Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 октября 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АЛДАР-КОСЕ И РОБИН ГУД: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ДВУХ НАРОДНЫХ ГЕРОЕВ
Абилова Баян
класс 10 «А», гимназия № 132, г. Алматы
Шеина Вера Николаевна
научный руководитель,педагог высшей категории, преподаватель русского языка, литературы и английского языка, гимназия № 132, г. Алматы
Полтушева Гульнара Якубовна
научный руководитель,педагог высшей категории, преподаватель английского языка, гимназия № 132, г. Алматы
Актуальность данного исследования заключается во всебольше возрастающем культурном и политическом сотрудничестве народов мира, в том числе казахов и англичан; в возможности по завершению проекта иметь достоверное представление о национальном характере англичан, что позволит обрести уверенность и доверие в дальнейшем взаимодействии двух стран. Актуальность обусловлена также недостаточной разработанностью в современной научной литературе темы влияния национальных фольклорных традиций на современную культурную практику.
Изучение фольклора страны позволяет не только заглянуть в ее прошлое и понять причины тех или иных современных явлений культуры, но и строить на этом основании достаточно обоснованные прогнозы развития страны в будущем. Но в современных условиях постоянно расширяющегося международного сотрудничества важнее другое: исследование фольклора страны дает возможность глубже почувствовать национальный характер данного народа—а значит, эффективнее общаться друг с другом. Много лет изучая английский язык, мы заинтересовались национальным характером англичан.
Объектом данного научного исследования являются образы двух народных героев на примере легенд об Алдаре-Косе и Робин Гуде.
Предметом исследования являются национальные особенности, страхи, мечты, идеалы казахов и англичан, особенности и условия формирования их легенд.
Гипотеза: если сравнить образы двух народных героев, то можно проследить сходства в создании образа национального героя, а также его влияние на мировоззрения современной молодёжи.
Цель исследования — провести сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев казахских и английских легенд.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
1. определить понятие «легенда», выявить его жанровые особенности, его место в фольклоре;
2. изучить и сравнить образы Алдара-Косе и Робин Гуда;
3. рассмотреть и сравнить страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд;
4. выяснить, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.
Научная новизна — анализ образов фольклорных героевдвух не являющихся родственными этнических групп, сопоставление выявленных в ходе исследования характерных признаков; установление влияния народного фольклора на формирования современного менталитета и системы жизненных взглядов рассматриваемых народов; изучение ранее недостаточно исследованного образа (Алдара-Косе) в системе казахского фольклора.
Методы исследования: изучение литературных и этимологических источников, сравнительно-сопоставительных анализ и синтез полученных данных.
Теоретическая значимость — данное исследование затрагивает область литературы, так как объектом исследования является фольклорные образыдвух народов мира; затрагивается область истории, так как в содержании легенд часто упоминается о реальных, имевших место в истории событиях. Также, исследуя особенности национального характера, подвергаются изучению и исторические факторы, повлиявшие на его формирование.
Практическая значимость заключается в возможности использования её результатов лингвистами, историками, литературоведами, представителями официальных учреждений, занимающихся вопросами общественной связи и интеграции культур казахского и английского народов.
Легенда — это фольклорное произведение исторического содержания с измененными, преувеличенными фактами. Мы провели сравнительный анализ образов двух народных героев казахских и английских легенд — Алдара-Косе и Робин Гуда.
1. Характеристика
Алдар-Косе — находчивый и хитрый бедняк, он защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, скупцов и глупцов. Рассказывают о нем по-разному, но все сходятся на том, что он был беден и добр, ненавидел угнетателей народа, боролся с несправедливостью и помогал обиженным.Заступник простых людей перед жадными баями, он, благодаря природной смекалке и искрометному остроумию, всегда выходит сухим из воды, наказывает тех, кто обижает слабых, и заступается за бедняков [4, c. 46].
Робин Гуд — легендарный благородный разбойник, который грабил алчных богачей и раздавал деньги беднякам. Он — отличный лучник, смелый, изобретательный и благородный человек.
По преданию, он действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема и боролся за справедливость — грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. И хотя знати сильно доставалось от Робина, иногда разбойник помогал и оказавшимся в беде дворянам.
Он олицетворял благородство, справедливость, был защитником слабых и обездоленных. Спокойный, хладнокровный Робин Гуд с пылающим справедливостью сердцем стал настоящим героем для англичан.
