Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Кобцев Ярослав
Класс 8 «Г», Краснодарское ПКУ, РФ, г. Краснодар
Гатовкина Оксана Петровна
научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель ОД «Русский язык и литература» ФГКОУ «Краснодарское ПКУ», РФ, г. Краснодар
I. Введение
Центром ценностных ориентиров на рубеже XX—XXI веков становится индивидуальность человека, свобода выбора или путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности [5, с. 17]. Изучение отражения этого культурологического факта в языке является наиболее актуальным, поэтому гендерный аспект изучения письменной речи подростков становится наиболее значимым.
Цель работы — выяснить, как влияет гендер на письменную речь подростков.
Задачи исследования:
· выявить круг тем, затронутых воспитанницами и воспитанниками;
· сравнить литературные опыты воспитанниц и воспитанников с помощью системы О.В. Пермяковой, учесть возрастные особенности участников исследования и составить собственную критериальную таблицу гендерной дифференциации признаков письменной речи учащихся Пансиона и Краснодарского ПКУ;
· установить отличительные черты литературной речи воспитанниц и воспитанников.
II. Описание работы
Исследовательская часть. Информация, собранная и обработанная исследователем.
Исследование гендера в языкознании затрагивает две группы проблем:
1. язык и отражение в нем социального пола(отражение в языке образов окружающего мира) [1, с. 134];
2. речевое и коммуникативное поведение мужчин и женщин, предпочтения в выборе лексики — т. е. специфика мужского и женского говорения и письма [1, с. 134]. Мы согласны с такими авторами, как Земская Е.А. и Китайгородская М.А., которые считают, что ассоциативные поля в мужской и женской речи имеют разные фрагменты картины мира: спорт, охота, профессиональная, военная сфера (для мужчин) и природа, животные, окружающий, обыденный мир (для женщин) [2, с. 90—136]. На основании этого мнения определим круг интересов ребят, а также тематику их сочинений, которые мы будем рассматривать. Художественный текст в этом случае будет нами рассматриваться как поле функционирования гендерных стереотипов (принятых в обществе представлений о маскулинности и фемининности), гендерных ролей (образцов поведения, ожидаемых от мужчин и женщин) [7, с. 6].
В соответствии с возрастом воспитанниц и воспитанников, попавших в репрезентативную выборку данного исследования, мы выделили следующий круг тем:
Таблица 1.
«Тематические разделы и направления творчества»
№п\п |
Тематические разделы и направления |
Девочки |
Мальчики |
Примечание |
1. |
Патриотическое направление |
Стихотворения, посвящённые обороне Москвы |
Суворовские чтения, стихотворения и проза, посвящённая великим полководцам России. |
|
2. |
«Второй дом» |
Проза и стихотворения, посвящённые Пансиону. |
Стихотворения, посвящённые Училищу |
|
3. |
Окружающий мир |
О море, о цветах |
Стихотворения о цветах, деревьях |
|
4. |
Чувства |
Любовь к миру, родине, человеку, стихи о дружбе. |
Стихотворения о маме, о родине, о кадетской дружбе, жизненной цели. |
|
5. |
Произведения на вымышленные сюжеты |
Сказки, эссе |
Рассказы, эссе |
Стихотворения для анализа выбирались по схожести образов — настолько, насколько это было возможно.
В основу анализа детских работ мы положили критериальную систему дифференциации женской и мужской письменной речи О.В. Пермяковой [6, с. 9].
Таблица 2.
«Критерии дифференциации мужской и женской письменной речи по О.В. Пермяковой»
Признаки женской речи |
Признаки мужской речи |
Лексико-грамматический уровень: |
Лексико-грамматический уровень: |
$1· использование диминутивов(слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных со значением действия) для передачи многогранных отношений с миром; $1· использование приблизительных обозначений; $1· тенденция к гиперболизированной экспрессии, использование слов-интенсивов; $1· высокая концентрация эмоционально оценочных слов; $1· использование неопределенных, растянутых во времени, эмоционально насыщенных имен качества и состояния; $1· частое употребление междометий; $1o функционирование конструкций с местоимениями такой, так, какой с положительной и отрицательной коннотацией. |
$1· употребление диминутивов при описании ситуаций с детьми или близкими, а также при указании размеров или объемов обозначаемого предмета; $1· тенденция к точности номинации, терминологичности словоупотребления; $1· активное использование багажа профессиональных знаний вне сферы профессионального общения; $1· тенденция к использованию экспрессивных, стилистически сниженных средств; $1· употребление стилистически нейтральной оценочной лексики; $1o использование конкретных имен качества, ограниченных во времени имен состояния. |
Синтаксический уровень: $1· предложения и тексты развернуты, подробны и экспрессивны; $1· частое использование инверсии; $1· употребление восклицательных и вопросительных предложений; $1· использование модальных конструкций, выражающих различную степень предположительности, неопределенности; $1· преобладание простых и сложносочиненных предложений; $1o предложение как «механическое соединение идей и деталей». |
Синтаксический уровень: $1· отдельные предложения и тексты лаконичны, предметны и менее динамичны; $1· однообразие приемов при передаче эмоционального состояния; $1· предпочтение в использовании сложноподчиненных предложений. |
Общая характеристика речи: $1· стремление к гармоничной коммуникации; $1· речевое поведение прямолинейно, однозначно и открыто; $1o грамотное письмо. |
Общая характеристика речи: $1· склонность к конфликтной коммуникации; $1o речевое поведение неоднозначно, стремление к демонстрации статусного неравенства. |
А) Анализ стихотворений патриотической направленности.
Таблица 3.
«Стихотворения патриотической направленности»
Капустина Дарья, 6 «Ж» класс ПРО ДОБЛЕСТЬ И СЛАВУ Война прошла! Застыли слёзы, И поле бранное всё снегом замело, И сколько крови пролито на груди? О подвигах земля родна молчит. А сколько гибло их в атаках? За счастье и мир на этой Земле, Но нужно было солдатам, Ведь мать и дитя вдалеке. Земля всё помнит и хранит, Но о доблестях наших не говорит! Россия — матушка сильна, Нас бережёт одна она! А мы должны всех защищать, Детей своих, свою же мать! Нашу славу и доблесть Будут помнить всегда! За ушедшие жизни, За спалённые города, За убитых детей, за убитую мать! Они знали, что делать! Они шли воевать! |
Алексеев Андрей, 7 «Г» класс ГЕНЕРАЛИССИМУС СУВОРОВ Генералиссимус Суворов Капралом начинал свой путь, Штурмуя с ротой мушкетёров Наук пороховую суть. И после боя отдыхая, Вздыхал всей грудью генерал, Когда в простреленной палатке Свой план победы рисовал. Фельдмаршалом шагнул сквозь Альпы, С французом бился напролом. Со снеговых вершин свалился На головы врагов, как гром. Мы — современные кадеты- В душе храним твои победы! И подвиг твой, и ратный труд В веках, как знамя, пронесут! |
Стихотворения патриотической направленности отвечают темам, актуальным для данных учебных заведений. Для Пансиона — оборона Москвы. Для КПКУ такой темой стали Всекубанские суворовские чтения. Оба стихотворения проникнуты духом патриотизма, любви к родине, восхищения доблестью её защитников. Но образный ряд заметно разнится. Если во втором стихотворении это конкретное историческое лицо - великий полководец Суворов-защитник России, то основным образом первого стихотворения является сама Россия-родина. В финальных строках обоих стихотворений звучит призыв к молодому поколению продолжать традиции беззаветной преданности своему Отечеству: «А мы должны всех защищать, детей своих, свою же мать!», «И подвиг твой, и ратный труд в веках, как знамя, пронесут! Однако первое стихотворение проникнуто большей долей лиризма: выражения «застыли слёзы», «земля всё помнит и хранит», «Росси-матушка сильна» (фольклорный мотив), отчётливое подражание Блоку — «о доблестях, о подвигах, о славе», обыгрывание мотивов Земли-заступницы, прообраза Богоматери с её великим покровом — она «всё помнит и хранит», «нас бережёт одна она» — выражают характерные «женские нотки» поэзии, в которых отражается тенденция к гиперболизированной экспрессии, использование слов-интенсивов; высокая концентрация эмоционально оценочных слов; использование неопределенных, растянутых во времени, эмоционально насыщенных имен качества и состояния; усиливает личностный эффект частое использование личных и притяжательных местоимений, в конце стихотворения автор активно использует причастия — ушедшие, спалённые, убитых — для создания небывалого эмоционального колорита. Ритм произведения напоминает то лирическую народную песню, то чеканность ахматовского реквиема и призывные нотки её же «Мужества».
