Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Прикладное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДОМОВОЙ — ДОБРЫЙ ДУХ ДОМА
«Почему гремит гром и сверкает молния? Почему случаются наводнения? Эти и многие другие явления природы древние славяне еще не могли объяснить. Поэтому все, что происходило в природе, они приписывали действию таинственных сил — богов и духов» [10]. Они были уверены, что духи окружают их повсюду — добрые и злые, желающие помочь и помышляющие навредить. В избе живет Домовой, в бане Банник, в поле Полевик, в лесу Леший… Куда бы не отправился человек, везде, как он думал, могла произойти встреча с этими мифологическими созданиями.
В них верили, их боялись, от них защищались при помощи специальных ритуалов, обрядов, заговоров.
Изменилось ли что-то в наши дни в представлениях человека о нечистой силе? Рассмотрим этот вопрос на примере Домового, как наиболее любимого и почитаемого духа у русского народа.
Целью нашей работы является — Знакомство с представлениями человека о Домовом. Предметом стал — Домовой. Объектом — Представления о домовом.
Домовой — патриарх рода, хозяин дома, верховный распорядитель в нем. Он замечает каждую мелочь, без устали хлопочет по дому, заботиться о порядке и помогает его обитателям.
Со времен седой старины почитали на Руси Домового и ласково называли его множеством ласковых и уважительных имен: Доброжил, Доможил, Доброхотушка, Кормилец, Хозяин, Избенной большак.
В идеале Домовой — патриарх рода, хозяин дома, верховный распорядитель в нем. Он замечает каждую мелочь, без устали хлопочет по дому, заботиться о порядке и помогает его обитателям.
«Домовой предпочитает длинную белую рубаху, тело его покрыто мягкой шерстью, у него длинные торчащие уши. Он способен менять облик: принимать вид кошки, собаки, зайца, медведя с человеческой головой, превращаться в ворох сена или мешок с хлебом» [9].
«Но как он выглядит, никто подлинно не знает. Домовой очень осторожен и предпочитает не показываться на глаза людям» [8].
В народе существовало множество обычаев:
Когда новый дом строили, всегда в подпол клали монетку. Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь — для «дедушки-соседушки».
Если старый дом сгорел или иначе как разрушился, Домового обязательно следовало в новый дом пригласить: привезти в ночью на хлебной лопате или в стоптанном лапте.
Существовало множество способов переезда домового.
Говорят что крестьяне при переезде в новую избу, зовут на новоселье и Домового и его семью. Если же новый дом строился молодым хозяином, чтобы своей семьей отдельно от родных жить — тогда просили у Домового кого-нибудь из деток и так же перевозили. Если же дом на новом месте строился и не у кого деток-домовят попросить, тогда черному петуху голову отрубали посреди дома — считалось, это должно принимать какого-нибудь одинокого Домового, скитающегося по миру в поисках хозяев.
Отсюда видно, что без людей Домовой жить совершенно не может. Позабытый в заброшенной избе или на пепелище, лишившийся крова и хозяев, Домовой горько плачет, воет, кричит…
Домовой помогает людям: следит за хозяйством, может приглядеть за детьми, но особенно любит домашних животных: холит их, расчесывает шерсть, кормит, поит… Особенно любит Домовой лошадей: бывает, целую ночь напролет оглаживает любимую лошадку, заплетает ей в косички хвост и гриву. Еще Домовой охраняет дом от воров и от пожаров, может внезапно разбудить хозяина, если чужаки на двор проникли или где-нибудь уголек из печи выпал. Или сам, приняв облик хозяина и накинув его одежду, выходит во двор, чтобы воров отпугнуть.
Домовой — полезное и милое существо, но все-таки, как еже говорилось выше, считается нечистой силой. Если Домовой разбушуется, следует окурить дом церковным ладаном или побрызгать святой водой.
В ходе исследования я общалась с очевидцами, которые и в наше время встречались с Домовым. Созина Е.В. рассказала нам, что Домовой у нее проказничал: выкидывал ящики из комода, проливал масло, играл со светом, пока она его не угостила печеньем. Пикулева Е.Н. говорила, что у нее кто-то каждую ночь разворачивал конфеты в вазе. А В.Г. Паршакова много раз рассказывала о том, что ощущала чье-то присутствие. К ней на ноги в постели садились, гладили или водили по телу чем-то вроде варежки, в кресле появлялось углубление, как будто в нем сидят. Иногда скрипели половицы и с чердака слышались звуки, похожие на шаги.
Я решила провести исследование, чтобы понять каково отношение у современного человека к Домовому. Исследование проводилось среди учащихся 4-х классов. В анкетировании приняло участие 50 человек. Им были предложены анкеты, с просьбой ответить на вопросы.
В ходе анкетирования выяснилось, что дети что-то слышали о Домовом, читая сказки или смотря мультики. Поэтому я решила расширить их знания через занятие, где мною была представлена презентация и проведен мастер-класс по изготовлению Домовенка.
После этого ребята отвечали на вопросы анкеты еще раз. В ходе учебного занятия «Знакомство с Домовым» дети стали более точно представлять себе его облик и узнали много интересных фактов. Что показало повторное анкетирование.
Делаем выводы:
Анализ литературы, анкетирование и встречи с очевидцами показали, что представления о Домовых противоречивы и расплывчаты. С неведомой и нечистой силой люди имели дело каждодневно, о ней нельзя было забывать, отношениями с нею была пронизана вся их повседневная жизнь.
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье, и другие аспекты жизни. Но неизмененным осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод, а «Домовой — это хранитель и покровитель дома и домашнего очага, самый старший из всех домашних духов, все остальные находятся у него в подчинении» [4]. Поэтому вера в Домового сохраняется до сих пор.
Рисунок 1.
Список литературы:
- Брокгауза Ф.А. и Ефрона И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь М.: Эксмо; Форум, 2007.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников М.: Эксмо, 2010.
- Забылин М. «Русский народ, Книга 2, Суеверия, приметы, заговоры» М. «Белый город» 2007.
- Капшук О.Н. Русские праздники и обряды Ростов н/Д Феникс 2008.
- Ликум А. Все обо всем — 1995.
- Ожегов С.И Словарь русского языка. М., Издательство «Русский язык» 1987.
- Панкеев И. Полная энциклопедия быта русского народа Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 1998.
- Прокофьева Е.В. Я познаю мир. Нечистая сила: Детская энциклопедия М.: ООО «Издательство Астраль»: ООО» Издательство АСТ» 2001.
- Путилов Б. «Древняя Русь В лицах Боги, Герои, Люди» СПб. Издательство «Азбука» 2000 г.
- Чудакова Н.В., А.В. Громов «Я познаю мир» Детская энциклопедия История ТКО «АСТ», 1996.
дипломов
Оставить комментарий