Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Прикладное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА
Шайнурова Светлана
Класс 11, МАОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Чернушка
Чаусова Нина Георгиева
научный руководитель, педагог высшей квалификационной категории, педагог доп. Образования, МАОУ ДОД «ДШИ» г. Чернушка
На Руси посевы хлебов испокон веков назывались обилием. Со временем это слово стало обозначать вообще большое количество чего-либо. А приставили еще «из» — получилось слово «изобилие», «богатство». Хлеб, и верно, — богатство.
Он был, есть и навсегда останется продуктом номер один. Тема хлеба важна и актуальна, она звучит в песнях, книгах и стихах. О нем говорят ученые и политики, учителя и хлеборобы, ветераны и молодежь… Все знают о его роли и значении. И все же хочется еще раз поговорить о хлебе…
ЦЕЛЬ моей работы:
Определение роли и значения хлеба в жизни человека через отношение к нему представителей разных поколений
ОБЪЕКТ: отношение к хлебу
ПРЕДМЕТ: Хлеб
ГИПОТЕЗА звучит так:
· Отношение к хлебу всегда трепетное и уважительное, однако это более выражено у представителей старшего поколения;
· Можно выразить своё отношение к хлебу черед традиционную народную куклу;
Земледелие начало развиваться на территории нашей страны приблизительно в III—VII веке нашей эры.
Из года в год осенью и весной на полях начиналась пахота. После пахоты поле боронили. Начинался сев (озимый или яровой).
По множеству примет точно угадывали его срок — не раньше, не позже, иначе не будет доброго урожая. «На всякое семя — свое время».
Пшеница считалась самой прихотливой из всех злаковых культур.
Рожь — основная кормилица, наоборот, самая надежная культура. На нее почти всегда урожай, а значит и черный каравай на крестьянском столе.
В России две трети зерновых высеваются в районах, которые называют зоной рискованного земледелия: в одних районах недостаток влаги, засуха, а в других, наоборот, тепла мало, пьют растения холодную воду – зябнет колос, не может набрать силу. Вот почему отношение к хлебу — святое и трепетное — идет у нас исстари.
«Если Бог миловал ото всяческой напасти, и хлеб уродился добрый, наступала пора жатвы. Перед тем как засыпать в закрома зерно молотили, сушили, веяли, затем везли на мельницу. Из муки уже можно было печь хлеб» [14].
Пекли хлеб практически в каждом доме обычно раз в неделю.
Хранили испеченный хлеб в специальных деревянных хлебницах. Их берегли и давали дочерям в приданое.
Позже появились пекарни, их когда-то называли хлебными избами.
У каждого хлебника были свои секреты выпечки. А вкус хлеба зависит и от воды, и от дров, и как хлеб в печь сажали — на капустном листе или прямо на кирпичи.
Во второй половине XIX века появляются тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи.
Любовное отношение к хлебу, вековая забота об урожае, наблюдательность крестьянина, выражены в пословицах и поговорках. («Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе». «Не оставляй на завтра дела, а оставляй хлеба.» «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.»)
Хлеб не знает отдыха, он всегда трудится. А в годы войны хлеб был солдатом. Да и сейчас учетные документы на элеваторах называют строевыми списками.
В голодные, неурожайные годы, в муку добавляли лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву, отруби. «Голодный хлеб» — так его называли.
Во время Великой Отечественной войны даже такой хлеб отмеряли хлебными карточками. Сто пятьдесят грамм на день. Двести пятьдесят рабочим. Чем можно измерить ценность такого хлеба.
«Выпекали на Руси и другой хлеб. Из кислого теста делали просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. Особый вид хлеба — перепеча — участвовал в свадебном обряде. На Пасху пекли куличи, на Масленицу провожали зиму блинами; а весну встречали «жаворонками» — пряниками, напоминающими по форме птиц. Без хлеба крестьянин не мыслил жизни» [14].
Как относятся к хлебу сегодня. Я провела исследование, в ходе которого выяснила определение роли и значения хлеба в жизни человека через отношение к нему представителей разных поколений.
