Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Прикладное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


ТРАДИЦИОННАЯ  СВАДЕБНАЯ  КУКЛА


Чаусова  Анастасия


Класс  11,  МАОУ  ДОД  «Детская  школа  искусств»,  г.  Чернушка


Чаусова  Нина  Георгиева


научный  руководитель,  педагог  высшей  квалификационной  категории,  педагог  доп.  Образования,  МАОУ  ДОД  «ДШИ»  г.  Чернушка


 


Толковый  словарь  русского  языка  С.И.  Ожегова  гласит:  «Традиция  —  то,  что  перешло  от  одного  поколения  к  другому,  что  унаследовано  от  прежних  поколений».  А  это  значит,  что  традиция  —  это  некая  форма  сохранения  народных,  национальных,  религиозных  и  государственных,  семейных  ценностей,  которая  прошла  испытание  временем. 


«Традиция  —  это  корни,  не  позволяющие  дереву  упасть.  Пока  живы  традиции  —  жива  культура  —  жив  народ»  [2].  На  Руси  носителем  народных  традиций  издавна  является  народная  кукла.


«Кукла  следовала  за  нашими  предками  с  самого  их  рождения.  Ее  клали  в  колыбельку,  чтоб  она  оберегала  родившегося  малыша.  Куклу  давали  в  дорогу  мужу,  сыну  или  брату.  Сделанную  своими  руками  берегиню  мать  дарила  дочери  перед  замужеством.  Невесте  на  свадьбу  было  принято  дарить  кукол,  чтобы  в  новой  семье  было  много  детишек.  Кукла  выполняла  важную  роль:  с  помощью  нее  старшее  поколение  могло  передать,  а  младшее  —  принять,  сохранить  и  передать  дальше  накопленный  жизненный  опыт.  Она  была  и  детской  забавой,  и  средством  воспитания,  магическим  предметом  и  праздничным  подарком,  свадебным  атрибутом  и  украшением  суровой  трудовой  жизни.…»  [7].


К  сожалению,  люди  XXI  века  видят  сегодня  в  традиционных  русских  куклах  внешние  декоративно-художественные  особенности,  плохо  понимая  их  истинное  назначение. 


В  связи  с  этим  целью  моей  работы  стало  пробуждение  интереса  к  народным  традициям  через  знакомство  с  традиционной  свадебной  куклой.


Предметом  —  традиционная  обрядовая  кукла  как  носитель  народных  традиций,  объектом  —  традиционная  свадебная  кукла.


Гипотеза  моей  работы  звучит  так:  интерес  к  народным  традициям  в  наши  дни  можно  вызвать  через  знакомство  с  традиционной  обрядовой  свадебной  куклой.


Новизна  моей  работы  состоит  в  том,  что  я  проводила  исследование  в  районном  отделении  ЗАГСа,  где  опрашивала  не  просто  его  посетителей,  а  пары,  вступающие  в  брак.  А  также  в  том,  что  не  только  познакомилась  с  традициями,  связанными  со  свадебными  куклами,  но  и  изготовила  их  и  устроила  выставку. 


Каждый  народ  хранит  и  передает  из  поколения  в  поколения  обычаи  и  традиции  своего  народа.  Многие  из  них  на  Руси  связаны  с  применением  народной  традиционной  куклы.  Народная  кукла  была  многофункциональной.  И  делилась  по  размеру,  по  способу  изготовления,  по  образу,  по  назначению.  В  куклы  не  только  играли  —  они  служили  оберегом,  с  ними  встречали  гостей,  дарили,  придумывали  с  ними  сказки,  справляли  календарные  обряды.


Так,  Масленицу  провожали  большой  соломенной  куклой,  которую  в  конце  праздника  сжигали  в  костре.  К  празднику  Троицы  из  веток  делали  Семика  и  Семечиху,  сажали  их  под  березу,  водили  вокруг  них  хороводы,  а  в  конце  обряда  топили  в  реке. 


В  толковом  словаре  русского  языка.  Ожегова  С.И  и  Шведовой  Н.Ю  читаем:  «Обряд  —  совокупность  действий  (установленных  обычаем  или  ритуалом),  в  которых  воплощаются  какие-нибудь  религиозные  представления,  бытовые  традиции».  Отсюда  кукла,  принимающая  участие  в  обряде  —  обрядовая.


Обрядовых  кукол  почитали  и  ставили  в  избе,  в  красный  угол.  Они  имели  ритуальное  назначение.  При  изготовлении  обрядовых  кукол,  так  же  как  обереговых,  соблюдались  строгие  правила.


Среди  обрядовых  кукол  особое  место  занимала  свадебная  кукла.  Свадебный  обряд  —  один  из  красивейший  обрядов  в  русской  деревне.  В  нем  принимает  участие  самое  большое  число  кукол.  Каждое  действие  сопровождает  своя  кукла:  Мировое  дерево,  Неразлучники,  Утешница  (безмолвная  подружка),  Краса,  Девка-баба,  Пеленашка,  или  Кукленок,  Архенгелогородскую  столбушку,  Десятиручка,  Зольная,  Отдарок-на-подарок  и  т.  д.


Эти  куклы  являются  и  оберегом,  и  символом,  и  украшением  свадебного  обряда.  Рассмотрим  некоторых  из  них.


МИРОВОЕ  ДЕРЕВО


В  старинных  поверьях  мир  славян  уподоблялся  дереву,  корни  которого  символизировали  подземное  царство,  ствол  —  мир  живых  людей,  а  крона  —  небеса.  В  легендах  и  сказаниях  его  называли  Мировым  древом.  Рождение  новой  семьи  уподоблялось  рождению  Мирового  древа  жизни,  могучими  ветвями  которого  надлежало  стать  молодой  чете. 


