Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2024 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лялина К.Д. ФОТОГРАФИЯ КАК ЯЗЫК: ПОЧЕМУ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОВОРЯТ ГРОМЧЕ, ЧЕМ СЛОВА? // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(143). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(143).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОТОГРАФИЯ КАК ЯЗЫК: ПОЧЕМУ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОВОРЯТ ГРОМЧЕ, ЧЕМ СЛОВА?

Лялина Кристина Дмитриевна

студент, кафедры национальных и глобальных медиа, Казанский государственный университет,

РФ, г. Казань

PHOTOGRAPHY AS A LANGUAGE: WHY DO IMAGES SPEAK LOUDER THAN WORDS?

 

Kristina Lyalina

student, Department of National and Global Media, Kazan State University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

Текст освещает значение фотографии в современных СМИ, подчеркивая ее роль в рекламе, журналистике и науке. Автор отмечает, что визуальные элементы в журналистских материалах помогают привлекать внимание и воздействуют на восприятие аудитории, благодаря клиповому мышлению. Основные задачи фотожурналистики заключаются в документальности, композиции, художественности и уместности изображений. Фотография способна дополнять текстовую информацию и служить самостоятельным элементом медиапейзажа, что делает ее мощным инструментом коммуникации. Однако она также подвержена манипуляциям, которые использовались в прошлом и используются сейчас, особенно в политических пропагандах. Автор поднимает вопросы о профессиональной этике в журналистике, указывая на необходимость ответственности и уважения к людям и их ценностям.

ABSTRACT

The text highlights the importance of photography in modern media, emphasizing its role in advertising, journalism and science. The author notes that visual elements in journalistic materials help to attract attention and influence the perception of the audience, thanks to clip thinking. The main tasks of photojournalism are documentality, composition, artistry and relevance of images. Photography is able to complement textual information and serve as an independent element of the media landscape, which makes it a powerful communication tool. However, it is also susceptible to manipulations that have been used in the past and are being used now, especially in political propaganda. The author raises questions about professional ethics in journalism, pointing out the need for responsibility and respect for people and their values.

 

Ключевые слова: фотография, журналистика, визуальный контент, манипуляции, этика, документальность, композиция, художественность, уместность, пропаганда, социальные сети, эмоциональное восприятие.

Keywords: photography, journalism, visual content, manipulation, ethics, documentary, composition, artistry, relevance, propaganda, social networks, emotional perception.

 

Фотографии сейчас играют важную роль в рекламе, научной литературе и журналистике. Иллюстрации делают журналистские материалы более привлекательными и помогают привлечь внимание читателей. Визуальные элементы часто воспринимаются лучше, чем текст, думаю, это связано с развитием так называемого клипового мышления. Это означает, что фотожурналистика становится все более популярной и влиятельной, позволяя воздействовать на аудиторию и манипулировать ее восприятием с помощью визуального контента.

Фотография — это форма невербальной коммуникации, которая включает в себя такие элементы, как сюжет, композиция, цвет, жесты и символы. Она фиксирует события и активно используется в журналистике для передачи информации.

Цель фотожурналистики – раскрыть содержание фактов и событий современной общественной жизни визуальными методами [1, с. 5]. Чтобы фотография как иллюстрация журналистского продукта выполняла эту цель, она должна соответствовать некоторым условиям [2, с. 196]. В современных учебниках фотомастерства выделяют следующие требования к репортажной фотографии:

Документальность – способность отражать окружающий мир с наивысшей достоверностью вплоть до черт лица людей, находящихся на дальнем плане.

Композиция – организация компонентов изображения в единое целое, «сборка» идейной составляющей фотоснимка.

Художественность – эстетическая составляющая, способность привлечь внимание визуально.

Уместность – подразумевается соответствие снимка моральным нормам при публикации или распространении.

Таким образом, фотография в контексте средств массовой информации располагает разнообразными инструментами, которые позволяют ей как дополнять другие формы коммуникации, так и функционировать как самостоятельный элемент медиапейзажа. Журналистский репортаж значительно обогатится при добавлении фоторепортажа, тогда как фотоочерк способен донести историю без использования слов. Это объясняет стремление аудитории к фотографиям и иллюстрациям в разнообразных медиа, наблюдаемое до сих пор. Сегодня в условиях современного развития СМИ в интернет-пространстве наибольшее внимание привлекают те медиа, которые активно взаимодействуют со своей аудиторией через изображения, символы и знаки, особенно популярны социальные сети, предлагающие обилие визуального контента. Это подчеркивает, что фотография является мощным инструментом для взаимодействия с аудиторией и влияния на потребителей.

