Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 сентября 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Мунько Анастасия
10 «Г» класс, МБНОУ «Городской классический лицей», город Кемерово
Дяденко Дмитрий Васильевич
научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель истории,
МБНОУ «Городской классический лицей», город Кемерово
Введение.
Большую роль в жизни человека, в его становлении и развитии играет вера. Человек обращается к церкви, когда он переживает самые драматические моменты в жизни. Если же к Церкви обращается не единицы, а общество, то в этом обществе происходят глобальные изменения. Пожалуй, одним из самых ярких таких примером является действия православной церкви во время Смуты. Ведь, как мы все знаем, причиной формирования Второго ополчения, которое освободило Москву от польской интервенции, стало письмо патриарха Гермогена.
Но одним из сложнейших этапом в нашей истории стал распад Советского Союза, где была своя идеология. С распадом же она пришла в негодность. Тогда в духовной жизни в обществе образовался вакуум, который начала заполнять Русская Православная Церковь. Люди потянулись к вере, найдя в ней последнюю соломинку к спасению не только себя, но и всё общество, а значит, страну. Сейчас же Церковь занимает довольно большое место в жизни страны: глава государства присутствует на праздничных литургиях, снимаются фильмы о Церкви, у РПЦ есть свои каналы на Телевидении. Также, хочется отметить то, что в национальном проекте «Имя России» победил святой Александр Невский, которого представлял нынешний Патриарх Кирилл. Поэтому тема о Русской Православной Церкви в постсоветской России является актуальной.
Историографию этой проблемы можно разделить на:
1. работы религиозных деятелей, которые обладают одним существенным минусом: в них даётся оценка только со стороны церкви;
2. работы светских учёных. Таких работ очень мало и они описывают процессы с социологической и философской точек зрения. Поэтому, выбранная мною проблема ранее не изучалась подробно со стороны истории. В этом и заключается новизна исследования.
Цель моей работы: анализ изменения положения православной церкви в общественно-политической жизни постсоветской России. Исходя из поставленной цели, определим задачи:
1. исследовать предпосылки усиления роли церкви во время Великой Отечественной войны
2. рассмотреть истоки роста влияния Церкви на общество во время Перестройки
3. изучить влияние Церкви на политику постсоветской России
4. проанализировать влияние Церкви на общественную жизнь постсоветской России
5. установить влияние Русской Православной Церкви на культуру России
Объект исследования — православное мировоззрение во время Великой Отечественной войны
Предмет исследования — социально-философские аспекты роли Русской Православной Церкви в общественно-политической и духовной жизни постсоветской России
Источниками для моей работы стали:
1. Нормативно-правовые акты. Эти источники не могут дать целостного представления об обществе во время принятия того или иного нормативно-правового акта, они только показывают необходимые меры без их оценки.
2. Дневники, воспоминания и мемуары. Эти источники не отражают полную картину представления об обществе, а только отражают воспоминания отдельных участников, которые не всегда объективны.
3. Периодические издания не могут показать проблему с нескольких позиций.
4. Статистика представляет собой обработку некоторого сырого материала, каким являются бланки переписей, хозяйственных обследований и т. п.
5. Фотографии, поскольку они служат достоверностью тех фактов, которые описываются в работе.
Рассмотрев виды источников, можно определить, что работа будет иметь междисциплинарный характер, поскольку в ней будут задействованы такие науки как социология, политология, философия и культурология, но основной уклон будет сделан в пользу истории. Также, в работе будут привлечены данные из краеведения из истории Кемеровской и Томской областях.
Метод исследования — проблемно-хронологический, который исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в её постепенном развитии.
Хронологические рамки, которые будут рассматриваться в работе, составляют с 1941 года по 1945 год. Данный период охватывает всю Великую Отечественную войну (1941—1945 года), в это время было разрешено проводить в церквях литургии, разрешалось проводить церковные обряды (крещение, причастие и отпевание). Церковь жертвовала огромные суммы на строительство танков, самолётов, самоходных установок и другой техники. Но, главное событие, которое произошло в эти военные годы — избрание Патриарха всея Руси, которым стал местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий.
Основная часть.
