Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2017 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЗДАНИЕ ОБРАЗА И ОБРАЗНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Р. БРЭДБЕРИ
Книги играют большую роль в жизни каждого человека. Без книг невозможны ни окультуривание нашего общества, ни образование в целом. Именно книга является наследием того, что человечество накопило за долгое время своего существования.
Не малую роль в произведении играет образ. В особенности образу отводится ключевое место в произведениях Р. Брэдбери.
Ключевой единицей художественной модели является художественно отработанная характерность жизни, а основное единицей художественной модели – образ. Образ – это, в первую очередь, категория эстетики, определяющая особый, характерный только искусству прием преобразования, перекраивания действительности.
Образность и образ – основные тезисы для языков искусства и художественной литературы, но не смотря на это, до сих пор нет однозначного определения данных терминов. В большинстве случаев приходится наблюдать смешение тезисов «языковой», «словесный», «речевой» или «художественный» образ. Курьезно, что даже самими авторами лингвистических энциклопедий по языкознанию, художественный образ не расценивается в качестве лингвистического понятия, что говорит о том, что художественный образ, невзирая на бесчисленные исследования, не включен в терминологическую структуру языковой науки. Мы же рассмотрим понятие «образ» в отдельном аспекте художественной литературы.
Образ и образность – ключевые тезисы литературного языка. Каверзность проблемы изучения образности трактуется сложностью и спорностью этого понятия.
Для большинства современных работ в области литературоведения характерен подход в котором образ предстает в качестве живого, целостного организма, способного к осмыслению истины бытия. В сличении с западными науками термин «образ» в русском литературоведении по определению является чем-то более «образным» и многозначным. Таким образом, И. Ф. Волков трактует определение образа как систему конкретно-чувственных средств, воплощающую собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности. [2, с. 256]
Следует отметить, что в художественном образе жизненная характерность проступает не сама по себе, не как явление поддающееся оценке, а в творческом союзе с авторским отношением к нему, другими словами творчески обновленная характерность, т.е. как часть второй, особой художественной действительности. В конечном счете, специфика художественного образа обусловлена специфическими аспектами художественного содержания. В связи с чем художественный образ нередко определяется по общим свойствам художественного содержания. К примеру, М.Б. Храпченко приводит следующее определение термина «образ»: «художественный образ – это творческий синтез общезначимых, характерных свойств жизни, духовного “я” человека, обобщение его представлений о существенном, важном в мире, воплощение совершенного идеала красоты. В структуре образа в тесном единстве находятся синтетическое освоение окружающего мира, эмоциональное отношение к объекту творчества, установка на внутреннее совершенство художественного обобщения, его потенциальная впечатляющая сила» [5, c. 79]
Похожая точка зрения в понимании тезисов «образ» и «образность» можно найти в работе Л.И. Тимофеева «Основы теории литературы». Исследователь считает, что «образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». [4, с. 448] Ученый акцентирует свое внимание на несколько существенных черт образного отражения реалий. С одной стороны, нам дано известное обобщение, которое устанавливает характерные черты явлений. С другой стороны, явления изображены конкретно, сохраняя их индивидуальные особенности, т.е. то, что мы видим в жизни.
Говоря об образности в лингвистическом плане, нельзя игнорировать такое понятие, как «внутренняя форма», вошедшее в лингвистический обиход в XIX веке. В. Гумбольд был первым, кто заговорил о внутренней форме, под которой он подразумевает систему понятий, которая отражает какие-либо особенности мировоззрения, и закреплена во внешней форме языка.
В данном случае говорится об особенностях миропонимания какой-либо нации – внутренняя форма как мироощущение.
Что касается средств создания образа, Средства выразительности обычно называют риторическими фигурами – т.е. стилистические обороты, используемые для большей выразительности речи. Цель таких стилистических фигур – сделать нашу речь красочнее, богаче, другими словами привлечь внимание и пробудить эмоции читателя.
В работах Брэдбери ученые выделили три типа образности:
- Потенциальная – слова создают наглядно-чувственное изображение внешнего мира;
- Эвидентная – заключается в изобразительно-выразительных приемах языка (эпитет, метафора, сравнение и т.п.), что является их постоянным свойством;
- Художественная – создается непосредственно писателем, имеет скорее эстетическое значение.
В связи с этим И.Р. Гальперин утверждает, что образ – это чувственное восприятие абстрактного понятия, который уже существует в сознании. Следовательно создание образа – перенос явления из абстрактной области в область материальную.
То есть читатель уже обладает определенным знанием, а благодаря художественному произведению автора знание приобретает новое выражение. Мысль, известная каждому теперь будет иметь личный оттенок чувств.
Общеизвестно, что мышление человека ассоциативно. Слова – это образы. Следовательно, в таком типе мышления можно выделить некоторые механизмы формирования образов или образных рядов. Такие образы формируются посредством формальной логики. Например: снег – белый, летящий, холодный; ночь – звездная, безлунная. Данный подтип назовем формально-логическим.
Далее в другом механизме образ формируется также посредством логики, но ассоциативное мышление уже является отвлеченным. Например: снег - колкий; ночь – черная. Отличие данного механизма, назовём его – отвлеченно-логический, от первого заключается в неочевидности качества явления. Логичность построения сохраняется, т.к. нельзя утверждать, что снег не колет, т.к. логически это доказать невозможно.
Рассмотрим же реализацию приведенного механизма формирования образности и образа в некоторых работах Р. Брэдбери.
Одним из ключевых образов в произведениях автора считается образ Природы. Данный образ раскрывается преимущественно при помощи сравнений и метафор. Например: the rain played the sidewalks and roofs. – дождь играл по тротуарам и крышам. Обычно, говоря о дожде, наиболее часто мы прибегаем к словосочетанию «барабанит» по крыше. Некое сходство с игрой есть, но все же употребление единицы «to play» создает ассоциацию с ребенком, в связи с чем дождь перевоплощается в живое существо.
Так же писатель ассоциирует дождь с быстрым стремительным движением: «freshly falling sky» - ниспровергающиеся небеса. Подобная авторская метафора создает образ мощи, стремительного движения, т.е. жизни. Эта идея выражена по средством лексемы falling, что сочетаясь с лексемой sky преувеличивает эффект мощи дождя.
Список литературы:
- Брэдбери, Р. Лекарство от меланхолии: М.: Москва, 2016.
- Волков, И.Ф. Теория литературы: М.: Просвещение, 1995. – С. 256
- Николаев А. И. Основы литературоведения // Издательство Листос [электронный ресурс] – режим доступа. - https://www.listos.biz/филология/николаев-а-и-основы-литературоведения/лексические-средства-выразительности/ (дата обращения 02.04.2017)
- Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы: М.: Просвещение, 1976. – С. 448
- Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа: М.: 1982. – С. 74
дипломов
Оставить комментарий