Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
СВОЕОБРАЗИЕ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕСТИ И. КУЛЬКИНА «МОНСТР»
Пшеничкина Олеся
Класс 10 «В», МОУ гимназия № 7, г. Волгоград
Громова Ирина Владиславовна
научный руководитель, педагог высшей категории, учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия № 7, г. Волгоград
Талантливый волгоградский прозаик И. Кулькин (род. 1979), автор романа «Город гражданина Тищенко», повести «Монстр», рассказов, в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской литературы ХIХ—ХХ вв. (Л. Толстой, В. Набоков, А. Платонов и др.). Писателя интересуют прежде всего реалии окружающей действительности; остросовременные проблемы переплетаются в его произведениях с философскими (поиск смысла жизни, любовь и дружба, цель и средства ее достижения). И. Кулькин создает портрет современника, пытаясь понять, каков он, герой нашего времени?
Об этом писатель размышляет и в повести «Монстр» (2003), действие которой разворачивается в 90-е годы XX века. Московский журналист Сергей Сухонин по заданию редакции направляется в Абхазию, чтобы найти материал о результатах эксперимента советских ученых по искусственному скрещиванию человека и обезьяны, якобы проводимого в Сухумском питомнике. Благодаря удачному стечению обстоятельств журналисту удается раскрыть тайну: он знакомится с уникальным человеком, родившимся от женщины и примата.
Сюжет повести И. Кулькина «Монстр» можно охарактеризовать как динамический: события в произведении стремительно сменяют друг друга, все компоненты сюжета отчетливо выявлены. Повесть отличается продуманным соподчинением частей, элементов в последовательном углублении тем и конфликтов.
«Монстр» состоит из трех частей. Первая часть выполняет в повести функцию экспозиции, в которой последовательно и широко раскрывается предыстория основных событий, дается общая характеристика персонажей, их взаимоотношений. Во второй и третьей частях события разворачиваются в Абхазии. Сухонин посещает Сухумский питомник, рассматривает «джунгли клеток», ищет доказательства «кровосмесительного акта человека и животного» [1, с. 56] в архивах и находит подтверждение: эксперимент действительно имел место. Судьба подарила журналисту невероятную встречу с человеком, в существование которого он не верил. Только по рукам, покрытым жесткой шерстью, Сухонин догадывается, что перед ним Серго — «получеловек-полуобезьяна», результат сенсационного эксперимента советских ученых. Затворник в доверительной беседе рассказывает о своей непростой жизни и предупреждает, что любая огласка чревата для него гибелью. Сергей, в свою очередь, клятвенно обещает не делать репортажа, но ради славы и карьеры вскоре предает Серго.
Кульминацией в повести становится сцена расправы над Серго. Развязка конфликта — скорый отъезд (бегство) Сухонина в Москву. Журналист не чувствует угрызений совести и нравственных мучений («ветер выдувал ненужные мысли» [1, с. 116]). Человек с таким сознанием как будто лишен нравственных ориентиров.
Источником динамического напряжения в тексте, обусловливающим развитие сюжета, является конфликт, который разворачивается на уровне таких категорий, как добро и зло, ложь и правда, счастье, смысл жизни, воля, и носит этико-философский характер: «у конфликтов такого рода нет сколько-нибудь четко выраженных начал и концов, они неизменно и постоянно окрашивают жизнь героев» [2, c. 256].
Встреча Серго и журналиста Сергея Сухонина обнаруживает две противоположные жизненные философии, два различных типа бытия и две концепции счастья. Отгороженный от «цивилизации», Серго надеется на свое прибежище — пещеру. Его позиция асоциальна по отношению к действительности: он вынужден бежать, чтобы не стать «площадным шутом», «подопытной крысой» [1, с. 91, 92] и рабом чьих-то идей.
Цивилизация, представителем которой является Сергей Сухонин, навязывает свои законы и формирует мораль выгоды и наживы; она требует: бери, убивай, «запомни, на планете есть только ты и никто больше» [1, с. 110]. Если человек не подчиняется этим императивам, значит, он труслив, малодушен и будет уничтожен более сильным конкурентом. Серго бежит из цивилизованного мира в естественную среду, рвет с тем образом жизни, который ему хотят навязать. Государство посредством науки берет на себя функцию Бога, лишая человека всякого подобия выбора. Проблема свободы рассматривается И. Кулькиным в философском плане: протест героя направлен против несвободы, против отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.
Сюжет и композиция повести «Монстр» подчинены задаче постепенного раскрытия авторского замысла. Одним из важнейших композиционных приемов, использованных И. Кулькиным, является повтор, при помощи которого выделяются и взаимодействуют сквозные лейтмотивы дороги, озверения-одичания, безумия и смерти.