2. Этимология имен
Алдар-Косе — это не имя, а прозвище. «Алдар» — означает «обманщик», «Косе» — «безбородый». Желая, чтобы сын стал заступников бедных, отец назвал его Алдар. Когда Алдар стал взрослым, оказалось, что у него не растет борода, поэтому его и прозвали «безбородым» [5, c. 98].
Слово hoodпо англ. означает «капюшон», оно указывает на элемент одежды Робина Гуда и с ошибочной русской этимологией (от англ. good— «хороший») связано только схожим звучанием. Но у слова hoodесть и переносный смысл — скрывать (накрыть капюшоном).
Слово robinпереводится как «малиновка», но возможно, что имя героя — результат переосмысления выражения “Robinhood” —Роб (Роберт) (гоb, robberтакже означает «грабитель») в капюшоне.
3. Время возникновения
Конкретных данных о непосредственном времени жизни Алдара-Косе нет, и упоминается он только в литературных источниках без указания конкретных дат или событий, позволяющих установить какие-либо конкретные сроки.
Ученый А.Маргулан отнес произведение «Алдар-Косе» к огуз-кыпчакской эпохе (VI—XII вв) [6, c. 84].
Существуют много различных версий о времени жизни Робин Гуда.
По некоторым версиям, он жил в царствование короля Генриха II, то есть приблизительно в 1160 г, и умер в царствование короля Генриха III — 12 ноября 1247 года [8, c. 143].
По другим версиям Робин Гуда принято считать современником короля Ричарда I, по прозвищу Львиное Сердце, который правил с 1189 по 1199 год [9, c. 46].
Другие сочинители баллад переносили его в эпохи Эдуарда II (1307—1327) и Генриха VIII (1491—1547) [12, c. 69].
Время жизни Робин Гуда менялось в зависимости от приписываемых ему подвигов и связи с теми или иными королями.
4. Происхождение
Алдар-Косе был сыном бедного пастуха Алдана, который постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев.
Из множества версий о происхождении Робин Гуда можно выделить 2 наиболее популярные:
1. Дворянское происхождение. Герой, названный Робин Гудом, родился в Локсли, графство Ноттингем. Он был выходцем из благородной семьи, и его часто именовали графом Хантингтонским, титулом, на который, по крайней мере к концу своей жизни, он претендовал (уверяя, что его прабабка была графиней Хантингтонской) [9, c. 64].
2. Простолюдин. Робин Гуд был йоменом, то есть свободным ремесленником или крестьянином, сыном холопа графа Уоррена [14, c. 33].
5. Прототипы
Нет никаких данных о прототипах Алдара-Косе. Считается, что он — собирательный образ, кропотливо созданный сознанием простого угнетаемого народа.
Существует множество различных версий о прототипах Робин Гуда. Наиболее распространены следующие версии:
1. Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля — об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г, найденном в Лондонском общественном архиве [13, c. 75].
2. Роберт Фитзут, граф Хантингтонский (1160—1247). Родился в Локсли, прожил 87 лет. Был объявлен вне закона в XII веке. Его земли перешли Рэнольфу, графу Честерскому [11, c. 99].
3. Роберт Гуд из Уэйкфилд Роуз (1290—1347). По некоторым версиям настоящим Робин Гудом был Роберт Гуд, который появлялся при дворе Уэйкфилд Роуз в 1316—1317 гг. Согласно этой теории Роберт Гуд был объявлен вне закона не из-за грабежа, а из-за поддержки Томаса, графа Ланкастерского, который восстал против короля Эдварда II в 1322 году [11, c. 70].
4. Сэр Роберт Фолиот (1110—1165). Его семья, владевшая землями Уэллоу, под псевдонимом Робин Гуда тайно помогала бедным в борьбе с беззаконием. Носившая титул Лордов, несколько поколений эта семья защищала бедняков, вплоть до XIV века [13, c. 54].
6. Союзники и противники
В большинстве сюжетов Алдар-Косе действует в одиночку, но в отдельных случаях его помощником, другом или соперником является Жиренше шешен. Но Жиренше шешен неизменно возникает как самостоятельный положительный персонаж и в некоторых сюжетах действует независимо от Алдара-Косе.
