Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ТЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА Б.П. ЕКИМОВА)
Казеева Мария
класс 9 «А», МОУ СОШ № 43, МОУ Детско-юношеский центр г. Волгограда, г. Волгоград
Митина Наталья Николаевна
научный руководитель, педагог высшей категории, учитель математики, МОУ СОШ № 43, г. Волгоград,
Хомутецкая Елена Сергеевна
педагог дополнительного образования, МОУ Детско-юношеский центр, г. Волгограда
Тема «отцов и детей» — одна из сквозных тем русской литературы. К ней обращались А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, М.А. Шолохов и др. Проблема взаимоотношений разных поколений одной семьи оказывается в центре внимания многих современных авторов (Л. Улицкая, Л. Петрушевская, Д. Рубина, П. Санаев и др.). Не обошел эту тему своим вниманием и наш земляк, лауреат премии им. И.А. Бунина (1994 г.), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1998 г.), лауреат премии Александра Солженицына, Борис Петрович Екимов. Его творчество находится в центре внимания многих исследователей [7, 2002; 8, 2002; 2, 2004; 1, 2008 и др.]. С.В. Кожевникова [7]в своей диссертации прослеживает эволюцию прозы писателя в контексте развития «деревенской» прозы как феномена отечественной литературы. Обстоятельное исследование М.В. Мокровой [8]посвящено жанровому своеобразию произведений Б.П. Екимова в свете литературной традиции. Екимовскими предшественниками исследовательница считает А.П. Чехова, И.А. Бунина, В.М. Шукшина. И.В. Великанова [2]предпринимает попытку системно рассмотреть поэтику прозы Б.П. Екимова в аспекте сюжетостроения и выражения авторского сознания. Вместе с тем, тема «отцов и детей» в творчестве Б.П. Екимова еще не стала предметом специального изучения. Исключением является диссертация М.В. Мокровой, в которой этой теме посвящен один параграф. В нем анализируются рассказы «Ночь проходит», «Сирота», «Переезд», «Доехала благополучно», «Фетисыч». Нам показалось интересным обратиться к этой теме, волнующей многих подростков, и посмотреть, как она раскрывается в творчестве наших современников, в частности, в творчестве Б.П. Екимова. Все это и определило актуальность нашей работы.
Объект исследования — художественная проза Б.П. Екимова.
Предмет исследования — тема «отцов и детей» в повести Б.П. Екимова «Такая музыка» и его рассказах «Говори, мама, говори…», «Родня», «Ночь исцеления».
Цель исследования — выяснить позицию Б.П. Екимова по проблеме «отцов и детей».
Задачи исследования:
1. на примере повести «Такая музыка» и рассказа «Говори, мама, говори…» проанализировать, в чем причины конфликта двух поколений, и как его можно преодолеть;
2. изучить, как в екимовских рассказах «Родня» и «Ночь исцеления» проявляется мотив духовной связи через поколение.
Методы и приемы исследования: наблюдение, описание, сопоставление.
Практическая значимость работы: материалы нашего исследования могут быть использованы на уроках литературы, на элективных курсах, посвященных творчеству волгоградских писателей, на тематических классных часах.
В повести Б.П. Екимова «Такая музыка» конфликт поколений приобретает особую социальную остроту. В центре внимания повествователя непростые взаимоотношения отца и сына.
Первым камнем преткновения между Иваном Лукичом и Сашкой становится отношение последнего к учебе. Позиция сына «сдал, и слава богу» приводит в замешательство его отца, фронтовика, который закончил школу, а потом и техникум, уже взрослым, семейным человеком: «Целых шесть лет ни отдыха, ни продыха не знал», учился со страстью, стараясь все выучить «назубок и на всю жизнь» [6]. Этот разговор больно ранит Лукича еще и потому, что он понимает: его Сашка не любит то дело, которому учится. Случай помогает узнать: интересы сына далеки от рабочей профессии. Его серьезным увлечением стала музыка. И снова накаляются страсти. По мнению Лукича, сын-музыкант — позор для семьи. Закипая от гнева, он пытается запретить «всю эту музыку». Но гнев и обида — не лучшие советчики. Эти чувства руководят не только отцом, но и сыном, когда он принимает решение устроиться работать на завод. «Будем жить как равные взрослые люди и не вмешиваться в жизнь друг друга», — отчуждением веет от этих слов Сашки. И никак не может отец «понять: что же надобно сыну?» [6]
Освоившись на заводе, привыкнув к работе на прессе, Сашка начинает выполнять свою работу автоматически: «И таяли, одна за одной исчезали стопы деталей, и пулеметно стрекотали готовые, падая на гулкую жесть наклонного желоба и пропадая в бункере» [6]. И даже когда напарник пытается предупредить об опасности — бойку «все равно, что перед ним: холодный ли металл или теплая, живая человечья плоть» — беспечно смеется. Наблюдавший эту картину Лукич ничего не смог сказать сыну, разговора не получилось и дома. Не может сын понять родительской тревоги. «Но ведь рано или поздно случится беда. Пойми это», — тщетно взывает к нему Лукич. И нарисованная отцом картина до пенсии работать на вырубных вызывает в душе сына холодный ужас.
Писатель детально воссоздает весь ход раздумий Сашки: от детской обиды, почему не отдали в музыкальную школу, до решения жениться как единственной возможности обрести свободу. Но и после женитьбы дни текут «один за другим и все на одно лицо».
Оказавшись в ресторане, среди знакомых музыкантов, Сашка решается исполнить песню: негромкую, простую по содержанию, в припеве которой звучат слова, созвучные настроению их исполнителя:
Спеши же ко мне, деревенское лето,
Смятенное сердце мое укрепи.
Смятенное сердце,
Смятенное сердце,
Смятенное сердце мое укрепи.
Герой снова попадает в ситуацию выбора (завод — ресторанный оркестр). Не без колебаний он принимает решение: «Да я ведь люблю играть! Мне нравится!» [6]
Интересная деталь: дважды на протяжении повести в минуту душевной смуты вспоминает Сашка давнюю весну с цветущей яблоней над Волгой. «Конечно, дерево уже отцвело… Но остался покой, тишина, водная гладь, словно рай земной» [6].
К островку земного рая — уродливой и корявой, но щедро цветущей каждой весной яблоне — приходит отдохнуть сердцем и занедуживший Лукич.
В финале повести намечается долгожданная развязка в напряжённых отношениях двух родных людей. Лукич делает первый шаг к примирению со своим взрослым сыном.
В рассказе «Говори, мама, говори…» явный конфликт между матерью и дочерью отсутствует.
У Катерины — иссохшей, горбатенькой от возраста, но еще проворной старушки, дочь живет в городе, полторы сотни верст от нее. Тяжело ей одной на хуторе, но появился «связной» — мобильный телефон.
«Мобила! — горделиво повторяла она слова городского внука. — Одно слово — мобила. Нажал кнопку, и враз — Мария. Другую нажал — Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? — вопрошала она. — Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…», ведь каждое утро «запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго.
—Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.
Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла…» [3].
А как хочется рассказать дочери о своем, о стариковском: о снах, о том, как упала она возле груши-черномяски, компот из которой так любит дочь… Но в ответ слышала: «Мама, говори, пожалуйcтa, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это — мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала?» [3].Каждодневные дела старого человека не очень интересны занятой дочери, но из них и складывается жизнь.
К счастью, дочь это вовремя поняла и позвонила в неурочный час. «В далеком городе <она> слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.
—Говори, мама ... — просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда, этот голос и эта жизнь…» [3].
По мнению критика П. Басинского, Б. Екимов собирает в рассказе «в единый фокус живую жизнь, какая ни есть, и создает образ-символ неугасимой совести человеческой и вместе с тем неиссякаемого же человеческого смирения. И даже «страшная «мобила» вдруг и впрямь оживает, наполняется живым голосом и становится чем-то «иным», чем является на самом деле» [1].
В проанализированных текстах Борис Екимов даёт своим героям шанс осознать ошибки, возможность исправить их, преодолеть такую, казалось бы, естественную стену непонимания между поколениями.
По мнению М.В. Мокровой, оригинальность авторской позиции в полной мере проявляется тогда, когда в рассказах звучит мотив духовной связи через поколение [8, с. 39]. Мы считаем, что наиболее ярко этот мотив проявляется в екимовских рассказах «Родня» и «Ночь исцеления».
Сюжет «Родни» прост. По колхозным делам приехал Лунякин в город и решил заночевать у своего друга, с которым был дружен еще с малых лет. Друг Лунякина — человек городской, но в детстве подолгу жил у бабки с дедом на хуторе. После смерти бабки дом продали, а деда внук с семьей забрали в город. И вот в разгар позднего застолья Лунякин вспоминает о дедуне. Хозяева в замешательстве. Ясность в разговор вносит их дочка: «Дедушка у нас не живет. Он теперь в Доме престарелых» [4, с. 29]. Именно с этой фразы и начинается отсчет всех последующих событий. Хозяин пытается оправдать свой поступок: «Дед живет неплохо. Можно сказать, у Христа за пазухой. Дом ветеранов войны. <…> Там все блестит. Кафель югославский, пластик, <…> ковры, зимний сад, всякие процедурные кабинеты…». «Ему там спокойнее: уход, врачи, ровесники вокруг. Поговорят, потолкуют. Веселей идет жизнь» [4, с. 30].