С началом Великой Отечественной Войны политика советского руководства по отношению к русской православной церкви изменилась. Доказательства этому мы видим на событии, произошедшем в Кремле в ночь с 4 на 5 сентября, — встреча И.В. Сталина с митрополитами Алексием, Сергием и Николаем. Заметим, что до этого советская власть проводила только антирелигиозную политику, особенно жестоко проявившуюся в 1937—1941 годах. Уже в самом начале 1937 г. разворачивается кампания массового закрытия церквей. На заседании 10 февраля 1937 года комиссия по культовым вопросам рассмотрела 74 дела о ликвидации религиозных общин и высказалась отрицательно по поводу закрытия церквей только в 22 случаях, а всего за год закрыли более 8 тысяч церквей. В результате этого опустошения и разорения на огромных просторах РСФСР осталось около 100 храмов, почти все в больших городах, в основном, тех, куда пускали иностранцев. Эти храмы так и называли «показательными». Количество арестованных и расстрелянных церковнослужителей мы видим в Таблице № 1. Из неё следует то, что советская власть пыталась искоренить в гражданах ту веру, которую исповедовали их предки XI веков. Репрессии, которым подверглось духовенство, были огромны. Так, из всех архиереев остались на своём посту только трое: митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Дмитровский и местоблюститель патриаршего престола Сергий (Воскресенский) и архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями. Поэтому личная встреча вождя всех народов и иерархами православной церкви во время войны имела огромное значение, как и для православной церкви, так и для жизни всей страны. Приём архиереев происходил ночью и по описаниям не только священнослужителей, но и Г.Г. Карпова [5] решение И.В. Сталина была неожиданной для многих:
«… на даче т. Сталина, я получил указание позвонить митрополиту Сергию и от имени Правительства передать следующее: "Говорит с Вами представитель Совнаркома Союза. Правительство имеет желание принять Вас, а также митрополитов Алексия и Николая, выслушать Ваши нужды и разрешить имеющиеся у Вас вопросы. Правительство может Вас принять или сегодня же, через час-полтора…
Тут же, в присутствии т. Сталина, созвонившись с Сергием и отрекомендовавшись представителем Совнаркома, я передал вышеуказанное и попросил обменяться мнениями с митрополитами Алексием и Николаем, если они находятся в данное время у митрополита Сергия. Двумя часами позднее митрополиты Сергий, Алексий и Николай прибыли в Кремль, где были приняты т. Сталиным в кабинете Председателя Совнаркома Союза СССР. На приеме присутствовали т. Молотов и я».
Решение И.В. Сталина встретиться с митрополитами было неожиданностью для всего его ближайшего окружения. Несмотря на то, что встреча не была тщательно подготовлена, она была очень плодотворной. Ведь, на ней обсуждались очень важные вопросы, такие как: открытие богословских курсов, издание журнала московской патриархией и избрания патриарха. Также И.В. Сталин отметил деятельность православной церкви с начала войны:
«Тов. Сталин сказал, что Правительство Союза знает о проводимой ими патриотической работе в церквах с первого дня войны, что Правительство получило очень много писем с фронта и из тыла, одобряющих позицию, занятую церковью по отношению к государству. Тов. Сталин, коротко отметив положительное значение патриотической деятельности церкви за время войны, просил митрополитов Сергия, Алексия и Николая высказаться об имеющихся у патриархии и у них лично назревших, но неразрешенных вопросах» [5, с. 44].
Беседа лидера СССР с иереями продолжалась 1 час 55 минут и её результатом стала программа официального возрождения русской православной церкви и церковной жизни в Советском Союзе. Самой важной темой встречи стал вопрос об избрании патриарха:
«Митрополит Сергий сказал т. Сталину, что самым главным и наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве церкви, т. к. почти 18 лет является патриаршим местоблюстителем и лично думает, что вряд ли где есть столь продолжительные вреды, что Синода в Советском Союзе нет с 1935 г., а потому он считает желательным, что Правительство разрешило собрать архиерейский Собор, который и изберет патриарха, а также образует орган в составе 5—6 архиереев» [5, с. 43].
После одобрения этой идеи 8 сентября был созван Архиерейский собор, на котором путём тайного голосования был избран патриарх всея Руси — местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий. С этого момента у русской православной церкви появился глава, и началась централизация всех процессов, происходивших в РПЦ. Власть советов занимает активную позицию в отношениях с православной церковью — через несколько дней после избрания главы РПЦ (а именно, 14 сентября) было принято постановление СНК об организации Совета по делам Русской Православной Церкви во главе с Г.Г. Карповым. Первоначальной задачей настоящих институтов являлось осуществление связи между советскими и религиозными органами и содействие духовенству в воссоздании церковных структур. С этого момента начинает меняться религиозное законодательство. Так, например, 28 ноября 1943 г. было принято постановление Совнаркома № 1325 «О порядке открытия церквей», а 1 декабря 1944 — «О православных церквах и молитвенных домах». Также православная церковь теперь имела право открывать финансовый счёт, с которого она перечисляла огромные суммы на фронт.
Вместе с этим приостанавливалась, а позднее закрывалась деятельность антирелигиозных газет и журналов, был распущен «Союз воинствующих безбожников», а журнал «Под знаменем марксизма» переориентировался на публикацию историко-патриотических статей, но вскоре, в 1944 году был окончательно закрыт. Тогда же была ликвидирована антирелигиозная секция при институте философии Академии наук СССР, а Центральный музей истории и атеизма прекратил своё существование.