Стихотворение воспитанника Алексеева по своему ритму напоминает марш. Чеканный стиль стихотворения с перекрёстной рифмовкой, женскими и мужскими клаузулами, чёткой композицией вслед за сюжетной линией отражает мужское представление о подвиге, долге перед Отечеством и идеале мужской доблести. Автор, активно используя глаголы, деепричастия и наречия, рассказывает о нелёгком ратном пути Суворова-от капрала до фельдмаршала.
Разница между этими стихотворениями явно заметна именно в эмоциональном отражении содержания. Воспитанница, пропускает через себя то, о чём пишет, она как бы ставит себя на место лирической героини, иногда кажется, что «застыли слёзы» у неё самой, что она участница событий, о которых так эмоционально упоминает в стихотворении. Достигается это за счёт приподнятой риторики: вопросов, восклицаний, притяжательных местоимений, частиц, лексических повторов. («А мы должны всех защищать, детей своих, свою же мать!»). В синтаксическом строе также есть разница. Воспитанница использует двусоставные нераспространённые восклицательные предложения, также предложения с причастиями, сложносочинённые предложения. Воспитанник использует простые осложнённые предложения с деепричастиями, деепричастными оборотами и сравнительными оборотами, а также сложносочинённые конструкции.
Б) Анализ стихотворений о любви
Таблица 4.
«Стихотворения о любви»
Юрова Валерия 6 «Ж» класс Я РАСКРАШУ НЕБО... Я раскрашу небо голубым карандашом, Нарисую звёзды яркие на нём, Море нарисую тоже голубое Нарисую жёлтым солнце, А под ним меня с тобою. Я раскрашу платье ярким Красным цветом, И назову рисунок этот «Летом». Изображу зелеными деревья, А карими изображу твои глаза, Нарисую тебе алые губы, И белоснежные в море паруса. |
Прощенко Владимир 7 «В» класс ОТКРОВЕНИЕ Сиял закат над заводью речною. Мелькали блики солнца на воде. Глаза твои о многом говорили, Молчали губы, тишь была везде. Держались за руки мы, берегом шагая, Смотрели вдаль, и не хотелось говорить, Ведь обо всём глаза твои сказали, И понял я, зачем я должен жить. |
В этом стихотворении нас привлекла цветовая гамма, избранная воспитанницей для изображения чувств. Образный ряд имеет чёткую градацию: от неба — к земле. Преобладает голубой цвет и яркие пятна тёплых оттенков.
В первой строфе мы видим цепочку природных образов: небо-солнце-звёзды-море и там же появляется лирическое Я героини. Автор через личные местоимения задаёт тему стихотворения: Я и ТЫ. В следующей строфе через цвет обозначается время. Это время-лето, которому соответствуют яркие насыщенные краски. Третья строфа продолжает тему лета. Образный ряд этого стихотворения — это ряд ассоциаций из воображения художницы-поэта: зелёные деревья, алые губы, карие глаза, белоснежные паруса. Строка «А карими изображу твои глаза» звучит особенно отчётливо благодаря сочинительному противительному союзу а, который противопоставляет цвет глаз всем другим оттенкам в этой строфе, как и всем образам строфы, сразу ясно, что глаза здесь — главный образ. Автор выражает идею стихотворения тоже через цвет. Это картина с изображением «голубой мечты», «ярких воспоминаний», «белоснежных романтических чувств». Яркой должна быть встреча и нежными отношения. Интересна композиция произведения. Удивительно переплетены образы.
Жанровая принадлежность произведения необычайна. Мы знаем прозаические жанры: «роман в романе» «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «рассказ в рассказе» «Старуха Изергиль» М. Горького, а сейчас перед нами стихотворение, которое по жанру — «картина в лирическом обрамлении» Юровой Валерии.
Во втором стихотворении нет такой экспрессии, как в первом. Лирический образ раскрывается не через цвет и ассоциации, а через глаголы мысли, чувства и речи. Образы людей и их эмоции в первом стихотворении растворены в природе, а во втором — природа является романтическим фоном для разворачивающихся событий. Кажется, что ничего-то и не происходит, просто идут двое по берегу реки, но как много можно здесь прочесть между строк. Это стихотворение — немой монолог, во время которого будут приняты судьбоносные решения. В этом стихотворении нет ни одного прямого указания на цвет. Зато это стихотворение-само действие, в нём на две строфы 12 глаголов и 1 деепричастие. А первое стихотворение-картина, что и доказывает обилие местоимений — их здесь 9.
В) Анализ стихотворений, отражающих явления окружающего мира.
Таблица 5.
«Стихотворения о цветах»
Чижикова Екатерина 8 «Г» РОЗА Согретая лучом небесного светила, Пылая алым бархатом в тени, Пустила корни в землю роза, Чтоб неподвижно жизни путь пройти. Её пурпурный нежный взгляд бутона Всё озарил тончайшим светом чистоты, Её зелёные листочки пропускают Игристые солнечные лучи. Но есть у сего дивного цветка Другая сторона… И не подпустит он к себе уж никого! Есть у него шипы на стебле тонком. |
Грибовский Глеб 8 «Е» Подснежник Стебель нежный не боялся — Он искал себе пути. Очень тщательно старался Слишком рано расцвести. Он под снегом народился Вместе с раннею травой, С первым солнцем пробудился,- Я несу его домой. |
Тема этих стихотворений — художественное описание свойств цветов.
В первом стихотворении автор, описывая розу, говоря о том, как она «Пустила корни в землю роза,\Чтоб неподвижно жизни путь пройти», подчёркивает её двойственную «природу». С одной стороны, — это красивый цветок, пылающий «алым бархатом в тени», всё озаривший «тончайшим светом чистоты», а с другой — это растение-недотрога, цветок с шипами «на стебле тонком», и «не подпустит он к себе уж никого!». Художественный образ в стихотворении создаётся при помощи олицетворений: «пустила корни в землю роза», «жизни путь пройти», «листочки пропускают», «он не подпустит никого»; метафор: «жизни путь», «взгляд бутона», «свет чистоты»; эпитетов: «пурпурный нежный взгляд бутона», «тончайшим светом чистоты», «дивный цветок»; определение высокого стиля речи «дивный»; также в этом стихотворении роль изобразительно-выразительных средств играют деепричастные и причастные обороты — одни дорисовывают действие, выраженное глаголом-сказуемым, другие дают признак предмету по его действию: «Согретая лучом небесного светила, \Пылая алым бархатом в тени, \Пустила корни в землю роза».
Что касается морфологического состава стихотворения, здесь снова мы видим преобладание местоимений (в том числе личных), их на две строфы — 8; используются формы с уменьшительно-ласкательными суффиксами (листочки), а также форы степеней сравнения прилагательных (тончайший). Синтаксическая характеристика более широка, чем обычно. Здесь мы видим и, сложноподчинённые предложения, и бессоюзные сложные предложения.
Во втором стихотворении речь идёт о цветке ранней весны — подснежнике.