Общее число вольных стрелков в отряде Робина изменялось от полсотни до ста человек в разных рассказах. Наиболее популярными героями этой легенды наряду с самим Робин Гудом являются его помощники Маленький Джон, Брат Тук, Уилл Скарлет, Мач, сын мельника и жена Робина — дева Мэриан.
У Алдара-Косе не было личных врагов, поэтому его целью были все жадные и эгоистичные баи.
Несмотря на то, что Робин Гуд сражался против всех алчных богачей, встречающихся ему на пути, главными его врагами были шериф Ноттингемский, рыцарь Гай Гисборн и принц Джон, с которыми у него были личные счеты.
7. Причины появления легенд
В те времена простой народ постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Поэтому казахский народ остро нуждался в человеке, который защитил бы их от вседозволенности и произвола алчных богачей.
Основной приметой тех времен является борьба народа (в меньшей степени — дворянства) с чужеземными завоевателями-норманнами, с нормандскими феодальными баронами, которые считали все для себя дозволенным, проливали по прихоти кровь. Англосаксы бунтовали — многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Угнетенный английский народ остро нуждался в защитнике, и реальный Робин Гуд, живший в Англии в XIII в., своими поступками вдохновил крестьян на создание красивой легенды о благородном разбойнике. Робин Гуд — собирательный образ, олицетворение надежд и мыслей всех бедных людей тех веков.
8. Связь с мифологией
Образ Алдара-Косе не имеет связей с мифологией. Хотя в некоторых сюжетах прослеживается наличие мифологических элементов (например, участие чертей, великанов и т. д.) [10, c. 152].
Как и многие герои легенд, Робин Гуд имеет не только исторические, но и мифологические корни. Иногда прозвище разбойника связывают с персонажем британского фольклора Робином Гудфеллоу (т. е. Робин Добрый Малый). Так звали проказливого лесного духа, предводителя эльфов (или лепреконов), который носил зеленую одежду. В Англии долго существовал майский праздник, посвященный Робин Гуду, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством [9, c. 33].
9. Народность
Алдар-Косе — сын бедняка, т. е. выходец из народа, борющийся за справедливость, что уже обуславливает народность его образа. Его имя известно каждому не только казахстанцу, но и жителю Средней Азии. Он пользуется всенародной любовью. Народная мудрость и чувство юмора казахского народа нашли свое отражение в герое национального фольклора Алдаре-Косе.
Робин Гуд был назван «чистым созданием народной музы» [12, c. 201].Любовь, которой он пользуется не только среди английского народа, но и по всему миру, можно доказать его повсеместной известностью, постоянным участием его персонажа в поэмах, книгах, фильмах, театральных постановках. Его образ не забыт, недаром баллады о его подвигах передавались из поколения в поколения в течение более 600 лет. Его образ ассоциировали со многими борцами за справедливость во время «движения луддитов»и борьбы против Нормандской и Анжуйской династий. Его имя часто встречается в народных пословицах и поговорках (“То overshootRobinHood”, “Ascrook’dasRobinHood’sbow”). Его имя стало нарицательным. Любовь народа к нему можно также передать строчками Вальтера Боуэра, сделавшего дополнение к хронике каноника Фордуна: «Между людьми, лишенными собственности, был знаменит разбойник Робин Гуд, которого народ любит выставлять героем своих игр и театральных представлений, и история которого, воспеваемая странствующими певцами, занимает англичан более других историй». В большей части версий о его происхождении Робин Гуд — простой крестьянин, выходец из народа. В версиях, где Робин Гуд предстает человеком благородного происхождения, он — справедливый, близкий к народу, любящий своих подданных граф.
10. Актуальность героев
В настоящее время имя Алдара-Косе широко известно среди молодежи. В течение XX—XXI вв. о нем было снято несколько фильмов (в т. ч. фильм «Алдар-Косе» 1988 года; фильм «Алдар-Косе», съемки которого идут в настоящее время) и мультфильмов, он много раз упоминался в литературе. Его имя стало нарицательным.
Персонаж Робин Гуда известен каждому современному жителю не только Англии, но и почти всего мира. В течение только XX—XXI вв. было снято бесчисленное количество фильмов, мультфильмов и телесериалов, его образ напрямую или косвенно был задействован во многих книгах, было поставлено множество спектаклей.
