Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2017 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
О НЕКОТОРЫХ ДОМУСУЛЬМАНСКИХ ОБРЯДАХ И СВЯТЫХ МЕСТАХ (ПО «КНИГЕ ОБ ИДОЛАХ»)
Весь доисламский период истории Аравии мусульманская историография обозначила термином «ал-джахилийа» — невежество [1] Однако «именно в этой доисламской истории арабов с ее духовно-мифологической основой, − пишет Ю.Г. Петраш, − мы отыскиваем корни тех мировоззренческих представлений, которые составили основу Корана, Сунны и многих традиций ислама» [2]. Речь, таким образом, идет о мифологии древних арабов, исследование которой позволяет выяснить их мировоззрение и мировосприятие.
Древнеарабские мифологические представления (1-е тысячелетие до н. э. — начало VII в. н. э.), по заключению исследователей, не сложились в единую систему, при этом сведения об этих представлениях почерпнуты из немногочисленных источников, в том числе из «Книги идолов» Хишама ибн ал-Калби (VIII в.) [3]. Текст «Книги об идолах» составлен в форме собрания записей устных рассказов тех, кто помнил рассказы предков о времени Джахилия; в повествование автор включал и свои суждения.
Итак, одной из самых ярких черт мифологии древних арабов является культ камней (с. 9). Ал-Калби рассказывает о том, что арабы совершали обход – давар − вокруг идола-камня и приносили ему жертвы, а называли эти камни ал-ансаб (с. 17). Камни служили объектом поклонения арабов; наиболее известен так называемый «черный камень», который и в настоящее время остается «одной из важнейших мусульманских святынь» (см. об этом, например [4, с. 111; 5]).
Восприятие формы поклонения камням приравнивается к III веку [6]. Дж. Гилкрист указывает, что поклонение камням считалось обычным явлением, причем вне зависимости от того, какая форма им придавалась. Некоторые камни арабы приносили на ярмарки, оставляли в храме Кааба [7].
Арабы эпохи ал-джахилийа использовали для идолов наименования санам (идол, кумир) и васан (идол, предмет любви). Ал-Калби указывает, что если идол был сделан из дерева, или золота, или серебра, его называли санам, а если он был сделан из камня − васан (с. 26). В период ал-джахилийа в Аравии очень важно было владеть идолом или храмом: идол был почти в каждом доме, каменные идолы ставили в Каабе или перед храмом, а в местах всеобщего совершения обрядов преклонения находилось огромное количество идолов, обряды проходили в виде ходьбы вокруг камня [8].
Одним из главных обрядов арабов периода ал-джахилийа был обряд хаджа. Каждое племя совершало таваф – ритуальный обход вокруг Каабы, известный с доисламских времен, когда семь жриц ал-Лат совершали службу у Черного Камня в Мекке. Таваф составлял основу хаджа и символизировал очищение от грехов. Богам преподносились различные подарки и благовония. Из доисламских времен сохранился обряд умра (добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия), стояние на горе Арафат (обряд, совершаемый до сих пор в исламе в течение девятого дня месяца зу-л-хиджжа), обряд принесения в жертву животных во время хаджа [9, с. 78 – 80]. Свидетельство тому − фрагменты из «Книги об идолах», разъясняющий и причины идолопоклонства древних арабов, при этом примечательно, что Кааба называется Домом: ей приносили дары, смазывали стены кровью жертвенных животных, украшали красивыми материями; вокруг нее совершали семикратный обход и всякий раз прикасались к Черному камню [10, с. 42 – 43].
С Каабой связаны разные легенды и предания. Одна из них повествует о двух идолах – Исафе и Наиле. По соседству с Каабой находились два небольших холма – ас-Сафа и ал-Марва: на первом располагался идол Исаф, а на втором подобное ему божество – Наила. Легенда гласит: когда-то мужчина и женщина сожительствовали в Каабе, за что и были превращены в камень. Обычно арабские язычники, совершая паломничество, дотрагивались до этих фигур. Такой ритуальный обход холмов и в настоящее время распространен среди паломников, хотя его истоки – в язычестве. Коран оправдывает эту практику, объясняя ее тем, что два холма находятся между «символами Аллаха» и нет никакого греха в том, чтобы обойти их. [11]. В «Книге об идолах» содержится фрагмент, излагающий легенду о превращении этих людей в идолов за блуд, совершенный в Доме (c. 10).
