Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2015 г.)
Наука: Социология
Секция: Обществознание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД
Провоторова Лада
Класс 9 “В”, МБОУ СОШ № 74, РФ, г. Воронеж
Буравков Борис Петрович
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и гуманитарной подготовки Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
Сегодня очень часто мы слышим, что в современном обществе необходимо быть толерантным человеком. Для сосуществования людей разных национальностей, религиозных взглядов, мировоззрений, обычаев предлагаются определенные правила. Постараемся понять полезны ли они.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость) — социологический термин, подразумевающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. Толерантность не означает необходимость принятия образа жизни, религии, но позволяет другим людям возможность жить в соответствии со своими устоями, обычаями, верованиями. Но толерантность не является равнодушием. Она предполагает уважение и понимание людей другой культуры. При этом важным моментом остается сохранение собственных культурных ценностей, уверенности в своих убеждениях. Кроме того, в понятие толерантности не входит потворство социальной несправедливости или навязывание других убеждений. То есть, в обществе должна быть определенная терпимость друг к другу. В настоящее время в мире происходят несколько иные процессы. Мне довелось увидеть своими глазами отношение к мигрантам в Западной Европе. Я часто бываю в Нидерландах, училась в местной школе, общалась с коренными голландцами и иммигрантами.
Когда я приехала в Амстердам в первый раз, мне показалось, что я очутилась в сказочной стране. Уютные улочки, кафе, множество велосипедистов, цветы — все говорило о том, что здесь живут трудолюбивые, доброжелательные люди. Но, с каждым разом мои впечатления становились менее радужными. С годами в Нидерландах появилось много иммигрантов из стран третьего мира, которые, как мне кажется, просто паразитируют в этой стране. Я попала в школу, где учились нидерландские дети и дети мигрантов. Я подружилась с русской девочкой, которая жила в Голландии несколько лет. Она мне рассказала, что подростки из африканских, азиатских стран ведут себя безобразно, не хотят изучать язык и богатую культуру Нидерландов. Могут оскорбить и даже ударить девочек. Никто из взрослых не может их остановить потому, что это связывают с проявлениями расизма, национальной ненависти со стороны коренных голландцев. На уроках постоянно проводятся беседы о том, что нельзя ущемлять права цветного населения. А кто же защитит самих голландцев?
То же самое происходит и в других сферах жизни. Как известно, Нидерланды единственная страна, где разрешено употребление наркотиков, даже у полицейского можно узнать где и по какой цене можно приобрести их. Среди старшеклассников многие регулярно употребляют сильнодействующие, психотропные, наркотические вещества. В школе активно пропагандируются вопросы секса, однополых отношений. Местное население относится ко всему этому спокойно. Однако эти проявления приобретают все большее значение. Большинство мигрантов, находясь в Нидерландах не работают, их пребывание в стране обеспечивает работающий голландец, который исправно платит налоги и вынужден терпеть таких «гостей». Многие из них вынуждены уезжать в другие страны. Разумеется необходимо проявлять терпение и уважение к людям другой национальности, вероисповедания, обычаев, но и они должны уважать законы той страны, которая их приняла. Я видела насколько неуютными, грязными стали те места, где поселились иммигранты. Есть такие кварталы, где бывают только полицейские, и то, по долгу службы. Когда европейцы посещают страны Востока, они должны соблюдать правила поведения, принятые в арабских, азиатских странах. Так почему же, приезжие из этих государств ведут себя неподобающим образом.
В последние дни всех потрясла новость о расстреле журналистов во Франции, которая тоже проводит политику толерантности в отношении иммигрантов. Нельзя одобрить те карикатуры, которые они публиковали, но и убивать людей за это недопустимо. Мне кажется слишком лояльное отношение к приезжим провоцирует конфликты. Ощущение безнаказанности, вседозволенности сквозит в поведении радикальных исламистов. Нельзя насаждать религию насильственным путем. Будда утверждал, что по отношению к другим необходима терпимость. Он провозглашал, в отличие от «современных мусульман», не навязывать учение тем, кто еще не достиг определенной духовной зрелости.
По моему мнению в многонациональной России положение другое. В Российской Федерации главным документом, регулирующим вопросы толерантности является Конституция. Кроме того, есть определенные статьи Уголовного кодекса РФ (ст. 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, ст. 282.Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности.). Не вызывает сомнений Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.): «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
Таким образом, термин «толерантность» в настоящее время имеет как положительное, так и отрицательное значение. Очень часто его трактуют как терпимость к проявлениям агрессии, насаждению религиозных взглядов, иного мировоззрения, культуры. С его помощью пытаются манипулировать сознанием людей, подменяя истинные культурные ценности. Миграция населения в современном мире приобретает все большее значение, не считаться с этими процессами нельзя. Необходимо рассматривать новые возможности мирного и взаимовыгодного существования различных групп людей.
Список литературы:
- Балцевич В.А., Балцевич С.Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003.
- Декларация принципов терпимости принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. М.: ИФ РАН 2003. — 246 с.
- Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. — 477 с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Б. Васильева. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2011. — 576 с.
отправлен участнику
Комментарии (2)
Оставить комментарий