11. Изученность образов
Образ Алдара-Косе на данный момент изучен слабо. Исследования в свое время проводил академик В.А. Гордлевский,который рассматривал его лишь в совокупности с другими персонажами тюркских легенд [3, c. 44]. Ученый Борис Привалов,ссылаясь на разговор с великим акыном Джамбулом, не только утверждал о подлинном существовании Алдара-Косе, но и занимался сбором сюжетов с участием Алдара-Косе и других знаменитых персонажей [8, c. 59]. А исследованием легенд об Алдаре-Косе, существовавших еще в раннее средневековье, занимался знаменитый казахский академик А. Маргулан [6, c. 86].Тем не менее, эта тема до сих пор осталась недостаточно изученной. Исследовательских работ, посвященных исключительно Алдару-Косе, на данный момент нет.
Изучение образа Робин Гуда в английском фольклоре началось еще в XV веке и продолжается в настоящее время. Исследования проводились и до сих пор проводятся в самых разных направлениях: попытки установить подлинность личности Робин Гуда и его прототипов (Роберт Хэншоу «Роберт Гуд Ноттингемский и его связь с Де Каймом», Грэхем Керби «Жизнь и времена Робин Гуда», Ричард Рузерфорд-Мур «Когда Робин Гуд встретил Ричарда Львиное Сердце»), изучения преобразования легенды на протяжении веков (Шарлотта Далгаард «Легенда сквозь века»), определение влияния Робин Гуда и его значимости на различные сферы общественной жизни (Ричард Рузерфорд-Мур «По следу разбойника в графстве Робин Гуда», «Похороните меня там, где упадет моя стрела»).
Таблица 1.
Признаки для сравнения |
Алдар-Косе |
Робин Гуд |
|||
Характеристика |
добрый, находчивый и хитрый бедняк, защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей |
благородный разбойник, отличный лучник, смелый, изобретательный, справедливый, грабил алчных богачей и раздавал деньги беднякам |
|||
Этимология имен |
«Алдар» — означает «обманщик», «Косе» — «безбородый» |
результат переосмысления выражения “Robinhood” — Роб (Роберт)(rob,robberтакже означает «грабитель») в капюшоне |
|||
Время возникновения |
Огуз-кыпчакская эпоха (VI—XII вв.) |
во время правления: 1. Ричарда I(1189—1199) — XII вв. 2. Эдуарда II(1307—1327) — XIV вв. |
|||
Происхождение |
сын бедняка |
1. дворянское происхождение 2. простолюдин |
|||
Прототипы |
прототипов нет, образ собирательный |
1. Роберт Фитзут, граф Хантингтонский (1160—1247), был объявлен вне закона в XIIвеке 2. Роберт Гуд из Уэйкфилд Роуз (1290—1347), был объявлен вне закона из-за поддержки Томаса, графа Ланкастерского 3. Сэр Роберт Фолиот (1110—1165), под псевдонимом Робин Гуда тайно помогал бедным |
|||
Союзники и противники |
помощники: помощник, друг или соперник — Жиренше шешен; противники: все жадные и эгоистичные баи |
помощники: отряд вольных стрелков, Маленький Джон, Брат Тук, Уилл Скарлет, Мач, жена — дева Мэриан; противники: все алчные богачи и шериф Ноттингемский, рыцарь Гай Гисборн, принц Джон |
|||
Причины появления легенд |
простой народ терпел обман и притеснения со стороны богатых жадныхбаев, поэтому остро нуждался в защитнике |
борьба народа с чужеземными завоевателями-норманнами, с нормандскими феодальными баронами, английский народ остро нуждался в защитнике |
|||
Связь с мифологией |
связей с мифологией нет, хотя в некоторых сюжетах прослеживается наличие мифологических элементов |
Робин Гудфеллоу (т. е. Робин Добрый Малый) — проказливый лесной дух, предводитель эльфов (или лепреконов) |
|||
Народность |
выходец из народа, пользуется всенародной любовью, отражает народную мудрость и чувство юмора казахского народа, его имя стало нарицательным |
выходец из народа, «чистое создание народной музы», его имя часто встречается в народных пословицах и поговорках и стало нарицательным |
|||
Актуальность героев |
имя широко известно среди молодежи, снято несколько фильмов (в т. ч. фильм «Алдар-Косе» 1988 года; фильм «Алдар-Косе» 2010—2011 гг.) и мультфильмов, много раз упоминался в литературе |
известен каждому жителю почти всего мира, снято бесчисленное количество фильмов, мультфильмов и телесериалов, образ задействован во многих книгах, поставлено множество спектаклей |
|||
Изученность образов |
тема до сих пор недостаточно изучена, исследовательских работ, посвященных исключительно Алдару-Косе, на данный момент нет |
изучение образа началось еще в XV веке и продолжается в настоящее время, исследования проводятся в самых разных направлениях |
С целью выявления влияния легенд об Алдаре-Косе и Робин Гуде на формирование сознания нынешнего поколения, мы провели анкетный опрос среди учащихся 9—11 классов гимназии № 132 г. Алматы. Было опрошено 59 человек. На основе анализа первичной информации, мы пришли к выводу, что народные легенды занимают важное место в процессе формирования сознания молодого поколения. Народная легенда является частицей народного опыта, и ее способен осознать каждый подросток. Все народные легенды содержательны и отшлифованы самим народом таким образом, чтобы молодое поколение было способно в полной мере перенять его опыт и стремиться к воплощению его идеалов.