В стихотворении автор активно использовал глаголы, их 7 на две строфы стихотворения. Местоимения использованы только личные он — 3 раза и я — 1 раз. Явный акцент угадывается на действиях. Авторский замысел, вероятно, и состоял в описании того, как подснежник старается выжить, расцвести в суровых условиях, чтобы радовать глаз человека и возвестить о приходе весны, оживлении природы. То, что стихотворение наполнено активным действием, говорит и последняя фраза: «Я несу его домой». Синтаксис несложен, но используются бессоюзные сложные предложения.
Г) Анализ стихотворений, посвящённых Пансиону и Краснодарскому ПКУ.
Таблица 6.
«Стихотворения о Пансионе и КПКУ»
Чижикова Екатерина 8 «Г» ПАНСИОН Мой милый пансион! Тебе слова я благодарности кричу. Ты нас соединил и подружил. Заставил стать лицом к лицу, Плечом к плечу, Во взрослую семью объединил! И все мы — сёстры здесь, и все равны, Мы делим пополам все беды, все невзгоды. Самостоятельности ты нас научил И не зависеть от изменчивой погоды. Давайте не забудем никогда Наш дом, наш Пансион — ты покровитель! Пускай промчатся долгие года, Мы все вернёмся, чтоб его увидеть! Мария Ткачук 6 «В» ПАНСИОН Пансион — это сказка, мечта… Открывает прекрасные дали. И войдя в эту сказку едва, Мы принцессами будто бы стали. Мы скучали по маме, по папе, Но, попав в карусель этих дней, Мы в сто крат всех счастливее стали! С каждым днём этот дом всё родней! |
Жидков Андрей 7»В» МОЁ УЧИЛИЩЕ Моё училище красиво, Как лучик солнца золотой, Нас очень быстро всех сдружило И вдаль по жизни повело. Кадетства дружною семьёю Я окружён со всех сторон. И дружбой верной, и мечтою Кадет здесь каждый окрылён. Черняцов Егор 8 «Д» ЗВУКИ МОЕГО УЧИЛИЩА Вхожу я в училище: всё тихо и строго. Пушистый ковёр скрывает шаги. Но вдоль кабинетов проходит дорога, И фразы уроков слышны. Там говорят о Земли притяженье, Спряжения учат, читают стихи, Глаголов английских зубрят исключенья – Слышны отовсюду слова ребятни. А в окна к мальчишкам весна заглянула, Весело птицы поют. И на плацу, маршируя умело, Кадеты шагают в строю. А ритм тем шагам создают барабаны- Звонки и чётки ребята в строю. Песня звонка прерывает занятье: Ждёт перемена сейчас детвору. Звуки училища - милая песня. Без них я скучаю, их берегу. С ними я скоро совсем повзрослею, С ними во взрослую жизнь я уйду! Мышев Никита 8 «В» ЗВУКИ МОЕГО УЧИЛИЩА Я иду среди кадетов, Гордо уши «разевая». Какофония предметов Здесь от края и до края: Теоремы, цифры, даты, Петр I и экватор, Бунин, «Детство», композитор, Ноты, ритмы, инквизитор. Пестик, атом, фуэте, London, краски и Моне. Топот ног, мяча бросок… И звенит, звенит звонок! Одного здесь звука нету: Смеха девочек не слышно. |
Тематика данных стихотворений немного отличается. Они посвящены учебным заведениям, но под разным углом зрения раскрывают тему. В стихотворениях девочек мы видим обобщённый образ Пансиона воспитанниц. Стихотворения мальчиков более конкретны. Основные мысли — это сбывшаяся мечта, чем явилось поступление, красота и эстетичность учебного заведения, дружба, взаимовыручка, жизнь в большой дружной семье единомышленников, общие интересы, планы на будущее: «Пускай промчатся долгие года, \Мы все вернёмся, чтоб его увидеть!», «Звуки училища — милая песня. \С ними во взрослую жизнь я уйду!»