НЕРАЗЛУЧНИКИ


Две  соединенные  куклы  означают  единение  мужского  и  женского  начала.  Издавна  этот  символ  крепкого  семейного  союза  назывался  Неразлучники. 


КРАСА 


Тряпичной  куколкой-берегиней  мать  благословляла  дочь  на  замужество.  А  во  время  свадебного  застолья  кукла  в  красных  платьях  украшали  праздничное  печенье  —  «рощу»,  «куличку»,  «пряницу».  Гости  тоже  дарили  невесте  кукол  с  пожеланием,  чтобы  родилось  побольше  детишек.


«Красу  ставили  на  поднос  для  сбора  денег  и  двигали  по  столу  с  приговором:  “Раздайко-ся,  народ,  девья  коса  идет  ко  столу  дубовому,  ко  ествам  сахарным!”»  [9]. 


Этих  кукол  и  несколько  других  я  смастерила  для  своего  исследования,  которое  проводилось  на  базе  Чернушинского  районного  отделения  ЗАГСа  с  целью  выявления  степени  проявлений  интереса  к  народным  традициям  до  и  после  выставки.  В  анкетировании  приняло  участие  50  человек. 


В  фойе  ЗАГСа  был  установлен  стенд,  на  котором  были  размещены  свадебные  обрядовые  куклы.  Каждую  из  них  сопровождало  описание.  Прилагалась  книга  отзывов.  Кукол  можно  было  приобрести.


Молодожены  отвечали  на  вопросы  анкеты.  Затем  они  знакомились  с  выставкой  традиционных  свадебных  обрядовых  кукол.  После  просмотра  отвечали  на  вопросы  анкеты  еще  раз.  Анкета  включала  следующие  вопросы.


По  результатам  исследования  были  составлены  графики  показателей  изменений  интереса  к  народным  традициям  до  и  после  выставки.


Анализ  анкет  и  составленных  графиков  показал,  что  после  просмотра  выставки  кукол  отмечается  повышение  уровня  знаний  о  народных  традиционных  куклах,  их  назначении  и  применении.  Люди  узнали,  как  использовать  кукол  во  время  свадебного  обряда  и  что  обозначает  кукла  на  капоте  свадебной  машины.  Большинство  хотят  познакомиться  с  различными  видами  народной  куклы  и  научиться  ее  изготавливать.  Кто  еще  не  знал  о  том,  как  праздновали  свадьбу  в  деревне,  проявили  заинтересованность  и  готовность  об  этом  узнать.  Почти  все  согласились,  что  мы  теряем  свои  корни,  забывая  традиционные  обряды,  и  считают,  что  нужно  возрождать  народные  традиции.  Многие  хотят  использовать  народные  куклы  в  повседневной  жизни.


 



Диаграмма  1.  До  знакомства  с  выставкой


 



Диаграмма  1.  После  знакомства  с  выставкой


 


 

Подводя  итоги,  можно  сказать,  что  искусство  традиционной  народной  куклы  как  любая  из  традиций,  нуждается  в  бережном  отношении,  сохранении  и  дальнейшем  развитии.  Этому  и  посвещена  моя  работа,  в  ходе  которой  выяснилось,  что  символика  многих  праздничных  обрядов  со  временем  утратилась,  а  народные  обрядовые  куклы  потеряли  свою  первоначальную  функцию.  Но,  не  смотря  на  это,  сегодня  мы  все  чаще  возвращаемся  к  истокам,  проявляя  интерес  к  традиционной  обрядовой  кукле,  в  том  числе  свадебной. 


Анкетирование,  анализ  книги  отзывов  и  наблюдение  показало,  что  знакомство  с  традиционной  народной  свадебной  куклой  состоялось.  Кукла  вызвала  огромный  интерес,  как  и  те  традиции  и  обряды,  с  которыми  она  знакомила.  О  чем  говорят  записи  в  книге  отзывов.


По  результатам  проведенного  исследования  можно  говорить  о  том,  что  знакомство  с  традиционной  народной  свадебной  куклой  состоялось.  Кукла  вызвала  огромный  интерес,  как  и  те  традиции  и  обряды,  с  которыми  она  знакомила.


 


Список  литературы:


1.Берестенева  Е.В.  Кукольный  сундучок.  Традиционная  народная  кукла  своими  руками.  Сост.  Н.  АстаховаМ.:  Белый  город,  2010


2.Газета  «Скатерть-самобранка».  Специальный  выпуск  газеты  №  38,  2012. 


3.Горичева  В.С.  Куклы.  Ярославль,  «Академия  развития»,  «Академия,  К0»,  1999.


4.Дайн  Г.  Тряпичная  кукла.  Лоскутные  мячики.  Хотьково  2012.


5.Журнал  «Цветной  мир».  Народная  игрушка  —  институт  художественного  образования  Российской  академии  образования,  2009  год.


6.Котова  И.Н.,  Котова  А.С.  Русские  обряды  и  традиции.  Народная  кукла.  СПб.:  «Паритет»,  2010.


7.Левина  М.  365  кукол  со  всего  света.  М.:  Айрис  Пресс,  2000  г. 


8.Ожегов  С.И.  и  Шведова  Н.Ю,  Толковый  словарь  русского  языка:  80000  слов  и  фразеологических  выражений/Российская  академия  наук.  Институт  русского  языка  им.  В.В.  Виноградова.  М.:  ООО  «ИТИ  ТЕХНОЛОГИИ»,  2003.


9.Шайдурова  Н.В.  Традиционная  тряпичная  кукла:  Учебно-методическое  пособие.  СПб.:  ООО  «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,  2011.


10.Юрина  Н.  Куклы.  М.:  Слово,  2002. 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.