В основе повести — традиционный пространственный образ дороги, в символической форме воплощающий жизненный путь центрального персонажа, Сергея Сухонина. Создается впечатление, что вся его жизнь — бесконечное странствие, поиск чего-то нового: «и вот я выплыл великаном-флагманом на просторе жизни, правя свой парус к заветным берегам благополучия» [1, с. 32]. Это и составляет смысл его жизни. Образ дороги в повести сопоставляется с образами иного, противоположного значения: «суета, как булыжник, тянет к болотистому дну» [1, с. 54]; «я стоял на краю уходящей в бездонность пропасти» [1, с. 102].
Очень важен для понимания авторской мысли лейтмотив одичания. Формируют его различные повторы: 1) гротескные характеристики людей («страусинообразный павлин» Волченков [1, с. 29], «павлин» Белоштанов [1, с. 20], главный редактор с «гипопотамьим задом» и «джунглеподобными» бровями [1, с. 27]); зооморфные метафоры и сравнения делают наглядным исключительно трудное человеческое бытие, как бы соответствующее «каменному веку», когда действовал закон выживания, инстинкт самосохранения: грузины «зверствовали» [1, с. 42]; «много хищников и мало жалости» [1, с. 70]; «в джунглях» редакции «давших слабину добивают мгновенно» [1, с. 109]; «только в городе просыпаются мои врожденные инстинкты, беспощадные и животные» [1, с. 76]; «меня всегда кормили ноги, как пустынного волка» [1, с. 104]; повтор слова «зубы» усиливает авторскую идею: «бьют слабых и уважают только кровавые зубы» [1, с. 70], «зубодробительный треск» окна [1, с. 19], «саблезубая судьба» [1, с. 18], «двери, словно зубы мрачного зверя» [1, с. 20].
Зооморфизм — своеобразный барометр духовного регресса: степень деградации определена принадлежностью к хищникам. Ценностная вертикаль «новых язычников», в противоположность православной картине мира, перевернута: «Лги, воруй, убивай, но достань» [1, с. 109]. Избрав противоестественный образ жизни, люди совершают патологические поступки: «…я запомнил толпу — все оскаленные, алчущие, страшные… сплоченная безумием стая» [1, с. 99]. Озверевшая, обезумевшая толпа разрывает Серго. Кровавая бойня, напоминающая акт жертвоприношения языческим богам, приводит убийц в состояние «ясной радости» [1, с. 114], для них очевидна польза «ритуала», от которого зависит покой и процветание деревни. И. Кулькин изобразил общество, одержимое безумием, представленным как отсутствие нравственных законов в жизни человека.
Тема пьянства является сквозной и в смысловом отношении близка к теме безумия. «Пьяные толпы победителей зла бродят… по окровавленной земле» [1, с. 114] — гипербола создает ощущение нереальности происходящего.
В завершение цепочки искажений логично возникает тема жизни и смерти. Чувство обреченности, гибельности начатого пути пронизывает произведение от начала до конца. Повтор тропов актуализируется в контексте: «убийца-поезд» [1, с. 34], «постельная пропасть смерти», «саванная отрешенность тишины», «алтарь смерти», «могильный оркестр» [1, с. 35]. Смерть становится событием обыденным.
Важной в этом смысле деталью, усиливающей трагическую составляющую повести, является Надина «хвостатая сумочка в виде обезьяньей головы» [1, с. 22]. Эта модная вещь невольно всплывет в читательской памяти в конце повести, в сцене расправы над несчастным Серго: «старик… поднял над площадью его косматую, кровавую голову» [1, с. 113]. Перекличка двух эпизодов приводит к пониманию того, что судьба непримиримого Серго была предрешена.
Рассмотрев сюжетно-композиционную организацию повести И. Кулькина «Монстр», приходим к следующим выводам. Сюжет, являющийся важным средством раскрытия авторского замысла в произведении, можно охарактеризовать как динамический: события в произведении стремительно сменяют друг друга; все компоненты сюжета отчетливо выявлены. Композиция и сюжет в повести «Монстр» подчинены задаче постепенного раскрытия внутреннего мира центрального персонажа. Можно утверждать, что именно в сюжете заключен код прочтения произведения: «монстром», духовным уродом является сам Сергей Сухонин. Кроме того, в сюжете через конкретные судьбы, частные события, борьбу лиц, поступки персонажей раскрываются существенные социально-исторические процессы современного общества.
Список литературы:
1.Кулькин И.Е. Монстр: Повесть и рассказы. Волгоград: Издатель, 2005. — 224 с.
2.Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. — 437 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий