Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОПЕРА «РУСАЛКА» — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА
Прокопышина Екатерина
класс 6 специализации «Теория музыки», МАОУДОД ДШИ № 46, РФ, г. Кемерово
Заиграева Валентина Афанасьевна
научный руководитель, преподаватель теоретических дисциплин МАОУ ДОД «ДШИ № 46», РФ, г. Кемерово
Введение. История создания оперы «Русалка».
Начинает Даргомыжский работу над оперой в 1843 году, после опубликования неоконченной драматической поэмы Пушкина «Русалка». Существует версия, что толчком для написания оперы послужил написанный дуэт для сопрано и контральто «Свободною толпою». Характеризуя свой творческий замысел, композитор писал В.Одоевскому: «Чем больше изучаю наши народные музыкальные элементы, то больше открываю в них разнообразных сторон…
Рисунок 1. Портрет А.С. Даргомыжского
По силе и возможности я в «Русалке» своей работаю над развитием наших драматических элементов». Сначала он изучил народный быт, фольклор, составляя сценарий и либретто. Работал Даргомыжский над оперой 10 лет (1845—1855 гг.). Над музыкальным материалом он особенно трудился в 1853—1855 гг. Замысел оперы родился у истоков «Натуральной школы». Либретто составлял сам композитор, переработав четыре рукописи приблизительно до 1848 года. Даргомыжский очень бережно отнесся к драме Пушкина: 1) он перенес в оперу глубокий и тонкий психологизм; 2) развил народные элементы; 3) значительно сохранил стихи Пушкина. Но композитор не оставил содержание поэмы в неприкосновенности. Он нашел правдивый конец драмы, сохраняющий цельность образа главной героини. Первая постановка состоялась в Петербурге в «Театре-цирке» 4 мая 1856 года под управлением Лядова.
Рисунок 2. Грампластинки с записью оперы «Русалка»
I. Черты драматургии оперы.
Драматургия оперы тесно связана с жанром оперы — психологическая драма. Драматургия – развитие сюжетной линии в соответствии с жанром. Происходит сквозное развитие драматического конфликта. В каждом действии присутствуют свои кульминации.
I действие — завязка (конфликт между Наташей и Князем; отказ в женитьбе; смерть Наташи.) Особая направленность драматического развития.
II действие — развитие (свадьба Князя; появление призрака Наташи
III действие — в разгар свадьбы; тоска Князя на берегу по Наташе).
IV действие — кульминация (сцена встречи с Русалочкой и заманивание
Князя в пучину). Развязка (торжество Русалки — месть свершилась).
«Русалка» в корне отличается от предыдущих опер. Реальность в показе образов присуща Даргомыжскому в «Русалке».
II. Особенности жанра «Русалки» как психологическая музыкальная драма.
А.Трактовка жанра.
Жанр оперы трактуется как психологическая драма. Сохраняя верность Пушкину в центральных и второстепенных сценах, Даргомыжский психологически углубил драму простых людей. Там, где все требования эффективности по драматизму положения сливаются с «правдой» музыкальной, — там для автора «Русалки» полное торжество. Психологический конфликт Наташи и Князя просматривается через всю оперу. Русалка решает отомстить Князю за свою любовь. Это происходит в конце оперы, когда Русалочка заманивает князя в воды Днепра.
Б. Черты жанра в номерах оперы.
Даргомыжский верно определил характер и направление будущей оперы, в которой психологическая драма раскрывается как драма социальная, народная.
Драма героев показана на ярком фоне. Композитор многообразно использовал обрядовую сторону русской жизни, введя игровые и песенные элементы. Стремясь правдиво передать жизнь во всех ее проявлениях, композитор органически сочетает драматические и комедийные, жанрово-бытовые и лирические элементы в номера оперы. Отсюда богатство содержания музыки, ее впечатляющая сила.
Речитатив «Русалки» — правдивый, поэтический и эмоционально — выразительный. Все переживания героев тонкие и едва уловимые, выражены правдиво и просто. Речитатив проникнут широкой распевностью, песенностью; в то же время он верен принципу декламационности.
В. раматургия оперных образов.
Раскрылась она прежде всего в образах Наташи и Мельника.
1) сквозное развитие;
2) углубленность психологических характеристик;
3) цельность и выдержанность индивидульных музыкальных портретов:
1. Развитие образа Наташи.
В центре оперы стоит образ крестьянской девушки (в начале оперы — лиричного тона; в дуэте с Князем — драматизация образа; дальнейшее развитие в дуэте с Мельником; Наташа в IV действии — неукротимая и властная царица русалок).
2. Развитие образа Мельника.
Характеристика Мельника построена на эволюции от жанровости и бытовых черт, к глубокому, яркому драматизму. Так, в начале его арии — лукавый и хитрый старик-отец. Даргомыжский будто «лепит» характер Мельника.
Рисунок 3. Ария Мельника, 1 действие
С развитием событий в его характеристике отпадают житейские черты, он уже — страдающий и любящий отец. В III действии Мельник — помешавшийся старик.
3. Развитие образа Князя.
Образ Князя развивается скромнее. В I действии Князь — одновременно и сострадалец, и себялюбивый барин. Затем предавшись влиянию лирической оперы, композитор приукрашивает Князя — он раскаялся, он вновь любит Наташу.
4. Развитие образа Княгини.
Этот образ отличился цельностью и выдержанностью характера. Ее партия лирична. Ария из III действия наделяет образ исчерпывающей полнотой.
Г. Трактовка хоровых и ансамблевых номеров.
Их трактовка подчинена драматургическим целям. Назначение хоровых сцен — воссоздание бытовой обстановки, в котором протекает действие.
Три хора из I действия передают сельский колорит и являются контрастом к основному драматическому развитию сюжета. II действие — сюита свадебных хоров («Как во горнице»; славление молодых — «Да здравствует наш князь младой»; игровая сценка с хором «Сватушка») и большой финальный ансамбль с хором.
В III и IV действиях хоры и ансамбли играют «оттеняющую» роль.
«Русалка» написана в смешанной форме, то есть наряду с традиционными сольными и ансамблевыми номерами присутствуют и сквозные сцены.
Среди ансамблевых номеров встречаются и традиционные, например,
Дуэт Наташи и Князя («Ласковым ты словом»), Дуэт Княгини и Князя
(«Отныне буду я твоей»). Они несут в себе определенные драматургические функции, являясь музыкально- психологическим обобщением ситуаций. (Терцет «Ах, прошло то время» из I действия;
Квартет с хором из II действия.)
Но главным новаторским достижением Даргомыжского в этой области являются дуэты и терцеты из I и III действия, играющие центральную роль в развитии драмы. Ансамбли Даргомыжского имеют некоторые особенности: 1) преобладание диалогического пения; 2) важное значение речитативов; 3) текучесть, переходящая в сквозное развитие. Такие сцены состоят из последования сольных, речитативных, диалогических, ансамблевых «номеров».
Д. Роль оркестра в обострении психологического конфликта.
При первом знакомстве с партитурой можно сказать, что она ничем не отличается от партитур XIX века. В аккомпанементе Даргомыжского преобладает вертикально-гармоническое начало. Принципы вокальности безусловно доминируют над инструментализмом. В сопровождение преобладает струнная группа оркестра, к которой изредка присоединяются и выдвигаются даже на первый план духовые. Даргомыжский предвещает принцип Чайковского — эмоциональный подъем. Роль деревянных духовых велика в фантастических сценах русалок из IV действия. В использовании меди, арфы и ударных ничего индивидуального нет.
III. Использование цитат в опере.
Тексты для народных хоров Даргомыжский использовал из сборника русских народных песен Сахарова «Сказание русского народа».
1) «Среди двора из-под древа» - I действие «Как на горе»
2) «Ах, девица – красавица…» («Ох, ти, горе великое» (плач)) – I действие «Днепра царица»
3) «Идет коза рогатая» - IV действие Призыв Наташи ( в оркестре) «Тебя, Князь милый, я призываю».
IV. Обобщение и вывод.
Аналогов «Русалке» в русской оперной музыке еще не было. Хотя сюжет этот уже использован неоднократно русскими композиторами. (Давыдов «Леста — приднепр. Русалка»). Серов писал: «Здесь — глубокая сердечная драма между четырьмя лицами с дивным вмешательством мира фантастического.»
«Русалка» — единственная из четырех сценических произведений Даргомыжского, которому преподослана оркестровая увертюра.
Жанр оперы — народно-бытовая лирико-психологическая социальная драма четко доказана музыкальным материалом.
Список литературы:
1.Гозенпуд А.А. Краткий оперный словарь. Киев: Музычна Украйина, 1986. — 295 с.
2.Кандинский А.И. История русской музыки: учеб. пособие. М.: Музыка, 1980. — 440 с.
3.Пекелис М.С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. Т.2. М.: Музыка, 1983. – 313 с.
4.Серов А.Н. Русалка // Современник. 1856. № 1—10.
5.Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература: учеб. пособие. М.: Музыка, 2002. — 141 с.
6.Шорникова М.И. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика: учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 2014 — 286 с.
дипломов
Комментарии (31)
Оставить комментарий