У мальчиков в стихотворениях намного больше конкретики: это внимание к внутреннему интерьеру училища и его деталям, звукам и той жизни, которой живёт учебный корпус. В их стихотворениях штрихи реальной жизни: уроки, занятия в кружках, интересы и мечты: «Там говорят о Земли притяженье,\Спряжения учат, читают стихи,\Глаголов английских зубрят исключенья…», «Ноты, ритмы, инквизитор.\Пестик, атом, фуэте,\London, краски и Моне.\Топот ног, мяча бросок…», «Одного здесь звука нету:\Смеха девочек не слышно».
У девочек Пансион-это сказка, путь к самостоятельности, счастливый дом. Стихотворения воспитанниц тяготеют к классической манере. Ритм стихотворения Мышева Никиты чем-то напоминает стиль Маяковского. В произведении отчётливо проявляются черты, о которых в своей системе говорила О. Пермякова: «использование профессиональных знаний вне сферы профессионального общения; тенденция к точности номинации, терминологичности словоупотребления; использование стилистически сниженных средств — в данном случае — жаргонных и просторечных выражений: «уши «разевая», «нету», окказиональной сочетаемости слов: «какофония предметов». Эффект энергичного движения в стихотворении достигается отнюдь не глаголами, а рядами однородных существительных. В стихотворении всего 3 глагола, 1 деепричастие и 1 причастие. Зато 30 существительных.
Всего нами рассмотрено 15 стихотворных и 5 прозаических произведений воспитанниц; 30 стихотворных и 11 прозаических произведений воспитанников.
На основе анализа фактического материала попытались составить свою систему критериев дифференциации письменной речи воспитанниц и воспитанников в возрасте от 12 до 15 лет на основе гендерного восприятия окружающего мира.
Таблица 7.
«Критериальная система дифференциации письменной речи воспитанниц и воспитанников по итогам исследования»
Признаки речи девочек через восприятие окружающего мира |
Признаки речи мальчиков через восприятие окружающего мира |
Авторская картина мира, характер сознания |
|
Глубокий личностный эффект описание цвет |
Действие Конкретность детализация |
Проблемно-тематическая специфика |
|
Защита Родины Любовь Цветы, природа Пансион Ощущение Бога Родина Философские раздумья |
Великие люди-защитники Родины Свидание Цветы - секрет названия Природа Училище Религиозные праздники Малая родина |
Основные мотивы произведений |
|
Фольклорные мотивы Большая доля лиризма |
Эпичность, историзм |
Жанр и сюжетно-композиционная организация |
|
Народная лирическая песня «Картина в лирическом обрамлении» Эссе Сказка Послание Ассоциативная композиция Рисование словом Композиционное кольцо |
Марш, баллада «Немой» монолог Рассказ, послание Чёткая композиция |
Речь |
|
Лексико-грамматический уровень: --примеры гиперболизированной экспрессии; --использование слов-интенсивов; --высокая концентрация эмоционально оценочных слов; --стремление к использованию высокой лексики; --использование неопределенных, растянутых во времени, эмоционально насыщенных имен качества и состояния; --частое использование личных и притяжательных и указательных местоимений, прилагательных, причастий |
Лексико-грамматический уровень: --Лаконизм при передаче эмоций и настроений; --цветовая гамма неширока; --терминологичность речи; --нет тяготения к эмоционально-экспрессивной лексике; --есть примеры использования низкой лексики: жаргонизмов, окказиональной сочетаемости слов, просторечия; --частое использование глаголов, деепричастий, существительных. |
Синтаксический уровень: --двусоставные нераспространённые восклицательные предложения, --предложения с причастиями; сложносочинённые предложения. |
Синтаксический уровень: --простые осложнённые предложения с деепричастиями; --деепричастные обороты и сравнительные обороты; --сложносочинённые конструкции. --предпочтение отдано сложноподчинённым предложениям. |
Изобразительно-выразительные средства Эпитеты, метафоры |
Изобразительно-выразительные средства Олицетворения, сравнительные обороты |
Общая характеристика речи: --Стремление к гармоничной коммуникации; --речевое поведение однозначное и открытое, --стремление к полной откровенности, -- в раскрытии художественного образа преобладает метафоричность; --описательный характер речи; --письмо грамотное. |
Общая характеристика речи: --нет стремления к гармонии в речи; --речевое поведение неоднозначное; --нет стремления к полной откровенности; --в раскрытии художественного образа преобладают олицетворения и сравнения; --повествовательный, действенный характер речи; --факультативные знаки препинания. |
III. Заключение
1. Выводы
· круг тем, затронутых воспитанницами и воспитанниками, следующий:
патриотические стихотворения, «Второй дом» — Пансион, КПКУ; окружающий мир, мир человеческих чувств; произведения на вымышленные сюжеты;
· на основе сравнительного анализа литературных опытов воспитанниц и воспитанников с помощью системы О.В. Пермяковой учли возрастные особенности участников исследования и составили собственную критериальную таблицу гендерной дифференциации признаков письменной речи учащихся Пансиона и Краснодарского ПКУ, которая включила в себя следующие разделы:
А.авторская картина мира,
Б. проблемно-тематическая специфика,
В. основные мотивы произведений,
Г. сюжетно-композиционная организация.
