Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июля 2017 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Одним из этапов анализа семантического пространства художественного текста, наряду с анализом концептуального и денотативного пространств, является исследование эмотивного пространства, включающего в себя изучение диктально- и модально-эмотивных смыслов текста, а также эмоциональной тональности, которая представляет наибольший интерес для нашего исследования. В данной статье мы излагаем основы теории эмоциональной тональности, а также предлагаем свою методику ее изучения.
Говоря об эмоциональной тональности, в первую очередь мы сталкиваемся с понятием «тон». Согласно Д.Н. Ушакову, тон представляет собой «звук, порождаемый периодическими колебаниями воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума», а также «характер, оттенок звучания инструмента или голоса» [5]. Определения тона С.И.Ожегова совпадают с теми, которые были даны Д.Н.Ушаковым. Однако существует ряд различий при определении понятия «тональность». Согласно Ожегову, тональность – «высота звуков лада, определяемая положением главного тона» [3]. Ушаков рассматривает тональность как «ту или иную гамму, лежащую в основе музыкального произведения» [5]. Суммируя данные определения, мы приходим к выводу, что тональность состоит из лада и тоники, которые задают определенную гармонию музыкального произведения. Согласно музыкальной теории [6, c.32-45, c.239, c.375-379] существует минорный и мажорный лады, а тоника соответствует нотам до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Говоря о человеческих чувствах, они тоже отличаются настроением и глубиной. Например, чувство дружбы может быть представлено следующим образом: нравственное чувство, имеет следующие виды: духовная, творческая, будничная, семейная, романтическая. Каждый из представленных видов может быть маркирован как положительно (со знаком «+»), так и отрицательно (со знаком «-») в зависимости от задумки автора. Получается, что эмоциональная тональность художественного произведения включает определенное настроение, характер произведения (минорный или мажорный) и глубину чувств, переданную автором (преданная/ветреная, кратковременная/долговременная дружба и т.д.), которые создают общий эмоциональный тон произведения. Обратимся к теории музыки, чтобы определить эмотивный характер и глубину чувств автора и героев произведений.
Тональность музыкального произведения имеет четкое строение, которое мы отобразили в следующей таблице (Таблица 1).
Таблица 1.
Основы строения тональности музыкального произведения
Тональность каждой части произведения |
||
Вступление |
Основная часть (кульминация) |
Окончание |
1. Минор/мажор 2. Вступление + минор/мажор 3. Часть + минор/мажор |
1. Переход из минора в мажор/из мажора в минор 2. Ускорение развития событий (эскалация конфликта) 3. Изменение характера произведения (усиление мажора/минора) |
1. Открытая 2. Закрытая
|
Соответственно, строение музыкального произведения можно разделить на следующие группы:
- Смешанный тип – начало в одной тональности, окончание в другой тональности;
- Обычный тип без изменений – начало в одной тональности и окончание в этой же тональности без изменений и переходов;
- Обычный тип с изменениями – начало в одной тональности, окончание в этой же тональности, но с изменениями и переходами в другую тональность.
Обычно последняя нота музыкального произведения определяет общую тональность, которая для него характерна.
Видоизмененная теория музыки может быть применена при определении эмоциональной тональности художественного произведения, состоящей из завязки, кульминации и развязки, которые соответствуют вступлению, основной части (кульминации) и окончанию музыкального произведения. Однако стоит обратить особое внимание на последний аспект данной таблицы, так как варианты открытой и закрытой развязки давно устарели и редко используются современными авторами. В связи с этим, современные англоязычные произведения рассматриваются с позиции «прерывистой модели общей разрешенной кульминации», которая «иллюстрирует ступенчатую или скачкообразную эскалацию напряженности, достигая кульминационного момента в развязке» [4, c.248-254]. В каждом произведении есть конфликт, который тем или иным образом развивается. Согласно конфликтологии, существуют эскалация конфликта, под которой А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов понимают «прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие» [1, c.267]. Соответственно, с развитием конфликта меняется и эмоциональная тональность текста, которая изменяет эмотивный характер произведения или усиливает глубину чувств героев. Принимая во внимание прерывистую модель общей разрешенной кульминации, мы понимаем, что эмоциональная тональность может достигнуть своего пика в конце и оставить читателя в догадках, наедине со своими чувствами.