В опросе участвовало 100 человек. Они были условно разделены на две категории: младшее поколение до 50 лет, 50 лет и выше — старшее поколение.
Результаты опроса показали, что люди знают о возделывании хлеба не понаслышке, так как мы живем в сельскохозяйственном районе. Многие знают традиции и обычаи, пословицы и поговорки. Все признают, что хлеб главный продукт.
Представители старшего поколения, отвечая на вопросы рассказывают о перенесенных трудностях, лишениях и голоде. Вспоминают о том, как работали по 20 часов в сутки, как пахали землю, заменяя лошадь, как ели хлеб с примесями и как за горстку зерна попадали в тюрьмы. Именно поэтому «старики» очень болезненно реагируют на случаи пренебрежительного отношения к хлебу.
Представители молодого поколения, что-то слышали об этом, или читали, видели, как хлеб выращивают или пекут. Цена хлеба определяется по разному. Младшее поколение называет магазинную цену, а старшее говорит о том, что хлеб бесценен.
Наверняка все это повлияло на результаты опроса, который показал, что представители старшего поколения по сравнению с младшим относятся к хлебу более уважительно и трепетно.
Множество обрядов бытовавших на Руси связано с хлебом. Я решила отразить это через изготовление кукол в русских народных традициях.
В день сева выходил сеятель в поле в праздничной одежде. Был он бос ведь, ногам должно уже было быть тепло, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно с «тайной неслышной молитвой». Об этом рассказывает моя первая кукла посевная.
Когда-то последний сноп с поля жнецы с песнями приносили в село. Несла его самая красивая девушка. Сноп украшали лентами и хранили всю зиму как символ будущего урожая. Это отражает вторая кукла, урожайная.
Хлеб символ счастья, достатка и изобилия. Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Его кладут в котомку, провожая в дорогу, и встречают тоже хлебом. Свежий каравай на народном полотенце. Хлеб да соль преподносит вам третья кукла — праздничная.
Фото 1. Композиция «Хлеб — всему голова» (кукла Праздничная, кукла Урожайная, кукла Посевная)
«От посева зерна в пашню до созревания колоса проходят долгие месяцы. Убрав урожай, земледелец готовит поле к новому посеву. И так год за годом без перерыва, век за веком без перерыва — пашет он, сеет, жнет и снова пашет, чтобы снова сеять, чтобы собрать хлеб насущный» [12].
Отношение в нашей стране к хлебу всегда трепетное и уважительное, однако, как показало исследование, это наиболее выражено у представителей старшего поколения. А свое отношение к хлебу я выразила через создание кукол в народном традиционном стиле и назвала свою работу «Хлеб — всему голова».
Таким образом, задачи поставленные в работе решены и гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы:
1.Алмазов Б.А. Хлеб наш насущный. Лениздат, 1991.
2.Ахияров К.Ш., Петрова З.П. Поклонимся хлебу. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.
3.Барыкин К. Хлеб, который мы едим. М.: Политической литературы, 1982.
4.Библия для детей. М.: Белый город, Даръ, 2008.
5.Владимиров А. Земля на зернышке стоит. М.: Детская литература, 1984.
6.Головкин Б.Н. По дедовским рецептам. М.: Агропромиздат, 1990.
7.Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика, 1987.
8.Зайцев В.И., Назарова Е.А., Хлеб — богатство народное. М.: Экономика, 1979.
9.Каневский Е.М., Краснянский Э.В., Лысов М. М.Уроки экономии в быту. М.: Экономика, 1985.
10.Клейман Т. Детская энциклопедия «Хлебные истории, или хлеб от А до Я». М.: г. Дмитров, — № 2 — 2012.
11.Лариса Александровна. Народный календарь. М.: Белый город, 2005.
12.Ликум А. Все обо всем. М.: ТКО АСТ, 1994.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
14.Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. М.: Владс, 1995.
15.Степаненко В. Хлеб. М.: Агропромиздат, 1989.
16.Тетюрев В. А. Родные поля. М.: Детская литература, 1975.
дипломов
Оставить комментарий