Д. речь: лексико-грамматический, синтаксический уровни,
Е. общая характеристика речи.
· установили 4 общие отличительные черты литературной речи воспитанниц и воспитанников:
А.высокая концентрация эмоционально оценочных слов; стремление к использованию высокой лексики — у девочек и отсутствие этого у мальчиков;
Б. преобладание метафоричности; описательный характер речи — у девочек и преобладание олицетворений и сравнений, повествовательный, действенный характер речи — у мальчиков;
В. следующие части речи примерно встретились у девочек: местоимения — 65 раз, прилагательные — 58, причастия — 35; у мальчиков: глаголы — 72, деепричастия — 55, существительные — 47;
Г. предпочтение отдано у девочек сложносочинённым предложениям, у мальчиков — сложноподчинённым предложениям.
В результате исследования мы пришли также к выводу о том, что не существует «немужских» или «чисто женских» тем, есть мужской или женский подход к реализации темы, к раскрытию художественного образа, гендерный набор лексических, морфологических, синтаксических единиц.
Практическое применение данной работы мы видим в том, что она помогает составить представление о лексических, морфологических и синтаксических особенностях речи мальчиков и девочек, о том, что социальный пол отражается и в языке и в мировосприятии. Эта работа может помочь специалистам — психологам и преподавателям — в разработке программ воспитания и обучения девочек и мальчиков с учётом гендерного аспекта их языкового развития.
Исследования будут продолжены, но акцент будет сделан на прозаических опытах воспитанниц и воспитанников.
Список литературы:
- Бородич С.А., Гендерный подход в обучении лексики на материале английского языка.\\ Сборник материалов конференции Минского университета. Минск, 2010.
- Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.И. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании/ Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шемелева. М., 1993.
- Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Педагогика, 1970.
- Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте: учеб. пособие по спецкурсу / Т. Мелешко. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001. — 121 с.
- Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики / С. Охотникова // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: в 2 ч. Иваново, — 2002. — Ч. 2. — с. 273—279. Или [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.a-z.ru/women_cd1/html/gender_issledovanija_v_literature.htm
- Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики / С. Охотникова // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Ч. 2. Иваново, 2002. — С. 113.
- Пермякова О.В. Явление гендерной стилизации в современной женской литературе (на материале французского и русского языков): Автореф. дис. … канд. филол. наук: спец. 10.02.19 / О.В. Пермякова; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. — С. 9.
- Пермякова О.В. Указ. соч. — С. 6.
- Рюткенен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» / М. Рюткенен // Филологические науки. — 2000. — № 3. — С. 5—17.
- Словарь гендерных терминов // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.ow1.ru./gender
- Трофимова Е.И. На руинах «большого стиля»: женская литература в поисках новых гендерных конструктов / Е.И. Трофимова // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.topos.ru/article/2281
дипломов
Оставить комментарий