Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Каширина В.И. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СТУДЕНТОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info/archive/humanities/4.pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СТУДЕНТОВ

Каширина Валерия Игоревна

студент 2 курса, кафедра ВТО ВПИ (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский

Е-mail: kashirina.v94@mail.ru

Кузьмин Сергей Юрьевич

научный руководитель, старший преподаватель кафедры математики ВПИ (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский

Е-mail: 

 

 

Традиционное образование в вузе в большинстве своем предполагает передачу студентам готовых знаний, умений и навыков. Одним из результатов такой деятельности стало формирование не творцов, а потребителей знаний. Традиционные формы обучения и методические подходы в существующих дисциплинах не позволяют в полной мере осуществить напрямую процесс формирования креативного мышления у студентов. Однако, для успешного освоения специальных дисциплин старших курсов желательно и даже необходимо создания определённого базиса креативных навыков уже на уровне первых курсов, что способствует более качественному овладению студентами творческих профессий.

Модернизация образования связана с разработкой новых парадигмальных оснований организации педагогического процесса — развитием креативности. Креативность как порождающая способность, характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении опыта индивида, сферы культурных значений и смыслов, представляет собой одну из основных характеристик учебной деятельности.

Формирование креативности как устойчивого личностного свойства приобретает особое значение на первых курсах Вуза, когда формируется «внутренняя позиция» личности, обуславливающая определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Данный возраст отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от догм и стереотипов, стремлением к новым знаниям, стремлением к оригинальности. Можно говорить о том, что этот возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования креативности. Именно на первом курсе креативность может стать своего рода стилем мышления и поведения, стратегией жизни. Понятие креативности подчеркивает момент его продуктивности, способности постановки новых проблем и поиска их решения. Креативность предполагает умение самостоятельно ставить проблемы и решать их, находя при этом нетривиальные методы решения.

Задача формирования кративности студентов решается с помощью методов, в основе которых лежит идея моделирования проблемных ситуаций, решение конструктивных задач в ходе дискуссий, игр и т. д. Целью этих методов является формирование у студентов продуктивного мышления. Для такого обучения характерно то, что предметом анализа для студентов выступает практическая ситуация, а сам студент становится в позицию исследователя, задача которого — отыскать средства преобразования данной ситуации, определение критериев и показателей ее оценки, конструктивных схем и способов действия [4. с. 36].

Выбирая задачный метод при формировании креативности и составляя систему эвристичекских заданий, целесообразно использовать элементы модульно-блочного обучения, а именно: структурировать учебный материал, отразив логическую последовательность его изучения и основные положения. Полученную структурно-логическую схему можно будет рассматривать как основу для разработки модели процесса формирования креативности студентов.

В исследовании формирования креативности мы исходим из тео­ретических положений, выдвинутых В.В. Давыдовым об образовательной среде. Согласно этим положениям, психологическое содержание учебной деятельности заключается в том, что здесь происходит, во-первых, воспитание потребности в саморазвитии и самопознании, во-вторых, учебные действия совершаются по принципу содержательного обобщения от абстрактного к конкретному, в-третьих, учебные действия направлены на овладение всеобщими способами обнаружения происхождения понятий [1, с. 73]. Исследования привели Давыдова В.В. к выделению следующих компонентов учебной деятельности: учебная задача; учебные действия; действие контроля; действие оценки.

Образовательная среда, должна привести к изменению свойств самого субъекта, формированию у него научно-теоретического мышления, креативности [3, с. 23]. При соответствующей организации учебной деятельности, формирующей всеобщие способы исследования и обнаружения системы сложных связей студентам  посильны для самостоятельного открытия знания, предусмотренные программой. Познавательный процесс в ситуации учебной деятельности состоит из четырех логических этапов, четкое прохождение которых обеспечивает формирование креативности.

Первый этап — преобразование (расчленение) понятия на структурные элементы для обнаружения их всеобщего отношения. В процессе первоначального анализа (самостоятельного) обучаемые приходят к первичным обобщениям по содержанию учебной задачи. Устанавливаются между расчлененными при анализе элементами внутренние связи, различия, сходства, обобщаются их значения. При этом обучаемые ставятся в ситуацию необходимости постановки и решения проблем, которые требуют применения пока неизвестных способов их графического изображения (моделирования). Методом создания ситуаций диалектических противоречий преподаватель подводит обучаемых к самостоятельному формулированию выводов о сущности внутренних свойств изучаемого явления.

Второй этап заключается в самостоятельной практической работе обучаемого по конкретизации найденного теоретического определения свойств. На данном этапе выполняется творческая работа, конструируются собственные примеры, задачи, применяются первичные теоретические выводы на практике.

Третий этап характеризуется подведением обучаемых к самостоятельному теоретическому (содержательному) обобщению на основе синтеза всех отдельных (абстрактных) определений, т. е. ученик подводится к диалектическому восхождению от абстрактного к конкретному.

Четвертый этап — этап осознанного выделения и усвоения общего способа (приема) решения любых конкретно-практических задач, относящихся к данному понятию. Способность выполнять любые дидактические задачи с помощью усвоенного общего способа рассматривалась как критерий творческого развития студента.

Необходимо подчеркнуть, что в основе образовательной среды взаимоотношения преподавателя и студента должны быть направлены на удовлетворение потребности в реализации себя, личностный эффект коммуникативных воздействий и реакции на них, значимость личности и деятельности педагога для самоактуализации личности студентов.

Для становления целостной личности студента важно обеспечить в образовательном процессе такие условия, при которых будут сочетаться индивидуальные и профессиональные смысловые образования личности, раскрывающиеся через приобретение социально-ценностного опыта профессиональной педагогической деятельности и знания, полученные в высшем учебном заведении.

Рассмотренные нами подходы и направления позволяют сделать выводы о том, что формирование креативности происходит поэтапно в результате специальной и целенаправленной организации про­цесса обучения.

С целью совершенствования системы подготовки творческих специалистов, необходима разработка такого программно-методического обеспечения педагогического процесса в Вузе, которое позволило бы добиться повышения мастерства студентов на базе формирования у них способностей к креативному мышлению.

Традиционные формы обучения и методические подходы в существующих дисциплинах не позволяют в полной мере осуществить напрямую процесс формирования креативного мышления у студентов. Однако, для успешного освоения специальных дисциплин старших курсов желательно и даже необходимо создания образовательной среды, которая являлась бы определённым базисом креативных навыков уже на уровне первых курсов, что способствует более качественному овладению студентами творческих профессий.

 

Список литературы:

  1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 330 с.
  2. Кибаева К., Ларина Т.В., Кузьмин С.Ю., Короткова Н.Н. Педагогические условия формирования творческих способностей студентов технических вузов /// Успехи современного естествознания. — 2012. — № 5. — C. 76.
  3. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в ситуации учебной деятельности // Пути формирования творческого мышления школьников. Уфа: БГПИ, — 1983. — с. 51.
  4. Филипченко С.Н. Развитие самостоятельного мышления студентов при изучении педагогики в университете/ Дис. канд. наук. — С ГУ им. Чернышевского, — 1993. — 96 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (15)

# Вася 07.10.2012 04:24
отличная статья! желаю удачи!
# Юлия 08.10.2012 18:55
Здравствуйте!<br />Вы пишите, что формирование креативного мышления приобретает особое значение на первых курсах обучения. А как же старшие курсы, когда идет профессиональная направленность?
# Джамиля Алиевна 09.10.2012 02:15
Работа актуальна. России нужны креативные специалисты. И чем раньше раскрывается потенциал, тем лучше. Студенческие годы самое время задуматься о наличии или отсутствии тех или иных личностных качествах (есть ещё время восполнить пробелы). С какими проблемами Вы лично столкнулись при формировании креативности?
# Валерия 09.10.2012 05:01
[quote name="Джамиля Алиевна"]Работа актуальна. России нужны креативные специалисты. И чем раньше раскрывается потенциал, тем лучше. Студенческие годы самое время задуматься о наличии или отсутствии тех или иных личностных качествах (есть ещё время восполнить пробелы). С какими проблемами Вы лично столкнулись при формировании креативности?[/quote]<br /><br />Всем известно, что владение английским языком дает очень много возможностей в любой сфере, так же развивает человека как психологическую, так и творческую личность. Для меня, наверное, незнание языка ставит самый большой барьер в формировании креативности.
# Александр 09.10.2012 23:02
Значимость темы сомнений не вызывает. Но во конкретных упражений, примером, программы - я не увидел...
# Валерия 10.10.2012 02:17
[quote name="Александр"]Значимость темы сомнений не вызывает. Но во конкретных упражений, примером, программы - я не увидел...[/quote]<br />моя тема называется "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СТУДЕНТОВ" , а не "Упражнения и программы для формирования креативности".
# Вера семеновна 10.10.2012 03:21
Креативные студенты нужны всегда! Хорошо, если бы то что вы написали реализовывалось обучения в вузе. Как научная работа в этом направлении отразилась на Вас? Удачи в работе!
# Кузьмин 10.10.2012 03:29
Приятно. что наша статья вызвала интерес! [quote name="Юлия"]Здравствуйте!<br />Вы пишите, что формирование креативного мышления приобретает особое значение на первых курсах обучения. А как же старшие курсы, когда идет профессиональная направленность?[/quote]<br />Согласитесь, что на старших курсах кративные способности студентов должны развиваться, что бы выпускники были конкурентноспособными на рынке труда, поэтому формировать креативные способности очень важдно на младших курсах.
# Белолипецкая С.Ю. 10.10.2012 13:30
Тема актуальна и интересна. А Вы пробовали применять задачный метод в реальном образовательном процессе? Как это отразилось на креативности студентов?
# Светлана Геннадъевна 10.10.2012 15:05
Здравствуйте. У меня вызывает проблему понимание природы креативности. Чем креативность отличается от творческого потенциала?
# Корнилов Александр 11.10.2012 02:32
Что же такое, по Вашему мнению, креативность - способность или приобретенное качество, можно ли его тренировать, развивать или нет, какие методы исследований подтверждают ту или иную позицию?<br />Статья ни о чем - задачный метод - где примеры, в какой сфере это применяется. Надо добавить креативности!
# Валерия 11.10.2012 04:08
[quote name="Светлана Геннадъевна"]Здравствуйте. У меня вызывает проблему понимание природы креативности. Чем креативность отличается от творческого потенциала?[/quote]<br /><br />Креативность – это способность личности к творчеству, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей.
# Валерия 11.10.2012 04:10
[quote name="Корнилов Александр"]Что же такое, по Вашему мнению, креативность - способность или приобретенное качество, можно ли его тренировать, развивать или нет, какие методы исследований подтверждают ту или иную позицию?<br />Статья ни о чем - задачный метод - где примеры, в какой сфере это применяется. Надо добавить креативности![/quote][quote name="Белолипецкая С.Ю."]Тема актуальна и интересна. А Вы пробовали применять задачный метод в реальном образовательном процессе? Как это отразилось на креативности студентов?[/quote]<br />Действительно тема интересная, в наших планах продолжить изучение этой темы и разаботка модели процесса формирования креативности студентов, где будет затронут и задачный подход.
# Светлана Геннадъевна 11.10.2012 20:18
Сбасибо за ответ Валерия. Современному инженеру с уровнем развития нашей экономики без креативности работать тяжело, а может и невозможно. Многие работодатели любять экономить на качестве сырья, оборудования и на зарплате подчиненных, а современное общество и международный рынок требуют продукты высшего качества. Так что без креатива никак!
# Валерия 12.10.2012 01:18
[quote name="Светлана Геннадъевна"]Сбасибо за ответ Валерия. Современному инженеру с уровнем развития нашей экономики без креативности работать тяжело, а может и невозможно. Многие работодатели любять экономить на качестве сырья, оборудования и на зарплате подчиненных, а современное общество и международный рынок требуют продукты высшего качества. Так что без креатива никак![/quote]<br />Совершенно с вами согласна!<br />спасибо Вам!

Оставить комментарий