В некоторых городах, в частности в Ленинграде и Москве, отменяли комендантские часы для проведения крестных ходов. Мы можем наблюдать на фотографиях времён Великой Отечественной войны, что на крестные ходы приходило довольно много людей, несмотря на яростную антирелигиозную политику советской власти прошлых лет. Люди, оставшиеся в тылу, обращались к церкви за помощью, за моральной поддержкой в те, нелёгкие годы войны…
Почему же советская власть решила идти на уступки православной церкви? Прежде всего, она исходила из постулата: «Цель оправдывает средства». В отношениях с церковью И.В. Сталин поступает прагматично, вопреки действующей идеологии. Такие противоречащие шаги были характерной чертой советской внутренней и внешней политики. Советское руководство хорошо понимало, что победить можно только аккумулировав все духовные и материальные силы народа. Достичь такого результата, опираясь только на марксизм-ленинизм, невозможно. Необходимо основываться на всеобъемлющую идею- идею борьбы добра и зла. И в эти моменты советское руководство обращается к русской православной церкви, которая уже с начала войны приняла сторону защиты страны от немецких захватчиков.
Именно об этом сказал местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий пастве во время литургии. Тогда же он и объявил о войне. В своей речи [6] он призывал бороться с захватчиками, показывая яркие примеры из истории Отечества. Так, он вспоминает подвиги святого князя Александра Ярославовича Невского, которому по легенде помогали святые братья Борис и Глеб; или говорит о Дмитрии Донском, которого благословил на битву Сергий Радонежский. Митрополит Сергий пишет о том, что Православная церковь всегда была с русским народом, помогая ему в различных ситуациях, и сейчас, когда Родине грозит опасность, она не оставит людей:
«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг» [6, с. 21].
Заметим, что И.В. Сталин выступил с речью к советским гражданам только 3 июля, то есть через 10 дней после начала войны. Обратим внимание на то, что в свою речь вождь народов начал со слов: « … братья и сестры!» [2, с. 210], как обычно обращаются к верующим священнослужители. Эти слова объединяют весь народ перед лицом врага.
После разрешения советской власти иметь русской православной церкви иметь финансовый счёт, церковь начинает перечислять на военные нужды фронта немаловажные суммы. В первый же год войны православные храмы Москвы передали в Фонд обороны более 3 миллионов рублей, церкви Горького и Куйбышева, вместе взятые, передали фронту более 6 миллионов рублей. Церковь объявила сбор средств во всех действовавших храмах в особый Фонд помощи детям, Московская Патриархия первой сдала 1 миллион рублей. Всего за годы воины Московской Патриархией, духовенством и верующими было собрано более 300 миллионов рублей без учета пожертвованных ценностей и вещей. В 1942—1944 годах во многих республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 танков, которые митрополит Николай 7 марта 1944 года от Московской Патриархии передал Красной Армии. Танки из колонны имени Димитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью имени Александра Невского. Помимо этого православные верующие принимали активное участие в сооружении танков и самолетов по инициативе населения их областей, духовенство и верующие Новосибирска пожертвовали 110 тысяч рублей на строительство сибирской эскадрильи «За Родину».
Помимо материальной помощи многие православные священнослужители сами добровольцами отправляются на фронт, где совершают героические подвиги. Поэтому разрешение советской власти с осени 1943 года к награждению государственными орденами и медалями священнослужителей и активных верующих не вызвало огромного удивления. Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда», а медалью «За оборону Москвы» были награждены священнослужители Московской и Тульской епархий. Всего за патриотическую деятельность 40 священнослужителей.
Те, иереи, которые остались в тылу поддерживали матерей, жён, сестёр и детей, ждущих своих сыновей, мужей и отцов домой. В эти трудные моменты церковь находила такие слова, которые проникали всем в душу и помогали каждому в борьбе за свою Родину, Отчизну, за будущее своего народа, своих детей, за чистое небо над головой будь он на фронте или в тылу… Подлинным же примером мужества является поведение православного духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда. Находясь в осажденном городе, Ленинградский митрополит Алексий служил литургии в Никольском Морском соборе и других храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с патриотическими воззваниями к клиру и верующим епархии. Его примеру последовали многие ленинградские священнослужители, которые не прекращали пастырской службы о верующих, совершали литургии, отпевавали погибших, оказывавали посильную помощь медикаментами и дровами из приходских запасов. Также многие десятки клириков православной церкви служили Родине, подбадривая и помогая ленинградцам, собственным героизмом, который порой стоил им собственной жизни.
Церковь помогла аккумулировать силы не только внутри страны, но и за её пределами. Таким примером является деятельность белых эмигрантов. Они жертвовали не малые суммы на спасение Родины от немецких захватчиков, несмотря на то, что не поддерживали советскую власть. Они не могли отказать церкви, поскольку считали её опорой государства российского. Поэтому именно обращение православной церкви к ним показало неравнодушие эмигрантов к судьбе их Отчизны.
