Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2024 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бортвина А.А. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСНОВА ЦИКЛА «ЗОЛОТЫЕ ЗЕМЛИ» УЛЬЯНЫ ЧЕРКАСОВОЙ ТРИЛОГИИ «СОКОЛ И ВОРОН» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(133). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(133).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСНОВА ЦИКЛА «ЗОЛОТЫЕ ЗЕМЛИ» УЛЬЯНЫ ЧЕРКАСОВОЙ ТРИЛОГИИ «СОКОЛ И ВОРОН»

Бортвина Анастасия Александровна

студент, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре,

РФ, г. Тара

THE MYTHOLOGICAL COMPONENT IS THE BASIS OF THE CYCLE "GOLDEN LANDS" BY ULYANA CHERKASOVA OF THE TRILOGY "THE FALCON AND THE RAVEN"

 

Anastasia Bortvina

student, Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara,

Russia, Tara

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению мифологической составляющей основы произведения Ульяны Черкасовой «Золотые земли» трилогии «Сокол и ворон», а также же характеристик жанра «славянское фэнтези». Исследование направлено на изучение мифологических архетипов, использованных автором, а также формирования позитивного представления о современном литературном творчестве молодых авторов.

ABSTRACT

The article is devoted to the consideration of the mythological component of the basis of the work of Ulyana Cherkasova "Golden Lands" of the trilogy "The Falcon and the Raven", as well as the characteristics of the genre "Slavic fantasy". The research is aimed at studying the mythological archetypes used by the author, as well as forming a positive image of the modern literary work of young authors.

 

Ключевые слова: архетип, миф, мифологическая составляющая основа, мифология.

Keywords: archetype, myth, mythological component, basis, mythology.

 

В наше время наблюдается тенденция разрыва единого направления литературы. Каждый писатель может стать последователем любого классического автора, либо же придерживаться определённого стиля, идеи, писать в том жанре, что ближе лежит к душе, либо же творить в нескольких, объединять их, создавая новый. Единственное, что оставалось и остаётся всегда – интерес человека к мифу. По Е.М. Мелетинскому, миф – это «один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концепирования окружающей действительности и человеческой сущности; первичная модель всякой идеологии и синкретическая колыбель различных видов культуры – литературы, искусства, религии и, в известной мере, философии и даже науки» [1].

Многие исследователи-фольклористы считают, что в современности миф продолжает играть свою определяющую роль в качестве архетипа. По концепции К. Юнга, архетипы организуют восприятия и представления людей о внешнем мире. То, что принято называть знаниями, в действительности может быть продиктовано воображением. Юнг всю историю культуры рассматривал, как трансформацию мифов и возведение их на все более высокие ступени [4]. Архетипами могут выступать знакомые с раннего детства персонажи сказок про царевичей, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, премудрых красавиц и других колоритных персонажей народного фольклора. Данные герои не были закрыты в рамках детской литературы, со временем они стали архетипами персонажей более взрослых литературных произведений, приобрели новые черты и характеристики в исполнении авторского индивидуального слога.

Тема славянской мифологии не просто является ведущей у ряда современных авторов, но также стала новым популярным жанром. Так на рубеже XX-XIX веков появился жанр – славянское фэнтези.

К одним из ярких представителей данного жанра относится Ульяна Черкасова. Её первым и популярным на данный момент произведением является трилогия «Сокол и ворон» из цикла «Золотые земли». В одном из интервью Ульяна рассказывала о своей книги и определяла жанр как «тёмное славянское фэнтези с элементами мифологии разных народов, основанное на русских народных сказках и фольклоре». На написание цикла её вдохновило творчество А. Сапковского, Хайо Миадзаки, Н.В. Гоголя, а также народные сказки разных народов, забайкальская культура, включающая шаманизм, личный опыт лицезрения сохранившегося мифологического колорита: идолов, талисманов, сувениров.

Для изучения мифологической составляющей основы произведения и выделения особенностей жанра «славянское фэнтези» заинтересовала трилогия «Сокол и ворон», включённая в цикл «Золотые земли». Пространство мира книги можно назвать оригинальным. Он похож на смесь мифологического мира сказки и реально существовавшей исторической эпохи. Сюжет разворачивается в «526 г. от Золотого Рассвета». Есть предположение, что «от Золотого Рассвета» заменило существующее «от Рождества Христова», так как мир книги похож на заимствование реалий X века, соответствующий с принятием христианства на Руси. В книги присутствует описание религии, похожей на православие, но с отличиями: божество называли – Создатель, религиозная идея разворачивается вокруг символа солнечного света, вместо креста на груди у священнослужителей весит круг с изображением солнца.

Также мир поделён на две части: Ратиславия и Рдзения. Главная героиня Дарина, потомственная ведьма, была рождена в Великом лесу, что находится в Ратиславии, и обещана в жёны Лесному царю – Лешему. Она должна была уйти в лес и родить ребёнка, чьё тело бы занял Великий дух для продления своего существования. Это можно отнести к мнению Е.В. Мелетинского о том, что в фольклоре «одинаково весомую роль играют миф и ритуал». Данный сюжетный ход относится к тому, что некоторые мифы восходили к ритуалам об умирании и воскресении божеств. Леший является не только хранителем Великого леса, это божество, без которого вся магия попросту исчезнет [1]. В книги встречаются также другие ритуалы и обряды. Например, у главного героя Милоша на груди висит перо, с помощью которого он превращается в сокола. Это является отсылкой к мифу «Финист – Ясный сокол». Дарина может превращаться в ворону, но волшебное перо находится у неё в волосах. Процесс превращения в птиц схож у героев. Но ритуалы они проходили разные. Например, вороны являются символом Мораны – богини смерти. Героине пришлось в ходе сложного тёмного ритуала «умереть» и «возродиться» в теле вороны. Волхвам тоже разрешено принимать обличия животных. Так один персонаж книги может становится медведем, обернувшись в свою шубу, которую он никогда не снимает. Присутствие людей-оборотней, волхвов также свидетельствует о наличие основы на славянскую мифологию.

Мораль книги такова, что Морана-пряха сплела судьбы героев и от судьбы не уйдёшь. Дарина сопротивлялась своему предназначению, убегала всё дальше от Лешего, но в итоге сама и вернулась к нему. Это тоже является характеристикой мифа – цикличность. В мифологии время движется по кругу и несмотря на то, что процесс неоднородный, постепенно наполняется различными событиями, новыми характеристиками, в итоге всё приходит к изначальной точки [2].

Мир книги пестрит разными народами. В неё описаны «чужеземцы», похожие на представителей реально существующих бурятских или монгольских народов. Именно «чужеземцам» принадлежал ларец с фарадальским чудом. Присутствовало описание шаманских обрядов. Отдельное внимание заслуживает второстепенная героиня, которая могла менять своё обличие, вселившись в мёртвое тело, но истинный облик свой утеряла из-за проклятия её народа. Данные элементы являются совокупностью сведений о мифологии забайкальских народов, интересовавших Ульяну Черкасову.

Таким образом, были выделили характеристики, которые относят данное литературное произведение к жанру «славянское фэнтези». Данная книга была интересна для изучения с точки зрения преобладающей славянской мифологии в неё и не только. Как в контексте авторского мира привычные нам архетипы Лешего, Лесной ведьмы, Финиста и других персонажей наполняются новыми характеристиками, а знаменитые мифы, сказки принимают интересный мотив, который читатель не оставит без внимания. Были выделены наиболее яркие черты романа, относящиеся к мифологической составляющей основы цикла романов «Золотые земли» Ульяны Черкасовой. Роман обладает интересными жанровыми характеристиками, содержит глубокую мысль и идейным содержаниям, что является мотивом для подробного изучения данного произведения.

 

Список литературы:

  1. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994. – 136 с.
  2. Феоктистова И.К. Народная русская мифологическая проза: учебное пособие для вузов / И.К. Феоктистова. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. – 132 с.
  3. Черкасова У. Золотые земли. Сокол и ворон / М.: Изд-во Эксмо, 2021. – 650 с.
  4. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / пер. с нем. – М., 1995. – 309 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.