Множество исследователей утверждают, что журналистика и массовые медиа обладают значительным влиянием на сознание широких масс. Например, американский писатель и журналист Уолтер Липпман говорил, что медиа подобно маяку в темноте: оно не формирует мнения человека по тем или иным вопросам, но подсказывает, о чём именно стоит думать.

Это связано с быстрой передачей большого объема информации, использованием разных языковых приемов в СМИ и эффективным воздействием на аудиторию путем управления эмоциями и восприятием медиа.

Эмоциональное восприятие фотографий у зрителей служит отличной основой для разработки инструментов влияния на массовое сознание через фотографии. В отличие от других форм масс-медиа, фотографии обладают явным преимуществом: они воспринимаются более легко, чем текст, так как «говорят» на универсальном языке, доступном каждому, и не требуют от зрителя ментального воссоздания образа.

В начале XX века журналисты часто манипулировали фотографиями: делали постановки, редактировали снимки и даже комбинировали их, чтобы создать нужные иллюстрации. Особенно это было популярно во время освещения катастроф и войн, таких как землетрясение в Сан-Франциско 1906 года и война на Кубе.

Яркий пример манипуляций — использование фотографии в политической пропаганде в тоталитарных режимах. Например, в СССР индустриальная фотография помогала формировать общественное мнение и внедрять ложные представления о реальности. Благодаря тому, что многие люди не умели читать, фото становились главным источником информации. При этом использовались монтаж и ретушь, чтобы усилить впечатление от фотографий, показывающих достижения страны.

Манипуляция фотографиями существовала задолго до появления цифровых технологий. В прошлом веке фотографии часто подделывали ради разных целей: для личного обогащения, пропаганды или просто для иллюстрации статей. Эти манипуляции играли на эмоциях людей, мешая им критически оценивать увиденное.

Журналисты и фотографы, участвующие в создании таких манипуляций, сталкиваются с вопросами профессиональной этики. Этические нормы требуют ответственности перед обществом, уважения к людям и их ценностям. Однако в журналистике существует конфликт между зависимостью от власти и стремлением к независимости.

Особенно остро проблема манипуляций стоит в политике и пропаганде. Примером служит индустриальный фоторепортаж в СССР, где фотографии искажали реальность, чтобы вдохновить граждан и укрепить власть. Даже если эти действия совершаются с якобы добрыми намерениями, они всё равно остаются обманом.

Кодекс профессиональной этики журналистов России гласит, что основные принципы журналистики — объективность, точность и независимость от власти. Фотоманипуляции допустимы, если они не нарушают этих принципов и служат раскрытию правды, а не интересам отдельных лиц или организаций. Важно также учитывать возможные последствия для людей, связанных с этими манипуляциями. Хотя современные технологии делают фотоманипуляции более доступными, важно соблюдать этические нормы.

 

Список литературы:

  1. Ворон, Н. И. Жанры фотожурналистики [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Н. И. Ворон. - М. : Фак. журналистики, 2012. - 145 с.
  2. Егоров, А. А. Фотография в конвергентной журналистике [Текст] / А. А. Егоров // Вестн. МГУП. - 2016. - Nº 2. - С. 196-197.
  3. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России [Текст] : [принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г.] : офиц. текст : по состоянию на 27 нояб. 2018 г. / Союз журналистов России. - URL: https://presscouncil. ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etiki-rossijskogo-zhurnalista (дата обращения: 27.11.2018).
  4. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов [Текст] / Н. Г. Комлев. - М. : ЭКСМО, 2008. - 672 с.
  5. Култышева, О. М. К вопросу о профессиональной этике журналиста [Текст] / О. М. Култышева, А. Г. Каратеева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - Nº 1. - С. 273-277.
  6. Лазутина, Г. (. Профессиональная этика журналиста [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Лазутина. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 257 с.
  7. Макаров, А. Н. Советский индустриальный фоторепортаж 1930-х гг. как средство стереотипизации массового сознания [Текст) / А. Н. Макаров // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2012. - Nº 3 (37). - С. 111-124.
  8. Симакова, С. И. Клиповизация мышлену" у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - Nº 2 (24). - С. 107-118.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий