Статья опубликована в рамках: C Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 апреля 2021 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П.ЧЕХОВА: ПЕЙЗАЖИ, ПОРТРЕТЫ И ДЕТАЛИ, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена роль и особенности категории «описание» в рассказах А. П. Чехова. Проанализированы свойства и типология пейзажа, портрета и детали, их семантическая значимость при выявлении идейно-тематического содержания произведений писателя. Определены основные теоретические положения, роль и ключевые задачи читательских компетенций. На примере анализа рассказов А.П. Чехова были представлены пути реализации читательских компетенций в современной школе, их значимость в формировании осознанного понимания теста как важной составляющей достижении полноценного развития обучающихся.
Ключевые слова: читательские компетенции, А.П. Чехов в школе, пейзаж, деталь, портрет.
Понятия «компетенция» и «компетентность» являются основными терминами, которые включены в подход компетентностного типа. Часто данные понятия ошибочно подменяют друг другом, либо ошибочно воспринимая в качестве синонимичных определений. Так или иначе, но данные определения абсолютно отличны друг от друга, хотя имеют тесную и взаимную связь друг с другом.
Сальникова О.С. придерживается точки зрения о том, что термин «читательские компетенции» означает комплекс прямо связанных друг с другом ориентиров смыслового характера, касающихся чтения как процесса (интересы читателя, мотивы, понимание важности чтения для жизни), восприятия ребенком чтения, читательских навыков и литературоведческих познаний, которые требуются для осуществления учеником своей общественно и личностно важной деятельности в ходе литературного образования в частности и жизни в общем.
Чабанова Т.А. придерживается точки зрения о том, что термин «читательская компетенция» целесообразно воспринимать в качестве возникшей у ребенка способности к четко ориентированному личностному осмыслению и понимаю читаемых книг. При этом данная способность формируется вовремя или после чтения.
По мнению Гончаровой Е.Л., понятие «читательская компетентность» представляет собой определенную способность трансформировать содержательную часть текстового повествования в содержательную часть личностного читательского опыта [5, с. 13].
В указанных выше формулировках выделяется то, что термин «читательская компетентность» подразумевает наличие прямой взаимосвязи между опытом применения сведений из изученного текста и читательскими навыками с целью разрешения актуальных проблем. В данном контексте рассматриваемое понятие представляется синонимичным термину «грамотность читателя» («читательская грамотность»).
Таким образом, проанализировав представленные трактовки, мы приходим к выводу, что компетенция читателя представляет собой знание и понимание литературных норм, правил и законов, дающее возможность усваивать тексты художественной направленности. Делать это осознанно, и, опираясь на литературоведческую теорию, видеть свойства формального уровня текста, структуры текста, что позволит, в итоге, доказательно делать выводы о содержательном уровне, об идейно-философском, религиозно-нравственном и художественном потенциале произведения. Соответственно, под определением «читательская компетенция» следует понимать свойство личности, связанно с уровнем владения читательской компетенцией, а также со способностью своими силами формулировать суждения и решения вследствие анализа текстовых повествований художественной направленности.
Художественное описание играет важную роль в организации структуры произведения любого рода литературы – эпоса, лирики, драмы. При этом в зависимости от рода произведения, его авторы пользуются разными приемами и методами описания. В литературоведческой сфере выделяют три разновидности описаний художественной направленности: интерьер, пейзаж и портрет. В большинстве случаев знакомство с человеческой личностью начинается с внешнего вида. Именно по этой причине многие писатели приводят в своих художественных работах подробное описание внешности героев повествования, изображая целостные портреты данных героев.
Следует представить наиболее распространенные определения понятия «портрет». Напомним, что в контексте произведения литературного типа портрет представляет собой изображение внешнего вида действующих персонажей: одежды, лица, стиля поведения и пр. Роль портрета в художественном произведении и его характер бывают различными. В большинстве случае литературные работы содержат так называемый психологический портрет, в содержании которого автор, с помощью внешнего вида персонажа, имеет стремление продемонстрировать читателю особенности его характера и духовный мир. Таким образом, в контексте литературной работы портрет следует воспринимать в качестве разновидности описания художественного характера, отображающей внешность героя с максимально ярко выраженных в восприятии автора аспектов. Портрет – это крайне значимый «инструмент», дающий возможность изобразить отличительные особенности персонажа художественно-литературного произведения.