Согласно результатам анкетирования самыми известными легендами наибольшая часть школьников считает легенды об Алдаре-Косе и Робин Гуде. По их мнению, эти герои выражают собою все то, к чему стремился народ, его желания, мечты, его чаяния. Мечты о таком национальном герое — это уже своеобразный бунт против угнетателей, ведь подобного рода преступные мысли, возникая, лишь развиваются дальше, разрастаясь до размера настоящей революции. И значит, Алдар-Косе и Робин Гуд выражают непосредственно национальный характер и казахов, и англичан — смелость для восстания, нетерпимость к попиранию прав, признание истинного благородства, готовность бороться за справедливость, доброта, народная мудрость, чувство юмора.
Повлияв, таким образом, на людей в первое время своего возникновения, они несколько изменили ход мыслей целых поколений. И эти новообретенные представления об истинной ценности жизни не могли не передаться следующему поколению, детям. От детей — к внукам. И дальше — к правнукам. Так они дошли до наших дней и не утратили своей воспитательной ценности.
И сегодняшние представления казахского и английского народов о смелом и благородном идеале — результат вдохновения прадедов нынешнего поколения возникновением истинно народных героев — Алдара-Косе и Робин Гуда.
Результатыданного исследования:
1. определено понятие «легенда», выявлены его жанровые особенности и занимаемое им место в фольклоре;
2. изучены и сравнены образы Алдара-Косе и Робин Гуда;
3. рассмотрены и сравнены страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд, на основе чего составлена сравнительная характеристика в виде таблицы;
4. выяснено, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.
Выводы:
1. Различные исторические, культурные и бытовые условия способствуют формированию своеобразия национальных особенностей в литературной, фольклорнойи философской, характеризующей мировоззрение этноса, областях.
2. Специфичные условия формирования народного мировоззрения в значительной степени влияют на идеологическую структуру современного общества. Но, несмотря на историческую и географическую отдаленность друг от друга, казахский и английский этносы обладают схожей системой фольклора, а также схожими составляющими этой системы.
Список литературы:
- Бородулина Н.В. Мифы и легенды народов мира. М., 2011.
- Морозов М.М. Баллады о Робин Гуде — избранные статьи и переводы. М., 1954.
- Невский Б. Вперед в прошлое. Робин Гуд. Мир фантастики. М.,2003.
- Смирнова Н.С. Об источниках и вариантах казахского героического и сказочного эпоса // Вести АН КазССР, 1953.
- Смирнова Н.С. Фольклористика Казахстана // История казахской литературы, Алма-Ата, 1968.
- Толеубаев А.Т., Касымбаев Ж.К, Койгелдиев М.К. и др. История Казахстана для гуманитарных школ. Алматы, 2006.
- Шанский. Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. 7-е изд., стереотип. М., 2004.
- CharlotteDahlgaard. TheLegendthroughtheages. Oxford. 2011.
- EdvinHartlend. EnglishFairyandFolkTales. Легенды старой Англии. М.,2007.
- Graham Kirky. On the Outlaw Trail in Robin Hood county. Oxford. 1996.
- James O’Driscoll. Britain. The country and its people. Oxford. 2010
- Richard Rutherford-Moor. The life and times of Robin Hood. Longman. 2008.
- Robert Henshaw. Robin Hood of Nottingham and the De Kyme connection. Cambridge. 2004.
дипломов
Комментарии (6)
Оставить комментарий