Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 27 мая 2015 г.)
Наука: Культурология
Секция: Мировая художественная культура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБОЧИНА ВСЕЛЕННОЙ СТРУГАЦКИХ И ЗОЛОТОЙ ШАР ТАРКОВСКОГО. (ПО ПОВЕСТИ А. И Б. СТРУГАЦКИХ «ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ» И ФИЛЬМУ А.А. ТАРКОВСКОГО «СТАЛКЕР»)
Соловьева Полина
10-б класс, ГОУ СОШ № 887, РФ, г. Москва
Кохов Павел Юрьевич
научный руководитель, преподаватель истории, обществознания и мировой художественной культуры ГОУ СОШ № 887, РФ, г. Москва
Повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была закончена авторами в 1971 году. В 1973 году Андрей Тарковский, ещё в период работы над «Зеркалом», записал в своем дневнике, что его внимание привлекло новое произведение писателей. В 1974 году Тарковский впервые связался с ними и сообщил, что заинтересован в экранизации повести «Пикник на обочине». Режиссёр также работал в то время над экранизацией романа Ф.М. Достоевского («Идиот») и Л.Н. Толстого («Смерть Ивана Ильича»), начал писать сценарий по роману «Ариэль». Однако к концу 1975 года Тарковский окончательно решил, что будет вместе со Стругацкими работать над сценарием по их повести. Фильм «Сталкер» вышел на экраны в 1979 году.
Авторы этих двух произведений были современниками, жили в одну эпоху, к тому же за основу ими был взят один и тот же материал. Тем не менее, итогом работы каждого из них стали два совершенно разных по сюжету, стилю и жанру шедевра.
Цель работы — рассмотреть связи и противоречия между произведениями киноискусства и литературы, попытаться выявить принципиальные отличия в идеях, способах и художественных методах их воплощения в двух произведениях.
Меня привлек вопрос стилистической принадлежности повести «Пикник на обочине». В подзаголовке произведения обозначен его жанр: «фантастическая повесть». Хотя содержание её, конечно, оправдывает жанровую принадлежность, события, в ней изображённые, не происходят в действительности, многие приёмы и образы позволяют усмотреть в повести признаки реализма как художественного метода.
Для начала, вспомним некоторые из них.
Реализм — (от латинского realis — вещественный, действительный) — художественный метод в искусстве и литературе [8, с. 147].
1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
«Главное здесь в том, что в центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди, вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни» [там же, с. 148]
2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего
мира. Причем, в зависимости от того, на какой из двух объектов направлено внимание автора, существуют несколько типов реализма (критический, психологический и др.).
3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности (типические характеры в типической обстановке).
Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретных» условиях жизни персонажей .
Рассмотрим, какие из указанных признаков реализма присутствуют в повести «Пикник на обочине».
События и действия повести скорее напоминают реальность, а не вымысел. Интересно, что самый фантастический момент — Посещение инопланетянами Земли — не показан в повести. Мы наблюдаем уже последствия этого «визита». Пораженная воздействием непонятных влияний земля оцеплена по периметру сначала условно, а затем и буквально, бетонной стеной. Жители города, ставшие свидетелями и заложниками Вторжения, пытаются существовать в этих условиях, которые точнее всего было бы назвать последствиями катастрофы. Жизнь их сопряжена со многими тяжелыми факторами — болезнями, риском, невозможностью выехать из города. Они обречены доживать в нем свои дни. Модель мира, изображенного в повести, достаточно замкнута, о жизни вне его нам почти ничего не сообщается. Достоверность описанных событий и явлений удивляет читателей, словно бы речь идет не о фантастических, а о вполне реальных делах. Ведь если отбросить причины, приведшие к такому состоянию, то жизнь маленького провинциального городка, столкнувшегося с некой проблемой, бедой (например, войной, блокадой или аварией), и пытающегося как-то выживать в условиях этой беды, так типична и правдива, многократно и ярко проиллюстрирована нам событиями, о которых мы узнаем из средств массовой информации.
По мрачности и безысходности город Хармонт напоминает Петербург в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Страшный беспросветный мир изображают писатели с детальной точностью: темные унылые улицы, пьяные драки в кабаках, дома, брошенные жильцами. Главному герою «Пикника» тоже некуда идти. Отчаяние и страх движут его поступками. Борис Стругацкий в своей статье «Комментарии к пройденному» написал, что мир в повести «изображен грубый, жестокий и бесперспективный» [7, c. 252].
Рассмотрим теперь второй из аспектов реализма. «Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами» [8, с. 150].
Главный герой повести, Рэд Шухарт, без сомнения, заслуживает внимания читателей.
Факт посещения Земли инопланетянами — это не сюжет повести, а лишь её пролог, увертюра, оставшаяся «за кадром». Сюжетом же можно назвать трагический путь главного героя к познанию и постижению самого себя.
Сила воздействия на читателя личности главного героя, сталкера Рэда, такова, что его можно было бы поставить в один ряд с известнейшими литературными героями классики. Социально-психологическая достоверность этого образа огромна.
На протяжении развития действия он претерпевает много изменений.
Меняется его возраст, род занятий и статус. Эти параметры с протокольной точностью фиксируются авторами в повести, сближая ее с хроникой. Сначала ему 23 года, он лаборант Хармонтского филиала Международного института внеземных культур и холост, затем 28 лет, он женат, без определенных занятий. И 31 год. Изменения главного персонажа авторы выводят на первый план, в названия глав, акцентируя свое внимание на его личности, указывая на превосходство психологического анализа.
Сначала он легкомысленный, веселый, смелый юноша, уже узнавший цену деньгам, для которого Зона — не только средство наживы, но и способ получить острые ощущения, разнообразить серые будни.
Затем его цель — прокормить семью, заработать средства к существованию. Но такая деятельность заканчивается тюрьмой. Трагизм усиливается.
И, наконец, в последней главе Рэд — отчаявшийся, сломленный судьбой, идущий на страшное преступление (убийство невинного юноши) ради своей дочери человек.
«Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.» — эти слова американского писателя Р.П. Уоррена Стругацкие сделали эпиграфом к повести. Они так точно передают образ главного героя произведения.
Мы убедились, что, создавая свою фантастическую повесть, А. и Б. Стругацкие использовали для работы «инструменты» и приёмы реализма как художественного метода.
Отдельно хотелось бы остановиться на разнообразии осмысления понятия «Зона».
Образ «ЗОНЫ» в «Пикнике на обочине» не имеет почти никакого символического смысла. Хотя её можно считать одним из действующих лиц произведения, достаточно вспомнить многочисленные разновидности её осмысления:
Зона — трудная работа. «Но когда в Зону выходишь, то уж одно из двух: либо плачь, либо шути, а я сроду не плакал.» — говорит о себе Рэд.
Зона-источник наживы. Вот как говорит об этом Рэд: «сталкеры — люди грубые, им только капусту подавай…»
«Зона-дьявольский соблазн» — об этом кричит в баре «антисталкер» Гуталин, который занимается доставкой предметов из Зоны обратно. «Дьяволу дьяволово». Этот персонаж изображён гротескно. Рэд да и сами авторы скептически относятся к высказываниям этого горе-проповедника. Попытка изобличить сатанинское начало, идущее из Зоны не находит в повести отклика (да и не могло быть иначе в годы её написания), хотя Гуталин — один из положительных персонажей. Его имя созвучно имени жены Шухарта.
Зона-источник знаний,- так считает благородный и умный молодой учёный Кирилл Панов, работавший в международном институте по изучению следов Посещения, один из тех энтузиастов и героев науки, которыми может гордиться человечество, Зона — это «свалившиеся с неба ответы на вопросы, которые мы ещё не умеем задать».
Зона-смерть. Это значение приобретает она в последней главе. Даже отвратительная вонь ассоциируется у читателей с образом ада, мрачной преисподней.
В фильме Тарковского А.А. «Сталкер» образ «ЗОНЫ» имеет сугубо символическое и философское значение. Она символизирует ирреальное, мир иллюзий.
Зона — это некая духовная практика, которая уводит желающих из реальности. Перемещения в Зону всегда проходят вместе с опытным проводником, Сталкером. Он не только сопровождает людей к заветной Комнате, но и помогает вообще вырваться из круга жизненной суеты. В ней заключён весь смысл жизни Сталкера: «У меня и так уже всё отняли — там, в том мире. Всё моё — здесь, в Зоне. Свобода моя — в Зоне, счастье моё — в Зоне...»
В результате тяжёлой работы над сценарием Рэд Шухарт превратился в Сталкера.
Образы главных героев в «Пикнике» и в «Сталкере» содержат нечто общее — это трагедия человека в мире всевластия вещей. И один, и второй не представляют себе жизни без Зоны.
В фильме Тарковского первое, что встречает зрителя в Зоне- яркий цвет зелёной травы. (До этого изображение было черно-белым). Постановка кадра с этой травой длилась часами. Художнику приходилось буквально кисточкой подрисовывать травинки, ползая на четвереньках. Эта яркость цвета символизирует другой мир, нереальный, странный. Трудно сказать, добрый или злой. Просто- другой. Тогда как у Стругацких Зона- все-таки в большей степени это боль, кровь, смерть и страдания.
Сюжет картины, в основном, концентрируется вокруг трёх героев, их споров и действий. Их образы несут каждый своё философское начало. Профессор — научный материализм, Писатель — мировоззрение художника, выродившееся в цинизм; дочь — чудо и мистика. Наконец сам Сталкер — это вера.
Из всех ипостасей ЗОНЫ у Стругацких А.А. Тарковский выбрал только одну. Фильм имел рабочее название «Машина желаний». Почему исполняются не все желания? В ответе на этот вопрос и есть моральная оценка состояния души человека. Достоин ли он загадать своё желание, и что кроется на дне его души? Образ «ЗОНЫ» восходит к архетипическому пониманию некой Высшей силы. «Я ведь не ради денег сюда приводил... и шли они сюда не ради денег... как в церковь... как к богу...».
Почему же никто из пришедших не заходит в Комнату? Никто из них так и не решается ничего попросить? Почему не следуют знаменитому библейскому правилу: «Стучите, и вам откроется»? Режиссёр отвечает словами своего персонажа. Только самым светлым и чистым открывается эта дверь. Кстати, может быть, поэтому у Тарковского нет Золотого шара, а есть комната. А в сценарии и вовсе — «террасочка» — пространство без дверей. Казалось бы — вот оно любое исполненное желание. Но люди сами воздвигают эти непреодолимые преграды, стены. двери на пути своего же счастья, черствея душой. озлобляясь, жестокосердствуя. Вот и получается, прежде чем попросить. надо задуматься, а что скрывается в глубине души, и как бы это что-то не вырвалось наружу.
Притча Тарковского переносит нас в сферу теософских раздумий о праведных душах, молитвы которых всегда будут услышаны.
В заключение хотелось бы вспомнить, что Борис Стругацкий так написал в своей статье «Комментарии к пройденному»: «Повесть все еще продолжает жить, и, может быть даже, доживет до XXI века». Его слова опять оказались пророческими. Два великолепных образца человеческой мысли, огромного эмоционального труда, таланта и движения сердца так и живут и остаются связанными друг с другом, при этом остаются невероятно непохожими произведениями, рассказывающими о двух разных мирах- реальном и иррациональном.
Список литературы:
- Вишневский Б. Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда. Издательство Союза писателей Санкт-Петербурга ISBN 978-5-4311-0059-8; 2014 г.
- Неизвестные Стругацкие. Письма. Рабочие дневники. 1963—1966 гг. АСТ, Сталкер, НКП.
- Николаев П.А. Словарь по литературоведению. © 2004,"Научная Сеть".
- Перепелкин М.А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания, 2010 Самарский университет.
- Солоницын А. Повесть о старшем брате. Зеркало Анатолия Солоницына, М.: Книга 2009.
- Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Пикник на обочине: фантастическая повесть. М.: АСТ, 2013.
- Стругацкий Б.Н. Комментарии к пройденному. М.: АСТ, 2013.
- Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.Д. Литература: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1988.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий