Статья опубликована в рамках: CXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 июля 2024 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА В ПОЭЗИИ А. АХМАТОВОЙ
АННОТАЦИЯ
Настоящая статья посвящена когнитивно-литературоведческой проблематике функции цветовой палитры в творчестве Анны Андреевны Ахматовой, сыгравшей значительную роль в русском акмеизме и женской поэзии XX века. Актуальность исследования заключается в рассмотрении цветовой палитры как выразительного средства передачи художественной модели мира, мироощущения тонкой женской натуры, в то же время в контексте мировой литературы как универсального средства психологизма, идентичности лирического героя.
В статье на основе когнитивного и литературоведческого описания ранней лирики А. Ахматовой была сгруппирована система эпитетов цвета, раскрыты их смыслоцентрические и функциональные значения, сопоставлены с символической коннотацией в мировой литературе.
Ключевые слова: поэтика цвета, когнитивистика, поэзия, цветовая символика, литературный прием.
Введение. Художественное литературное произведение – это очень сложная, многогранная система, обладающая способностью воздействовать на читателя. Воздействие происходит одновременно на различных уровнях. Мы воспринимаем слова как с точки зрения их когнитивного значения, лексики, так и с точки зрения более тонкого восприятия звучания, ритмики, эмоций и так далее. Особенно это прослеживается при чтении поэтических произведений. Цветовая палитра в литературе – это способ использования разнообразных цветовых образов, ассоциаций и символов для передачи настроения, эмоций и атмосферы произведения. Путем описания цветовых оттенков автор может усилить эмоциональное восприятие читателей, а также добавить глубину и многообразие смысла к произведению. Цветовая палитра может быть использована для создания контрастов, подчеркивания настроения персонажей, отражения изменений в сюжете или даже символического представления определенных идей. Этот литературный прием позволяет читателям лучше погрузиться в мир произведения и воспринять его более глубоко.
Материалы и методы. Для получения объективных результатов исследования использовались описательный, сравнительный методы. При анализе цветовых эпитетов в лирике А. Ахматовой применялись методы когнитивного анализа, структурно-семантический и литературоведческий методы.
Основная часть. Поэтика цвета рассматривалась с давних времен, прежде всего в метафизике и философии. Благодаря Исааку Ньютону мы имеем современный взгляд на цветовую палитру, ведь именно он разложил солнечный свет на цветовой спектр. Немецкий поэт, теоретик литературы Иоганн Гёте в своем труде «Учение о цвете» впервые высказался об использовании цветовой палитры в поэтике в определенных «чувственных, нравственных и эстетических целях» [1, с. 397], тем самым обозначил роль цвета в художественном тексте.
1. Общие замечания
В литературоведении цветовая палитра чаще всего изучается с точки зрения поэтов-символистов Серебряного века, например, работы Горбуновой О.И. о поэтике цвета в творчестве А. Блока [2], писателей XIX века, например, работа Соловьева С.М. о цвете в творчестве Ф.М. Достоевского [3], Мещерякова О.А. о цвете в текстах И. Бунина [4] и др. Мы в своей работе ставим цель провести целостный анализ когнитивного и структурного уровней цветовой палитры в творчестве представителя русского акмеизма начала XX века. При исследовании мы опирались на работы ученых-исследователей творчества А. Ахматовой [5, 6, 7].
Поэтесса Серебряного века Анна Ахматова принадлежала к такому литературному течению как акмеизм, который отказывается от многозначности и сложности символизма. Цветовая палитра в поэзии Анны Ахматовой является одним из важных элементов ее творчества, она использует различные цвета, чтобы передать эмоции, настроение и потаенный смысл в своих стихах. Она использует цветовую палитру для выражения определенных идей, чувств и образов.
В мировой культуре каждый цвет имеет свое значение и ассоциации, которые могут быть различными по коннотации в разных культурах и эпохах. Но есть общие коннотации, и в поэзии Анны Ахматовой можно выделить несколько основных цветов, которые она использовала, исходя из общих культурологических значений в мировой литературе.
Белый цвет. Он в поэзии Ахматовой многогранен и разнолик. В стихах ранней поэзии часто ассоциируется с чистотой, невинностью и светом. Закономерными оказывается употребление наречия степени в сочетании с белым: «как нестерпимо бела Штора на белом окне»; «Вечерние часы перед столом. Непоправимо белая страница» и др. В таких сочетаниях проявляется модель: «Предмет <-> цвет <-> чувство». Некоторые цветовые оппозиции также строятся относительно белого. В ее ранней лирике присутствует диада ахроматических цветов, которые несут наибольшую семантическую нагрузку, например, белый – черный, присутствующие в драматическом контексте раннего периода творчества Ахматовой. Городецкий считает, что любимый цвет Ахматовой – черный, скорее играющий изобразительную ролью. Участвуя в создании, как правило, графически контрастного пейзажного мотива:
В белом инее черные елки
На подтаявшем снеге стоят».
С белым («блестящим») образует оппозицию синий («сияющий», «сверкающий» – первоначальное значение), но при этом, по мнению П.Я. Черных, «можно не удивляться, что в древнерусском языке синий могло также значить и «черный», срав. «синя яко сажа». Таким образом, помимо высокохудожественных описаний белой зимы и искрящегося снега, в поэтическом тексте белый цвет используется в качестве отрицательно маркированных чувств и эмоций: потери, разлуки, несбывшиеся мечты.
Белый цвет у поэтессы также связан со смертью и утратой, особенно в контексте войны и потери близких. Она описывает белые лица, белые руки и белые платья, которые могут символизировать смерть, потерю и печаль. Семантическая парадигма «Белый – боль – любовь – смерть» реализуется через предметные и символические значения. «Предметное» наполнение семантики белый «как снег» и на его основе развитие переносных значений (белый – зимний, снежный – безжизненный), хотя имеет устойчивую культурную традицию, но в образной системе Ахматовой не кажется достаточным. Белый для Ахматовой – всегда переживание, доведенное до страдания, как правило, любовного:
Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?
Или:
Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой.
Я не хочу ни горечи, ни мщенья,
Пускай умру с последней белой вьюгой [Ахматова, 1910-1912].
У Ахматовой в ранней лирике встречаем образ белой птицы. Это символ, у Ахматовой птица – слово, песня, стихи, потому мы читаем: «Как голуби, вьются слова простые»; «Оттого и друзья мои, Как вечерние грустные птицы, О несбывшей поют любви» и др. Лирическая героиня, словно птица, лишенная возможности петь, то есть творить, становится «прирученной и бескрылой». Образ стаи птиц – это образ поэзии («и стихов моих белая стая»), творческого напряжения, желания творить, но лишая ее этого, самого дорогого для поэта, заставляют страдать:
Был он ревнивым, тревожным и нежным,
Как Божие солнце меня любил.
А чтобы она не запела о прежнем,
Он белую птицу мою убил» [1914].
Обнаруживаются и сложные взаимоотношения содержания цвета и его носителя с общекультурной традицией, не позволяющие однопланово оценивать, в частности, сочетание «белую бумагу» («Не в твои глаза смотрю С белых, матовых страниц», (1916); «Эх, бумага белая, строчки ровный ряд», (1955)), «белоснежную» тетрадь – только как символ чистоты. Белый не только святость творчества, но мука, страдание, о которых сама Ахматова скажет, избрав эпиграфом к стихотворению «Поэт» строчки: «Моя напасть, мое богатство, мое святое ремесло» (с таким необходимым для поэтессы признанием боли, переживания – «моя напасть»).
В стихотворении 1910 года «Ваши белые могилки…» мы выделяем символ смерти, покоя, вечности. Далее в 1916 году в стихотворении «Белое солнце и низкие, низкие тучи…» также белый цвет ассоциируется со смертью:
Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов – за белой стеною – погост.
Позднее, в 1918, возникает традиционное значение белого цвета, как цвета чистоты, новизны.
Я – страница твоему перу.
Всё приму. Я белая страница.
Но этот цвет в поэзии Ахматовой вызывает и ряд положительных эмоций, чувство возвышенного, божественного, невинного, сокровенного:
Тебе – белый свет,
Пути вольные,
Тебе зорюшки Колокольные. (А.А. Ахматова «Любовная»).
Белый по эмоциональной окраске противопоставляется чёрному. В некоторых стихотворениях «белый» означает святость, непорочность, обращение к божеству:
За окном крылами веет
Белый, белый Духов день.
Помоги моей тревоге,
Белый, белый Духов день! (А.А. Ахматова «Небо мелкий дождик сеет»).
В произведениях А.А. Ахматовой просматривается тенденция передачи при помощи белого цвета описания конкретных мест («белый дом», «церкви белы»), человека («белой ручкой», «на груди твоей, снега белей»), явления природы («белой луне», «ночи белые», «белого дня»)
В целом, символика белого цвета в поэзии Анны Ахматовой помогает создать нужную коннотативную окраску, чтобы вызвать у читателя нужные эмоции, определенные ассоциации и визуальные образы и передать глубину чувств.
Черный цвет. Согласно общей когнитивной теории и культурологическим традициям многих народов, он символизирует горе, отчаяние и потерю, тему смерти. В лирике А. Ахматовой же черный цвет встречается в пейзажной лирике, при зарисовке земной действительности, не связываясь с отрицательной трактовкой. «Над черным кофеем пахучий, зимний пар» в стихотворении «Да, я любила их, те сборища ночные» (1917 г.). В 1908 году в стихотворении «Проснулась улица. Глядит усталая…» традиционно чёрный - цвет ночи:
Покрыты инеем деревья черные, –
Следом таинственным забав ночных.
Далее чёрный цвет встречается мало и появляется только в стихах 1916 года.
Черный в них несёт то же значение: ночь. Но появляется и новый смысл – цвет тайны. Мы видим это в цикле «Бессонница». Он пропитан ночью и тайной. Лирической героиней овладевает желание преступить черту дозволенного.
В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду прочь.
Люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно – ночь.
В том же году чёрный появляется как символ смерти. «Чёрный чтец» в стихотворении «Думали человек…» из цикла «Стихи к Блоку» ассоциируется с чёрным человеком, пришедшим к Моцарту.
Чёрный читает чтец,
Топчутся люди праздные… -
Мёртвый лежит певец
И воскресенье празднует.
Черный цвет в поэтике автора связан с темой времени и ухода. В стихах Анны Ахматовой мы часто встречаем образы черных часов, черных дней и черных лет. Эти образы помогают передать идею о быстротечности времени и необратимости прошлого.
Красный цвет. Красный цвет в поэзии Ахматовой часто ассоциируется со страстью, любовью и огнем. Самое раннее упоминание цвета встречается в стихотворении 1908 года «Книги в красном переплёте». Не случайно она называет красный цвет два раза: «Неизменившие друзья в потёртом красном переплёте», «О, почему средь красных книг…». По оценке психологов, красный цвет вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе. Поэтому красный цвет «красивый», «прекрасный».
Красный цвет у Ахматовой может быть бинарным символом, например, в стихотворении «Кровь» Ахматова описывает красную кровь, которая символизирует жизненную силу и одновременно напоминает о смерти и утрате.
Красный у Ахматовой может, как обозначать детали пейзажа, например:
И прутья красные лозы,
И парковые водопады,
И две большие стрекозы
На ржавом чугуне ограды,
так и символическое значение любви, любовной страсти, огня. У Ахматовой (особенно раннего периода) «огненные» метафоры, называющие любовь, весьма убедительны:
О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем;
Или:
И дружба здесь бессильна,
и годы Высокого и огненного счастья.
В некоторых стихотворениях Анны Ахматовой красный цвет связан с революцией и политическими событиями, символизируя кровь, пролитую во время борьбы за свободу и справедливость. Например, в стихотворении «Красный плащ» Ахматова описывает красный плащ, который символизирует революционные идеалы и борьбу за свободу.
Таким образом, красный цвет в поэзии Анны Ахматовой имеет множество значений и символических ассоциаций. Он может передавать страсть и любовь, кровь и смерть, а также быть связан с политическими событиями и революцией.
Синий цвет. Следует отметить, что на ранней стадии развития языка понятия «черный» и «синий» не различались. Ощущение, возникающее от долгого созерцания морской глади, знакомо каждому. Это чувство рассеянности, растворенности в окружающем, чувство полной потери индивидуальности. Уже в первом сборнике «Вечер» читаем: В узких каналах уже не струится – //Стынет вода. Для самой А. Ахматовой вода и синий цвет являлись символом всего запредельного, потустороннего, иррационального. Цвет становится защитой от несчастья: Мне не страшно. Я ношу на счастье //Темно-синий шелковый шнурок.
Используется, как цвет глаз в стихотворениях «Сара в Версальском монастыре», «На скалах»:
Он был синеглазый и рыжий,
(Как порох во время игры!)
Синий цвет в поэзии Анны Ахматовой имеет свою символику и значимость. Он часто используется для передачи определенных эмоций и образов. В стихотворениях Ахматовой синий цвет часто ассоциируется с грустью и печалью. Например, в стихотворении «Синий ковер» Ахматова описывает синий ковер, который символизирует грусть и печаль, связанные с утратой близкого человека. Синий цвет также передает ощущение холода и безысходности, создавая атмосферу одиночества и отчуждения. В стихотворении «Синий фонарь» Ахматова описывает синий фонарь, который символизирует холод и одиночество в ночной городской пейзаже:
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется,
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
…Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли святой богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,
Александра, лебедя чистого.
Синий цвет может также ассоциироваться с ожиданием заветного, гармонии:
Синий вечер. Ветры кротко стихли,
Яркий свет зовёт меня домой.
Я гадаю. Кто там? — не жених ли,
Не жених ли это мой?..
На террасе силуэт знакомый,
Еле слышен тихий разговор.
О, такой пленительной истомы
Я не знала до сих пор.
Он передает ощущение простора и бесконечности неба, символизирующего свободу, вызывая ощущение величия и непостижимости:
Потускнел на небе синий лак,
И слышнее песня окарины.
Это только дудочка из глины,
Не на что ей жаловаться так.
Кто ей рассказал мои грехи,
И зачем она меня прощает?..
Или этот голос повторяет
Мне твои последние стихи?
Таким образом, синий цвет в поэзии Анны Ахматовой имеет разнообразную символику и значимость. Он может передавать грусть и печаль, холод и одиночество, а также ассоциироваться с небесами и свободой.
Зеленый цвет. В лирике Ахматовой зеленый цвет встречается редко и задействован исключительно для описания природы:
«Поля и огороды
Спокойно зелены,
Еще глубоки воды,
И небеса бледны».
(«Теперь прощай, столица», фрагмент. Сборник «ЧЕТКИ», 1917г.)
В стихотворении «Зеленый шум» Ахматова описывает зеленый лес, который символизирует жизнь и ее бесконечное течение:
…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
В стихотворении «Зеленый ветер» Ахматова описывает явление, который символизирует обновление и преодоление трудностей. Зеленый цвет употреблялся с неограниченной сочетаемостью. Кроме того, этот цвет используется при описании глаз «милого»: «Любо мне от глаз твоих зеленых //Ос веселых отгонять».
Зеленый цвет передает ощущение спокойствия и гармонии, создавая атмосферу умиротворения и покоя, что можно наблюдать в стихотворении «Зеленый сад»:
Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый свет колеблется в глазах.
Зеленый цвет – наряд любого сада,
И для жасмина стебель — как награда.
Таким образом, зеленый цвет в поэзии Анны Ахматовой имеет разнообразную символику и значимость. Он передает образы природы и жизнь, надежду и обновление, молодость и свежесть, а также спокойствие и гармонию.
Результаты и обсуждение. Сравнительный анализ цветовой палитры поэтики А. А. Ахматовой показал, что в ее лирике цвет имеет коннотативное и символическое значение, помогает выразить потаенный смысл, эмоциональное состояние лирического героя. В лирике Ахматовой прослеживается противопоставление цветов, цветовые оппозиции: белый/черный, белый /синий и т.п.
Красный в лирике Ахматовой архитипичен, цветообозначение белый имеет символическое значение, в оппозиции с черным он приобретает особый смысл у поэта, видно влияние учителя А. Блока. Красный и белый этимологически едины по общности ощущения и восприятия, производимого огнем. Оппозиция белый – красный фокусирует содержание искомого цвета в поэзии Ахматовой (белый, красный – это боль). При толковании словесных цветовых образов уместно вспомнить о приеме Ахматовой вызывать цветовые ассоциации с предметом (предмет – цвет), даже если цвет его не назван: гвоздики – красные; рана – кровавая, красная; огонь – метафора любви – красный; мел – белый:
Пусть страшен путь мой, пусть опасен,
Еще страшнее путь тоски.
Как мой китайский зонтик красен,
Натерты мелом башмачки!
Или:
Ах, кто-то взял на память
Мой белый башмачок
И дал мне три гвоздики,
Не подымая глаз...
Бело-красная оппозиция цветообозначении создает поле психологического напряжения, управляющего восприятием драматической ситуации. Об устойчивости архетипа «белый – красный – боль», его доминанте в цветовой палитре поэтики Ахматовой свидетельствует активность оппозиции не только в любой лирике, но ив ощущении катастрофического хода истории, «определяющего судьбы любящих», передает Ахматова в стихотворении 1922 г., противопоставлением нестерпимых алых зорь и белеющего подснежника:
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник.
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось – сейчас забелеет прозрачный подснежник.
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему [4].
В поэтической системе Анны Ахматовой цветовые эпитеты со словами голубой и зеленый сочетаются с отвлеченными существительными при обозначении явлений природы: «голубой полумрак», «голубой прибой», «зеленые шорохи»; редко при обозначении растений: «изумрудный дерн». Зеленый цвет употреблялся с неограниченной сочетаемостью. Кроме того, этот цвет используется при описании глаз «милого»: «Любо мне от глаз твоих зеленых //Ос веселых отгонять».
Цветовые эпитеты со словами рыжий, золотой – небольшая группа, состоящая из желтого цвета (включающегося производные рыжий, золотой): «желтые флаги», «равнодушно-желтый огонь», «желто-красная рябина», «рыжая (она)», «золотое кольцо», «золотой аналой».
В поэтической системе А. Ахматовой в целом, в формате одного поэтического текста эпитет с цветом «серый» может выполнять главенствующую смыслоорганизующую функцию. Проиллюстрируем данное утверждение ориентированным анализом стихотворения «Сероглазый король», где серый цвет выступает как знак тайны, знак сокрытого, сокровенного (тайной любви):
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки её погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…» [5].
Заголовочная строка выносит на первый план слово-доминанту, основу речевого образа – король. Уже в ней содержится серый цвет, который завершается в другом речевом образе – глазках дочери лирической героини. Это своеобразный «серый» круг.
Как отмечает исследователь поэтического языка А. Ахматовой, Н. Н. Ничик, поэт использует «более сильный прием воссоздания художественной действительности – прием кинематографического показа. Такое заполнение текста речевыми образами усиливает ощущение реальности художественного образа…». Перед читателем вырастает целый цветовой комплекс: серый – алый – белый – черный – серый. Это алый цвет у «душного вечера», белый у королевы, ставшей за одну ночь «седой», черный – у «ночной» работы мужа лирической героини. Но доминантой здесь является «серый», на фоне которого прописаны все остальные цвета. И понятно теперь, почему «безысходная боль» лирической героини тонет в равнодушии окружающего мира. Здесь смысл усиления трагизма ситуации: эпитеты изображают душевную боль поэта. В итоге эксплицируется глубинный смысл, который хочет выразить поэт: беды не только мучают, они способны поднять человека, т.е. человек может не завязнуть в быте, оторваться от мелочей, от суеты, философски посмотреть на жизнь. Следовательно, цветообозначение в поэтическом тексте Ахматовой играет важную структурирующую роль.
Таким образом, цветовая палитра в большинстве случаев имеет символические значения, иногда цветовые эпитеты архетипичны, то есть, реализуются в рамках мировой культуры, однако, в поэтическом тексте могут иметь идентичные с лирическим взглядом автора значения (Таблица 1).
Таблица 1.
Сравнения цветовой палитры в поэзии Анны Ахматовой
Цвет |
Определение |
Значение |
---|---|---|
Белый |
Цвет чистоты и невинности |
Символизирует надежду и светлое будущее |
Черный |
Цвет тьмы и горя |
Выражает печаль и отчаяние |
Красный |
Цвет страсти и любви |
Изображает сильные эмоции и силу чувств |
Синий |
Цвет моря и неба |
Символизирует свободу и гармонию |
Зеленый |
Цвет природы и жизни |
Выражает надежду и обновление |
Проведенный анализ использования цветообозначений в поэтических сборниках А. А. Ахматовой позволяет сделать следующие выводы. Все сборники Ахматовой отмечены цветовой палитрой, в которую автор добавляет значения, присущие только ей.
В лирике А. Ахматовой цветообозначения являются частотными, несут символическую и стилистическую функции. Частотность употребления цветов можно рассмотреть на основе анализа цикла «Вечер», «Четки», отраженной в диаграмме:
Рисунок 1. Частотность употребления цветов на основе анализа цикла «Вечер», «Четки»
В сборнике «Вечер» цветообозначения «белый» (33,4%) и «красный» (18,5%) реализуют положительные символические значения, выступая как символы чистоты, счастья, радости. Цветообозначения «красный», «белый» и «черный» (с преобладанием «красного») служат средством воплощения и выражения авторского мировосприятия, отражая психологическую самодостаточность автора. Черный цвет составляет 13,9% всех цветообозначений, символизирует скорбь, смерть, тайну, траур. Голубой и зеленый (11,6%) не имеют выраженного символического значения, чаще обозначают явления природы и предметные детали. Золотой, рыжий (9,3%) также чаще обозначают детали пейзажа и предметные детали. Серый (6,9%) несет значение тайны, душевной боли героини, одиночество, «безысходная боль». Цветовая палитра в раннем творчестве Анны Ахматовой опирается как на прошлый опыт мировой культуры, так и вбирает в себя уникальные черты творчества поэтессы, раскрывающиеся в контексте. Она придает яркие краски описываемым предметам и явлениям, делая речь ее ясной и точной, строгой и стройной, емкой и лаконичной, отражая глубину ее чувства, стройность мысли, силу образов. Делая вывод, отметим, что оригинальная, богатая цветовая палитра А. Ахматовой привлекает не только колоритом, но и теми семантико-стилистическими, эстетическими возможностями, которые несут в себе цветовые слова.
Список литературы:
- Гёте И. В. Учение о цвете. Теория познания / пер. с нем. В. О. Лихтенштадта. 2-е изд. М.: URSS. – 2011. – 463 с.
- Горбунова О.И. Специфика образности А. Блока в контексте культуры серебряного века: изобразительный аспект: дис. ... канд. филол. наук. – Иваново, – 1999. – 195 с.
- Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского: очерки. М.: Сов. Писатель. – 1979. – 352с.
- Мещерякова О.А.О цветообозначении в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» // Вопросы лексики и фразеологии русского языка. – Орел. – 2004. –С.110–115.
- Кормилов С.И. А.А. Ахматова // История русской литературы XX века (20–90-е годы). Основные имена. – М., 1998. – С. 317–344.
- Гурвич И. Любовная лирика Ахматовой (целостность и эволюция) // Вопр. лит. — 1997. — № 5 // http://magazines.russ.ru/voplit/ 1997/5/gurvich.html
- Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. – Ленинград: Наука. – 1973. – 184 с.
- Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. Стихотворения 1904 – 1941 / Сост. подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. – М.: Элис Лак, 1998. – С. 968.
- Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы / А.А. Ахматова. – М.: Эксмо, 2019. – 608 с.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт-Петербург: Паритет. – 2006. – С. 314.
- Смирнов И. П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество) / И.П. Смирнов // Поэтика и стилистика русской литературы. – Л.: Наука. – 1971. – С. 279–287.
- Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев. – М.: ГУПИ Министерства Просвещения РСФСР. – 1963. – 460 с.
дипломов
Оставить комментарий