портретных характеристик мы узнаем, что она молода и честолюбива, не равнодушна к красному цвету и полностью равнодушна к детям. Родители Бори и Оли приняли её на работу из-за наличия красного диплома об образовании, считали великолепной женщиной, святой, не замечали её лживой натуры, не слышали жалобы детей. Внешняя безупречность и даже святость Кикиморы проявляется во многих деталях. К примеру, кефирный гриб, который она пьет ежедневно, заботясь о своем здоровье, является показателем её наружной «правильности». В тексте можно обнаружить эпизод, в котором Кикимора сама становится похожей на кефирный гриб: «с поджатыми губами, та восседала на стуле белая, как кефирный гриб, и раздавленная авторитетом Чемодановны» [1, c.20].

Неискренность в словах и поступках, нелюбовь к детям и коварные намерения Кикиморы замечала только Оля, испытывая к няне неприязнь с первой встречи. Дети необыкновенно проницательны, их не обманешь, они чувствуют фальшь, в отличие от родителей, которым разобраться с личностью Изольды Тихоновны помогает волшебный гороховый суп правды, приготовленный Чемодановной. Под воздействием аромата правдивого горохового супа Кикимора рассказала о ненависти к Шурочке Николаевне, к близнецам, и о планах на будущее с отцом семейства, который, узнав «чистую гороховую правду» [1, с. 45], незамедлительно принял меры: «Здесь нет места детоненавистникам и соблазнителям чужих пап!» [1, с. 45] – крикнул Эдуард Константинович, прогоняя Кикимору. Так, Чемодановна продемонстрировала Прикольским, что показательная правильность, дипломы и награды не гарантирует главного – любви к детям и заботы о них. А также, что рано или поздно всё тайное становится явным.

Образ Чемодановны у автора получился сказочно яркий, эпатажный. Героиня описывается с помощью гиперболы: «колоссальных», «циклопических» размеров женщина, с малиновыми волосами, собранными в замысловатые прически. Малиновый цвет является цветовой деталью, проявляющейся не только в образе главной героини, но и в окружающем её мире: малиновые сумерки, малиновый полумрак, огромное малиновое солнце. Малиновый цвет – яркий, теплый, жизнерадостный, как и сама Авдотья Чемодановна.

В противовес правильности Кикиморы, её строгой дисциплине и последовательности, Чемодановна – воплощение беспорядка и нарушения всяких правил [3]. Она на завтрак угощает сладостями, гуляет с близнецами в парке, когда на улице не утихает дождь, и даже устраивает в мансарде бой испанских быков. Дети были от неё без ума.

Кикимора считала, что «дети должны побольше слушать и поменьше болтать» [1, с. 17], быть кроткими, спокойными и податливыми. Чемодановна же выступает против воспитания покорности в детях. Пора детства бывает лишь однажды в жизни человека, быстро проходит, поэтому не следует торопиться взрослеть, становиться ответственным и серьезным. Своих внуков Чемодановна с гордостью называет «мои выдающиеся сорванцы и гениальные хулиганы» [1, с. 39].

Стоит отметить, что Чемодановна осознает ценность воспитания подрастающего поколения, обладает природной педагогической мудростью. Волшебница-бабушка метко замечает, что «к каждому замку, как к ребенку, нужен особый подход» [1, с. 24]. Мы предполагаем, что именно в этих словах заключается авторская идея данного произведения.

Несмотря на то, что Чемодановна кажется неприятной, пугающе грубой, прямолинейной, у неё доброе, отзывчивое сердце. Она скрывает свою истинную чувствительность, отзывчивость и нежность, опасаясь выглядеть уязвимой и сентиментальной.

В главе «День Гулливера Крузо» близнецы вместе с бабушкой путешествовали по миру с помощью волшебства. Боря и Оля побывали в самых разных и необычных уголках планеты, были участниками опасных приключений. Озорной день для путешественников закончился встречей заката солнца на облаке: с высоты дети любовались деревьями, крышами домов в малиновом зареве, парком, похожим на сказочный лес. Это всё было знакомым и дорогим сердцу, и Боре казалось, «что никакие джунгли с фудзиямами не сравняться по красоте с его родным городком» [1, с. 69]. Бабушка-волшебница помогла близнецам почувствовать и осознать любовь к родному краю. Действительно, это чувство необходимо воспитывать с детства.

А.О. Никольская в эпизоде со львом поднимает серьезнуюпроблему современности: циничное людское равнодушие. Общество, которое после Бориных призывов к помощи подчёркнуто именуется цивилизованным, не отзывается на мольбы мальчика, когда Чемодановна ведет его в клетку со голодным львом. «Просто цивилизованному обществу стало интересно, съест Борю лев или пожалеет. Некоторые члены этого цивилизованного общества достали из карманов телефоны и стали Борю фотографировать» [1, с. 79]. Проблема равнодушия людей к беде другого является актуальной проблемой, на которую автор не предлагает решения.

На день рождения Оле и Боре Чемодановна преподнесла волшебные подарочные карты: позволяющие «провести день рождения с самым ненавистным человеком в мире» для Оли и «встретить праздник в самом страшном месте в мире» для Бори. Оценив по достоинству подарок мудрой бабушки, дети чувствовали произошедшие внутри себя изменения и смотрели в небо «какими-то другими, новыми глазами» [1, с. 82]. Чемодановна подарила им настоящий жизненный опыт: Оля научилась быть внимательней к другим, а Боря смог побороть собственные страхи, побыть храбрым и сильным мужчиной. Десятый день рождения не оказался просто датой в календаре – с такими подарками ребята в полной мере пережили этап взросления.

В жизни Оли и Бори Чемодановна сыграла роль не просто родной бабушки и няни – она смогла стать для детей настоящим другом. Чемодановна доказала, что нужно всегда слушать сердце и не бояться быть самим собой.

Таким образом, современная детская проза продолжает традиции ХХ века в воспитании гуманности в подрастающем поколении как основе общечеловеческих нравственных ценностей. Тема войны остаётся жгуче актуальной, проза Никольской о войне и мире, поэтому мы обратили внимание на два произведения: повесть «Я Колбасника убил» и сказку «Чемодановна. Моя ужасная бабушка». Можно смело утверждать, что сближают произведения мотивы памяти, духовного подвига, общечеловеческой любви. Несмотря на новые проблемы, которые ежедневно возникают в интенсивно меняющемся мире, базовыми духовными ценностями остаются доброта, милосердие, толерантность, сострадание, забота о ближнем, любовь к родине и труду. Детские писатели современности считают себя обязанными сохранить и передать знания о нравственных правилах и ценностях, с помощью художественного слова воспитать духовно богатую цельную личность.

 

Список литературы:

  1. Никольская А.О. Чемодановна. Моя ужасная бабушка. – М.: Росмэн-Пресс, 2015. – 96 с.
  2. Никольская А.О. Я Колбасника убил. – Ульяновск: Издательство «БерИнгА», 2017. – 184 с.
  3. Boshkova, G., Shastina, E., Shatunova, O. The role of grandparents in the child's personality formation (On the material of children’s literature) // Journal of Social Studies Education Research. 2018. Vol. 9, Issue 2. Pp. 283-294.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.