Лунякин же ни минуты не сомневается в жестокосердности такого поступка. Хуторская, да и общечеловеческая мораль в его устах звучит следующим образом: «… надо было до конца и докормить. Уж коли с места тронули» [4, с. 31].
Разговор этот разбередил душу Лунякина: «Бабаня… Дедуня… Мамка да батя… Как незаметно время ушло… Как быстро вы постарели, боже, боже…» Но душа главного героя болит не только от мыслей о скоротечности жизни, но и от того, что рвется нить, соединяющая его с этим домом: «Не глядя в глаза друг другу, как жить? Зачем так…».
В финале рассказа Лунякин принимает, по мысли автора, единственно правильное решение — забрать дедуню домой.
Слово «родня» в названии рассказа теряет свой первоначальный смысл: родной внук, его семья оказались для деда людьми чужими, далекими, равнодушными. Понимание же и сочувствие проявил к старику чужой внук — человек, не связанный с ним родственными узами.
О сострадании, сопереживании, связи поколений рассказ Б.П. Екимова «Ночь исцеления». Героя рассказа, подростка Гришу, тянет к родным корням, к родному человеку. «…В годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами — словом, не скучал» [5]. С приездом внука менялась и жизнь бабы Дуни. В эти дни она «резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… И живым духом веяло в доме» [5]. Но даже радостная суета не могла избавить бабу Дуню от ночных кошмаров. Во время войны, имея на руках малолетних детей, она потеряла хлебные карточки. Все выжили, но пережитый ею страх преследует ее всю жизнь. Лекарства оказались бессильны.
Душевные раны необходимо лечить любовью и лаской, заботой. Но взрослые дети нашли другой способ — окрик «Молчать!» [5]. Они не задумываются, что эта вынужденная, как им кажется, грубость лишь усиливают ее страх, горечь, душевную боль. «Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче» [5]. И только внук был до глубины души потрясен силой ее переживаний, их реальностью. Не сразу, но приходит единственно верное решение. Он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко и ласково: «Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите. Все целые. Берите. Не надо плакать. Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите» [5]. Внук искренне любит свою бабушку и готов провести так не одну ночь: «Нужно делать и молчать. И придёт исцеление...» [5]. В финале рассказа герой испытывает катарсис — очищение через страдание: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердцеболело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» [5]. Зададимся вопросом: кого же еще? Возможно, его жалость распространяется и на других людей, по чьим судьбам пронеслась война. В душе героя за эти несколько дней и ночей происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, душевно окреп, стал взрослее.
В этом екимовском рассказе наблюдаем характерный для писателя принцип организации образной системы, когда образы детей и стариков сюжетно и композиционно сближаются и одновременно противопоставляются «миру взрослых». Подобное сближение основано на общности внутреннего мира героев, их нравственных качеств, восприятия ими окружающей действительности.
Знакомство с прозой Б.П. Екимова позволило нам понять: тема «отцов и детей», «дедов и внуков» (а через нее и тема «прошлого и настоящего») достаточно часто звучит в его произведениях, но писатель в раскрытии этой темы далек и от социологизированного подхода, и от морализаторства.
Любимые екимовские герои (как старые, так и молодые) просто живут, отдавая другим людям, родной земле свою любовь, сострадание, сохраняя в себе совестливость, непоказную доброту, человеческую надежность.
Список литературы:
- Басинский П. «Иное» Бориса Екимова//Литературная газета. — 2008. —№ 22.
- Великанова И.В. Поэтика прозы Б.П. Екимова. Дис. …. канд. филол. наук. Волгоград, 2004.
- Екимов Б.П. «Говори, мама, говори…» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:htpp://www. magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/12/eki4.html
- Екимов Б.П. В той стране. Волгоград: Издатель, 2011. — 360 с.
- Екимов Б.П. Ночь исцеления [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:htpp://www. kemgppk.ru/libs/ekimov-noch-isceleniya-chitat.html
- Екимов Б.П. Такая музыка [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:htpp://www.belousenko.com/vr_Ekimov.htm
- Кожевникова С.В. Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети ХХ века. Дис. …. канд. филол. наук. Магнитогорск, 2002.
- Мокрова М.В. Жанр рассказа в творчестве Б.П. Екимова: традиции и новаторство. Дис. …. канд. филол. наук. Волгоград, 2002.
- Чернявская Л. «Не глядя в глаза друг другу, как жить?»// Здоровье и экология. — 2008. — № 12. — С. 28—29.
отправлен участнику
Комментарии (1)
Оставить комментарий