Церковь личным примером показывала истинное служение своей Родине. Выступив в начале войны против немецко-фашистских захватчиков, православная церковь призывала весь русский народ бороться с захватчиками, в не зависимости от их отношения к советской власти, поскольку обращалась не марксизму-ленинизму, а к таким простым понятиям, как Родина и патриотизм. Также именно церковь начала обращаться к подвигам наших предков, таких как Александр Невский и Дмитрий Донской, которых знал каждый. Благодаря тому, что на защиту Отчизны встал весь народ от мала до велика страна одержала победу над фашистской Германией. И в этой победе русская православная церковь сыграла немаловажную роль.
Во время Великой Отечественной войны изменились не только отношения между советской властью и церковью, но и сама церковь. Такое изменение произошло благодаря выбору патриарха в 1943 году. Это событие стало архиважным, поскольку у русской православной церкви появился глава, что помогло централизации церкви. Теперь восстанавливалась строгая иерархия церквей, но поскольку многие храмы были разрушены, православная церковь жертвовала огромные суммы на открытие новых молитвенных комнат и на ремонт храмов, появлялись первые послереволюционные школы для желающих стать священнослужителями. Но не всегда райсоветы давали разрешения на открытие церковных учреждений. Это мы видим из статистических данных о соотношении заявлений об открытии молитвенных зданий русской православной церковью и их регистрации в Кемеровской области. Заметно, что большинство заявлений было отклонено, поэтому развивались такие явления как «попы-передвиженцы»: священники, переезжая из одного населённого пункта в другой, обслуживали религиозные потребности населения. Также появилось «самосвятство» — верующие сами объявляли себя посвящёнными в сан и проводили религиозные обряды. Так, уполномоченный по делам православной церкви в отчёте за 1945 год констатировал, что во многих сёлах и деревнях верующие явочным порядком беспрепятственно собираются для моления в частных домах и за отсутствием священника обязанности служителей культа выполняют женщины.
В итоге к 1947 году в Сибири было зарегистрировано 101 православное общество, в том числе в Кемеровской области — 15 православных церквей, из которых 10 — молитвенные дома; а в Томской области всего было открыто 3 храма и 1 молитвенный дом. Эти данные показывают нам то, что церковь, после избрания патриарха, начинает восстанавливать свои духовные приходы, также очень многие прихожане помогали отстраивать церкви, и служили литургии, поскольку было очень мало священнослужителей.
В заключении хочется отметить, что возрождение деятельности церкви, вызванное уступками советской власти, получило широкий отклик в сердцах простых граждан, которые воевали на фронте или сражались в тылу. Советское руководство, понимая какую помощь (и материальную, и духовную) оказывала православная церковь и на фронтах, и в тылу, делает несколько шагов в сторону потепления отношений с русской православной церковью: был избран патриарх, в крупных городах начали отменять комендантские часы для проведения крестного хода, были возвращены из ссылок и лагерей многие священнослужители, стали действовать приходы, открывались молитвенные комнаты и многое другое. Но и действия православной церкви существенно помогали фронту, так, например, была организована танковая колонна имени Димитрия Донского, существовала авиаэскадрилья имени Александра Невского; многие священнослужители шли добровольцами на фронт, где совершали многочисленные подвиги, за которые потом были вознаграждены. Эти меры советского руководства были большим прогрессом для власти, которая изначально отрицала институт церкви.
Приложение № 1.
Таблица 1.
Количество арестованных и расстрелянных священнослужителей русской православной церкви в годы яростной антирелигиозной политики советского государства
год |
арестовано |
Расстреляно |
1937 |
136 900 |
85 300 |
1938 |
28 300 |
21 500 |
1939 |
1 500 |
900 |
1940 |
5 100 |
1 100 |
1941 |
4 000 |
1 900 |
Список литературы:
1.Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 гг. М.:ИРИ, 2001.
2.Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939—1958 (Дискуссионные аспекты). М., 2003. — 380 с.
3.Волчек В.В, Адаменко А.М., Овчинников В.А.. «Русская Православная Церковь юга Западной Сибири (XIX—XX): исторические очерки/ Кемеровский университет; ред. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. — 319 с.
4.Выступление по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И.В.СТАЛИНА. 3 июля 1941 года.
5.Записка г. Г. Карпова о приеме и. В. Сталиным иерархов русской православной церкви.
6.«Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 года.
7.Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941—1946 М.:АИРО-XX, 1999, — С. 69.
8.Шкаровский М.В. Русская православная церковь про Сталине и Хрущёве. М.: Крутицкое патриаршее подворье и др.,2000.
дипломов
Комментарии (14)
Оставить комментарий