Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТЬ ЯЗЫКА ЗАГАДОК С.Я. МАРШАКА
Мамедов Эльдар Захирович
Российская Федерация, Забайкальский край, Карымский район, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 поселок Дарасун», 5 «А» класс
Беспалова Лидия Константиновна
научный руководитель, учитель высшей квалификационной категории, учитель русского языка и литературы
Загадка — иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, которое испытывает сообразительность отгадывающего. «Загадка заставляет увидеть неожиданную и поэтическую сторону в самых обычных вещах» [2, стр. 109].
Одно из заметных завоеваний культуры XX века — это появление литературы для детей, хорошей, интересной литературы. Среди детских писателей выделяется С.Я. Маршак. Важное место в его творчестве занимают загадки. Это не просто вопросы-метафоры, а целые стишки, которые легко запоминаются, потому что у них особенный язык. Несмотря на многочисленные исследования творчества С. Маршака, такой огромный пласт, как язык загадки, остался, по словам Разовой, неизученным.
Тематика загадок разная. В основном отгадками являются предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, это развивает не только ум, но и наблюдательность, внимание. Загадки С.Маршака высоко художественны, а написаны простым и доступным языком, понятным даже для очень маленьких детей. Как пошли четыре братца Под корытом кувыркаться, Понесли меня с тобой По дороге столбовой.
В загадке через метафору (четыре братца — это колёса) автор использует олицетворение. В этой загадке один предмет угадывается через другой. Поэтому, если бы не было последней строчки, рисующей образ дороги, то отгадать загадываемый предмет было бы невозможно. «Столбовая дорога» ставит в загадке точку. Читатель теперь видит движущийся по дороге предмет на четырёх колёсах. Это может быть тележка, телега, машина. С помощью слова созданы яркие образы, которые пробуждают воображение, появляется свой читательский образ. В загадках Маршака оригинально то, что угадываемые предметы чаще всего берутся из бытовой жизни людей. В загадке отражаются только самые существенные признаки предмета. Замечено, что берутся наиболее простые предметы: очки, молоток, утюг, пила, печка, телега. Благодаря этому, загадка, состоящая из описания предмета без прямого его называния, дает первое представление ребенку о вещах.
С.Я. Маршак удачно пользуется звукоподражанием («Машины шинами шуршат»), но не только им. Он умело пользуется тонкой ритмической изобразительностью. В загадке о пиле, например, передан ритм движения пилы, он состоит из двух частей «вжик | вжик». Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб, зуб. Это самая короткая загадка и самая чёткая. Чёткость загадке придаёт хорей.
Е — ла | е — ла | Дуб — дуб | По — ло | ма — ла |Зуб — зуб |
Из строя хорея выпадает вторая и четвёртая строчка, в которой оба слога ударные. Они создают впечатление звука колотушки о большой барабан: «бум-бум». Загадка настолько ритмичная, что её можно использовать в качестве кричалки.
Иногда поэт описывает вещь непривычным образом, хотя и сохраняет принцип — давать только существенные ее признаки. Вот описание водопровода в загадке: Речка спятила с ума — По домам пошла сама!
Особенность языка этой загадки состоит в том, что с помощью слов «спятила, пошла» речка оживляется, это называется олицетворением. В загадке автор употребляет просторечное слово «спятила», но оно как грубое, нелитературное не воспринимается. Оно содержит юмор, передает остроту восприятия, переключает наше внимание на необычность речки. Она поступает непредсказуемо, как человек. В этой загадке очень чёткая мужская рифма. Размер двусложный — хорей, ударение падает на первый слог. Ямб или хорей делают стих очень ритмичным, музыкальным, мелодичным, загадку хочется распевать, потому что ударных гласных много.
Интерес у подростков вызывает загадка про карандаш: В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И намного-много лет Оставляет чёрный след. В этой загадке использовано олицетворение «мчится конь мой одноногий». Рифма первой и второй строчки не зрительная, а звучащая. Отгадать зашифрованный в загадке предмет помогает эпитет «снежном» и метафоры «поле», «дороге». Воображение рисует поле с дорогой. «Конь одноногий» — это уже вопрос. Но дальше — подсказка «черный след». По снежному полю дорога оставляет не черный след. И воображение сразу переключается на уровень ассоциаций. Поле — это чистый лист, а дорога — это прямая линия. Конь одноногий — это карандаш, оставляющий черный след.
Большинство загадок построено на сопоставлении двух предметов: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, чем-то похожего. В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета, который нужно отгадать.
В полотняной стране На реке-простыне Плывёт пароход То взад, то вперёд, А за ним такая гладь, Ни морщинки не видать.
В названной загадке интересен принцип её построения. С одной стороны, описываются действия угадываемого предмета, с другой стороны, изображается другой предмет, связанный с первым. Значит, здесь соединяется первый и второй принцип построения загадки. По эпитету «полотняной» можно догадаться, что это за страна и пароход, который плывёт по реке-простыне, да ещё плывёт так, что оставляет после себя не волны, а гладь, на которой даже морщинки не видать. Понятно, что такое чудо-действие может совершить только утюг.
Хочется отметить в загадках звукоподражание — «это выражение природного звучания предмета или действия в звуках обозначающего его слова» [1, стр. 69]. Звукоподражательный эффект делает язык загадок Маршака более образным, а угадываемый предмет более ярким, живым, слышимым. Звукоподражание помогает отгадать загадку.
За стеклянной дверцей Бьётся чьё-то сердце — Тихо так, Тихо так.
В названной загадке употребляется в принципе её построения описание действия предмета и представление его как живого существа. Главное, на наш взгляд, это описание действия. Современные дети часы в ящичке за стеклянной дверкой могут увидеть только в старых фильмах. Сегодня внешний облик часов изменился, а вот «биение их сердца» осталось тем же: один удар в секунду. Часы тикают ритмично. Если бы не было звукоподражания в действии, трудно было бы загадку отгадать. Тиканье часов мы изображаем очень просто: тик-так, тик-так. Этот звук есть и в загадке. Слово «тихо», в котором «о» — редуцированная гласная (произносится нечётко), слышится как «тик». Сомнения нет — это часы.
Есть у Маршака загадка про дождь: Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. Важную роль в отгадке предмета играет звукопись, обозначающая действие предмета, это слово «шумит» звук «ш» произносится долго, поэтому создаётся впечатление шума сплошной стеной идущего дождя. Загадка строится на противопоставлении, поэтому в ней есть антонимы «идёт — не иду», «я — он». Есть слова, которые являются антонимами только в загадке: «шумит (идёт) — не попадёт; в поле и в лесу — в дом».
Антонимы можно встретить в народных загадках. Значит, в употреблении антонимов загадки Маршака традиционные. На наш взгляд, загадки Маршака отличаются ритмом, который создаётся ямбом и хореем. Ритм этой загадки задаётся ямбом, поэтому она легко запоминается, чеканится, её можно проговаривать, прыгая на одной ноге.
В загадке о спичках на первый план выступает отношение людей к этому предмету. «Сестры» находятся в «темнице», значит, они опасные. Они не сами выходят на простор, их выпускают. Но выпускают на простор только тогда, когда нужны людям. «Осторожно их берут», «головой о стенку трут». По первым четырем строчкам нельзя понять, о чем идет речь. А дальше после метафор вдруг подсказка — «чиркнут», «загорится». Это могут только спички.
Из темницы сто сестёр Выпускают на простор, Осторожно их берут, Головой о стенку трут, Чиркнут ловко раз и два — Загорится голова
Остановимся еще на одной загадке, которая, на наш взгляд, трудна для отгадывания. Чтоб отгадать ее, обращаемся к языку загадки. Деревянная дорога, Вверх идёт она отлого: Что ни шаг — То овраг. Предмет сравнивается с деревянной дорогой. Подсказкой является эпитет «отлогой», то есть «крутой», направленной вверх. Предполагаем, что это лестница. Проверим. «Что ни шаг — то овраг» — фраза, которая говорит о том, что по дороге идут очень осторожно: можно провалиться в овраг. Действительно, если оступиться, попасть ногой мимо ступеньки лестницы, то упадешь. Эпитеты и слова, создающие впечатление опасности, помогают отгадать загадку С.Я. Маршака. В этой загадке лестница-стремянка сравнивается с дорогой, расстояние между ступенями — с оврагом. Загадка построена на сравнении.
Загадки С.Я. Маршака удивительны не только по содержанию. Их особенность заключается в языке. Язык загадок образный, богат метафорами, сравнениями, эпитетами, противопоставлением. Автор умело разворачивает изображаемый предмет или явление смешной стороной к читателю. Это неожиданно, поэтому сразу запоминается. Кроме того, важную роль в языковой особенности загадок С. Маршака играет ритм, который создается двусложным размером стиха.
Список литературы:
- Беленький Г.И. Литература. 5 класс: учебник для общеобразоват. Л64 учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост.: М.А. Снежковская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; - 14-е изд., перераб. — М.: Мнемозина, 2012. — 255с.: ил.
- Кожевников В.М., Николаев П.А. Литературный энциклопедический словарь./ Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 752 с.
- Разова В., С.Я. Маршак. Семинарий — Министерство культуры РСФСР Ленинградский государственный институт культуры имени Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 5—43. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://s-marshak.ru/articles/razova/razova03.htm (Дата обращения 10.10.12.).
дипломов
Оставить комментарий