В тексте «Книги об идолах» находим целый фрагмент о святых местах: о каабе в Наджране, которую почитало племя ал-харис ибн ка'б, но которая, по размышлению автора, была не местом поклонения, а лишь обителью для людей племени; о каабе в аз-Захрена реке Синдад между Куфой и Басрой, которой поклонялось племя ийад и которое, по некоторым свидетельствам, также было не капищем для поклонения, а только почетным жилищем; о святилище ал-Калис в Сане, построенную из мрамора и позолоченного дерева (с. 25 – 26). В тексте содержится упоминание о храме божества луны – Рийам, которому поклонялись химйариты (с. 11); есть в тексте свидетельства о святом ущелье Сукам – святилище, которое курайшиты посвятили богине ал-Уззу, и о святом источнике Замзам, и о капище Руда (с. 11). В примечаниях автор указывает, что Рийам находился к северу от Саны в области Архаб на торе Рийам. Добавим, что лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях.
Ал-Калби не единожды упоминает об обряде гадания на стрелах, например: «Его отец был убит, и он хотел отомстить за него, пришел к Зу-л-Халасе, перемешал перед ним гадательные стрелы, и выпала стрела, запрещающая ему это, и он произнес эти стихи» (с. 20). Об этом обряде повествует и фрагмент, в котором ал-Калби рассказывает о набеге Имру'-л-Кайс ибн Худжр на племя асад, почитавшем идола в Табале. Имру'-л-Кайс ибн Худжр совершил обряд гадания на трех стрелах – «повелевающей», «запрещающей» и «откладывающей», но, разгневанный результатом, ударил идола, потом покорил племя асад, а перед идолом больше никогда не гадали (с. 4).
В известной книге «Пророк Мухаммад» находим сведения об этом обряде в контексте рассуждений о Хубале − самом крупном и самом почитаемом идоле Каабы: гадание на стрелах «являлось одной из его главных специальностей» [12, с. 28]. О Хубале есть важные замечания в книге Климовича: он предполагает, что «Хубал и мусульманский Аллах − одно и тоже» [13, с. 213].
В «Книге об идолах» находим примечательный фрагмент о Хубале, который владел семью стрелами с надписями “чистокровный” и “чужой”. При помощи этих стрел Хубала определял «отцовство»: ребенка принимали, если выпадала стрела с надписью “чистокровный”, от ребенка отказывались, если выпадала стрела с надписью “чужой”. У Хубалы были стрелы для покойника, для заключения брака и др. (с. 17).
Обратимся еще к одному зафиксированному Ал-Калби обряду, перешедшему в исламскую традицию, − обряду бритья головы. Автор повествует об идоле ал-Укайсир, к которому совершали паломничество племена куда'а, лахм и джузам и жители Сирии. Во время паломничества они брили возле идола головы, а с каждым волоском бросали щепоть (ал-курра) муки (с. 24). Об обряде бритья головы есть некоторые свидетельства в литературе (см., например: [14, с. 43]).
Итак, «Книга об идолах» построена как собрание рассказов о языческих племенных идолах и проникнута осуждением идолопоклонства. В связи с этим она является важным источником сведений о духовной культуре арабов в доисламский период их истории.
Список литературы:
- Джон Гилкрист Дж. Мухаммад − пророк ислама. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama (дата обращения: 10.10.2017).
- Петраш Ю.Г. Великая святыня Коран. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (дата обращения: 10.10.2017).
- Хишам ибн Ал-Калби. Книга об идолах (китаб ал-аснам) / Перевод с арабского, предисловие и примечания В.В. Полосина (Серия Памятники письменности Востока). − М.: Наука, Восточная литература, 1984. – 64 с. Ссылки на издание с указанием страниц приводятся в тексте статьи в круглых скобках.
- Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. – М.: Вече, 1997. – 560 с.
- Джон Гилкрист Дж. Указ.соч.
- Нихаль Шахин Утку. Аравия доисламского периода. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.posledniyprorok.info/
- Джон Гилкрист Дж. Указ.соч.
- Нихаль Шахин Утку. Указ.соч.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV вв: курс лекций. ‒ Л.: Издательство Ленинградского университета, 1966. – 398 с.
- Аш-Шахрастани Мухаммад ибн Абдал-Карим. Книга о религиях и сектах / Перевод с арабского, введение и комментарий С.М. Прозорова. ‒ М., 1984. ‒ 270 с.
- Джон Гилкрист Дж. Указ.соч.
- Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Пророк Мухаммед. – М., 1991. – 485 с.
- Бартольд В.В. Культура мусульманства. – М., 1998. – 112 с.
- В.Ф. Панова, Ю.Б. Бахтин. Указ.соч.
отправлен участнику
Оставить комментарий