Раскрывая описание интерьера, автор углубляется в выявление человеческой сущности, души героя, потому что человеческое жилище отражает наше внутреннее содержание, т.е. раскрывает духовный мир. В литературной сфере под термином «интерьер» понимается художественное отражение содержания помещений. В раскрытии характеристики персонажа художественно-литературного произведения интерьер представляется крайне важным, т.к. он дает возможность сформировать обстановку, которая требуется для реализации задумки автора. Автор, применяя интерьер, имеет возможность продемонстрировать значимые перемены в характере персонажей за тот или иной отрезок времени в рамках художественно-литературного произведения.
Пейзаж – другая разновидность описания художественного характера. В сфере искусства данное понятие представляет собой художественное отображение природных мест. Если говорить более конкретно, то термин «пейзаж» целесообразно понимать в качестве жанра изобразительного искусства, разновидности описания художественного характера, в котором в качестве главного предмета выступает какой-либо населенный пункт, природное место, архитектурное сооружение и пр.
В литературоведческой сфере термин «пейзаж» означает значимый «инструмент» изображения задумки автора, подчиняющийся нормам соответствующего направления (символичный пейзаж, натуралистический пейзаж, сентименталистский, романтический и пр.), жанра (сельский, морской, городской и другие пейзажи), а также авторским целям: отобразить положение персонажа, произвести противопоставление окружения воззрениям человека, выделить взаимосвязи композиционного характера, отмечающиеся между компонентами литературного произведения, изобразить таинство природу и ее независимость от человека и пр. [11, с. 105]. Вместе с тем, пейзаж способен и исполнять более сложно устроенную и многоаспектную функцию, выступая неким ориентиром для замысла автора, реализуя авторские философские воззрения относительно человеческой личности и окружающей действительности.
Подробное и целенаправленное изучение описаний и деталей играет важную роль в развитии читательских компетенций школьников. Обращение к деталям, способность их замечать и интерпретировать являются важными условиями глубокого понимания как смысла художественного произведения в целом, так и характеристик отдельных персонажей и сюжетных линий. Внимание к деталям развивает у читателей-школьников способность к вдумчивому чтению, перечитыванию текста, практически заставляет задуматься о значении тех или иных деталей, узнать их сокровенный смысл.
Одним из значимых свойств поэтики и стиля прозы А.П. Чехова является удивительная наблюдательность и проницательность, устремленность на всех этапах развития повествования к глубокому пониманию человеческой личности, что закономерно требует применения возможностей детализации и описания. Огромная роль деталей, четко ориентированных штрихов в прозе А.П. Чехова позволяют невероятно выразительно раскрывать черты человеческого характера, образ природного пространства, образ эпохи и вещи. Писатель отличался существенной избирательностью в выборе мелких деталей, постоянно их по нескольку раз перепроверял. Именно по этой причине в его литературно-художественных работах напрочь отсутствовали какие-либо случайности.
В работах Чехова не было такой, казалось бы, значимой информации, как биографии и родословная персонажей. Главным «инструментом» раскрытия описания выступал портрет. Впрочем, даже он в чеховских художественно-литературных произведениях был нестандартным. Так, составляемые Чеховым портреты не содержали описания глаз, волос и прочего, то есть практически отсутствовала стандартная описательность и живописность образа. Однако это не лишило чеховский портрет столь важной для литературы рубежа XIX – XX веков пластичности, объемности создаваемого образа. Писатель делает акцент на паре-тройке самых верных деталей, чего было абсолютно достаточно для формирования целостного образа. Значимость мелких деталей и описаний Чехова нами будет продемонстрирована на примере таких художественно-литературных произведений, как «О любви», «Крыжовник», «Ионыч».