Для того чтобы проследить развитие эмоциональной тональности текста, мы предлагаем использовать следующую таблицу (Таблица 2).
Таблица 2.
Эмотивный характер художественного произведения
Характер |
Завязка |
Кульминация |
Развязка |
Минорный |
Минор |
Минор |
Минор |
Минор |
Мажор |
Минор |
|
Мажор |
Минор |
Минор |
|
Мажор |
Мажор |
Минор |
|
Мажорный |
Мажор |
Мажор |
Мажор |
Мажор |
Минор |
Мажор |
|
Минор |
Мажор |
Мажор |
|
Минор |
Минор |
Мажор |
Данная таблица позволяет проследить изменение эмотивного характера произведения, начиная с завязки и заканчивая развязкой. Обращая внимание на образные средства языка, составляющие эмотивные смыслы, читатель может определить характер каждой части произведения и получить один из предложенных в таблице вариантов развития эмоциональной тональности.
Л.Г.Бабенко, определяющая эмоциональную тональность текста как «категорию, включающую в себя все эмотивные смыслы текста» [2, c.148], разделила их на две большие группы, которые составляют ядро эмотивного содержания художественного текста:
- Диктально-эмотивные, характеризующие чувства и эмоции персонажей;
- Модально-эмотивные, характеризующие чувства и эмоции автора.
Также стоит отметить, что существуют экстенсиональные эмотивные смыслы, связанные с чувствами читателей при прочтении художественного произведения.
Диктально-эмотивные смыслы, входящие в структуру образа персонажа, с функционально-текстовой точки зрения подразделяются на 3 основные группы:
- интерпретационно-характерологические эмотивные смыслы (stood up suddenly, said his aunt firmly) – помогают в создании портрета персонажа. Особую роль играют окказиональные эмотивные номинации и окказиональные слова-употребления (ироничное отношение);
- эмоционально-жестовые эмотивные смыслы (smiling easily, sat down heavily) – символизируют внутреннюю эмоциональную жизнь персонажа поведением и жестами. Часто используются звукоподражательные глаголы;
- эмоционально-оценочные эмотивные смыслы (terrible boy, lazy boy) делятся на 2 группы:
3.1. эмоционально-оценочные рефлексивы – направлены на самого говорящего. В основном используются междометия, частицы, коннотативно-эмотивная лексика;
3.2. эмоционально-оценочные регулятивы – ориентированы на собеседника. Часто используется коннотативно-эмотивная лексика, также данные эмотивные смыслы реализуются в прямой речи.
Эмотивные смыслы художественного произведения помогают определить эмоции и глубину чувств героя, а также эмотивное настроение (минорное или мажорное).
Более того, важную роль в построении эмоциональной тональности текста играет темп произведения (ускорение или замедление развития событий). Благодаря сочетанию эмотивного настроения произведения и темпа развития событий, можно разделить художественные тексты на следующие группы:
- Холеричный – предполагает сочетание минорного настроения и быстрого темпа;
- Сангвинистичный – представляет собой сочетание мажорного настроения и быстрого темпа;
- Флегматичный – предстает как сочетание мажорного настроения и медленного темпа;
- Меланхоличный – предполагает сочетание минорного настроения и медленного темпа.
Данная классификация не только позволяет представить полную картину эмоциональной тональности художественного текста, но также и объяснить, почему тот или иной человек предпочитает один художественный текст и не понимает концептосферу другого.
Таким образом, мы понимаем, что анализ эмоциональной тональности художественного текста является одним из основополагающих аспектов лингвистического анализа, позволяющего раскрыть суть художественного произведения.
Список литературы:
- Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
- Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. – М.:Флинта: Наука, 2009. – 496 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31941 (дата обращения: 21.05.2017)
- Разоренова, Ю.А. Композиционные модели общей разрешенной кульминации// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2008. – №1. – С.248-254
- Ушаков, Д.Н. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=77311 (дата обращения: 21.05.2017)
- Холопов, Ю.Н. Гармония: Теоретический курс: Учебник. – СПб.: Изд. «Лань», 2003. – 544 с.
дипломов
Оставить комментарий