Так, в «Ионыче» деталь выступает своеобразным средством идентификации оценки претензий со стороны семейства Туркиных относительно их интеллигентности. Столь значимый для современного Чехову дискурса вопрос о роли интеллигенции, её задачах, взаимодействии с народом строится, в том числе, на нескольких четких деталях, актуализирующих чувственное восприятие (запах и звук). Создается смысловая антитеза: с одной стороны, высокие претензии на функции интеллигенции и реализацию художественных талантов, с другой – откровенная демонстрация гостеприимства, хлебосольного характера хозяев, обстановки уюта и комфорта («в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком»), что формирует упрощенно-бытовую оценку семейства Туркиных, разоблачает их мещанское понимание красоты и науки. Туркины собирают у себя круг якобы почитателей-знатоков, но, скорее, речь идет о почитателях их повара, а не музыкальных дарований дочери. Пение соловьев в тенистом и старом саду, аромат цветков сирени – все это позволяет акцентировать внимание читателя на подлинной красоте, при этом ничего сверхъестественного в простом и прекрасном пространстве сада Чехов не видит, это тоже вполне бытовое и обыкновенное описание провинциального уклада жизни, то есть настоящая красота – в правде, в естественности, а не в том, чтобы соответствовать модным эстетическим представлениям. Можно получать удовольствие и от вкусного обеда у Туркиных, но нельзя, чтобы искусство и музыка подавались как одно из блюд.
В чеховских деталях (описательных и мотивных) заключаются самые значимые аспекты раскрытия сюжетного движения и характеристики персонажей. Все лишнее автор попросту опускает. Деталь дает возможность литератору повышать плотность времени. В частности, Алехин, главный герой рассказа «О любви», говорит, что изначально он селился в парадных помещениях, велел, чтобы после обеда и завтрака ему приносили ликеры и кофе, читал перед сном издание «Вестник Европы», что для современного Чехову читателя сразу говорило о старинном укладе жизни и мышления героя, о его патриархально-помещичьих привычках. Однако с течением времени Алехин «скатился» к низам: он начал трапезничать на кухне простолюдинов, закончились ликеры, не было достаточного времени для чтения газет, а свидетельством былой роскоши являлись лишь слуги. Вся жизнь действующего персонажа радикальным образом поменялось. При этом писатель не приводит на это непосредственных указаний. Тем не менее, читатель данные перемены может четко представить, обратив внимание на детали художественного характера.
В данном произведении персонажи посещают театры и следят за жизнью других людей, и это также нельзя назвать случайностью. Таким образом, Чехова демонстрирует выраженную «театральность» жизни героев. В результате в жизни практически не остается места для искренности, появляется много излишнего.
Анна Алексеевна и Алехин прощаются друг с другом в вагоне поезда, и вместе с этим поедом ушла последняя надежда на простое человеческое счастье. Пространство поезда также выбрано Чеховым неслучайно и поезд как пространство расставания многозначен: это что-то непостоянное, это жизнь в ожидании прибытия к нужной точке, но замкнутое, где жить полноценно нельзя. По сути, пространство поезда парадоксально олицетворяет жизнь самих героев: откладывали признание, скрывали чувства, будто все время были в дороге, ждали, когда наступит нужный момент, а когда пришло время расставаться, оказалось, что каждый из них жил в собственном замкнутом мире, не пускал другого в свою жизнь.
Чтобы создать природный образ, Чехов использует для описания использовать типичные и легкие для восприятия примеры, нередко задействовав с данной целью максимум пару фраз. В частности, в рассказе «О любви» природный пейзаж раскрывается лишь в первых строчках: «Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя…». Также есть соответствующая фраза в конце новеллы «…дождь перестал, и выглянуло солнце». В использовании пейзажа проявляется отношение Чехова к своим героям. Чимшу-Гималайского окружают «канавы, заборы, изгороди». Это люди, потерявшие человеческий облик. Пока в душе доктора Старцева теплился огонек, рассказ о его жизни сопровождался описаниями природы; автор даже подарил ему любимый клен в саду. Похожий на языческого бога Ионыч больше не стоит такого подарка. Чем живее душа, чем созвучнее она существу природы. Неотделим от пейзажа в рассказе «Крыжовник» купающийся под дождем Иван Иваныч, слитность которого с природой подчеркнута движением качающихся на исходящих от него волнах белых лилий. Этому герою доверено высказывать самые близкие автору мысли.
Герои чеховского рассказа «Крыжовник» Иван Иваныч, Буркин – хорошие люди. Увиденные их глазами спокойные реалистические пейзажи всегда напоминают о прекрасном. «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».
Короткий штрих в описании состояния природы может изменить на противоположное впечатление от произведения, придать отдельным фактам дополнительное значение, по-новому расставить акценты. Так, выглянувшее в конце рассказа «О любви» солнце заставляет нас обрести надежду на преодоление людьми своей несвободы. Без этой детали произведение оставляло бы ощущение такой же безысходности, какая заключена в словах, завершающих рассказ «Крыжовник»: «Дождь стучал в окна всю ночь».
Вообще дождь является одним из сквозных образов творчества Чехова – это символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Вид серого неба и мокрых деревьев предваряет повествование героя рассказа «О любви» Алехина о жизни, в которой счастье несовместимо с порядочностью. Шумом дождя сопровождается описание уродливого счастья помещика Чимши-Гималайского, достигнутого ценой потери живой души. В то же время интеллигентный, философски мыслящий Иван Иваныч, умеющий противостоять рутине обывательщины, с наслаждением подставляет лицо под дождь.
В рамках проведения школьных учебных занятий по дисциплине «Литература» преподаватель должен оказать ученикам содействие для того, чтобы они смогли выделить главное в содержательной части литературной работы с помощью частностей, с помощью художественных деталей, которые дают возможность раскрыть суть персонажа и его характера.
Итак, рассмотрев описание и деталь как важный компонент поэтики рассказов А. П. Чехова, мы пришли к следующим выводам. Под термином «художественное описание» понимается раскрытие в текстовом повествовании художественно-литературного произведения природных явлений и характеристик, свойств человеческого характера, вещи и пр.
Таким образом, мы можем заключить, что развитие художественного описания и использования художественных деталей – важная заслуга Чехова. Он рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное. Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам.
Изучение описаний и деталей на уроках литературы в школе очень важно в плане развития читательских компетенций, т. к. развивает у читателей-школьников способность к вдумчивому чтению, перечитыванию текста, практически заставляет задуматься о значении тех или иных деталей, узнать их сокровенный смысл.
Список литературы:
- Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е. Л. Гончарова. – М.: Школа-Пресс, 2007.
- Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия // под ред. А. П. Горкина. – М.: Росмэн, 2006.
- Методика преподавания литературы / под ред. З. Я. Рез. – М.: Просвещение, 2007. – 384 с.
- Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. – М., 1994.
- Сальникова, О. С. Педагогический аспект формирования читательских компетенций у обучающихся 4-го класса / О. С. Сальникова // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. – 2019. – № 1 (58). – С. 12-22.
- Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
- Технологии и методики обучения литературе / В. А. Коханова, М. П. Жигалова, Е. Ю. Колышева, Н. С. Михайлова. – СПб.: Флинта, Наука, 2011. – 248 с.
- Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 01.03.2021).
- Уроки литературы: организация контроля и творческая работа. 5-11 класс: пособие для учителя / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова, Л. М. Савина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 254 с.
- Чабанова, Т. А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы / Т. А. Чабанова // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. - М., 2007.
- Чехов, А. П. Ионыч [Электронный ресурс] / А. П. Чехов // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – URL: https://ilibrary.ru/text/437/p.1/index.html (дата обращения: 01.03.2021).
- Чехов, А. П. Крыжовник [Электронный ресурс] / А. П. Чехов // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – URL: https://ilibrary.ru/text/460/p.1/index.html (дата обращения: 01.03.2021).
- Чехов, А. П. О любви [Электронный ресурс] / А. П. Чехов // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – URL: https://ilibrary.ru/text/461/p.1/index.html (дата обращения: 01.03.2021).
Оставить комментарий