Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2018 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Валова Л.В., Глушко Е.Ю. ХРИСТИАНСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(61).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХРИСТИАНСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Валова Людмила Вадимовна

студент кафедры обществоведения и филологии, филиал СГПИ в г. Буденновске,

РФ, г. Буденновск

Глушко Елизавета Юрьевна

студент кафедры обществоведения и филологии, филиал СГПИ в г. Буденновске,

РФ, г. Буденновск

Появившееся на Руси в X веке христианство внесло огромный вклад во все уровни жизни человека – культурный, духовный, бытовой. Помимо этого, именно благодаря православию на Руси появилась письменность, а затем и литература. Невозможно отрицать влияние христианской веры на развитие Руси, человечества, так же как и невозможно отрицать её влияние на искусство – музыку, живопись, литературу.

Истинность православной веры чётко отражается в творчестве великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. В его произведениях проблема роли христианства в жизни человека обретает силу в развитии действия романов «Преступление наказание» и «Идиот».

Идея романа «Преступление и наказание» достаточно понятна. Вследствие того, что Достоевский свято верил в Бога, мыслью произведения является реализация одной из божьих заповедей – «Не убей». Однако автор не просто излагает божьи «нравоучения», он показывает на примере Родиона Раскольникова, что невозможно совершить преступление по совести [4].

Раскольников, будучи ещё совсем ребёнком, был верующим человеком, соблюдал все божьи законы, – то есть жил так, как велела ему его совесть. В юности, приехав в Петербург, Родион увидел страшную картину нищеты, вопиющую социальную несправедливость, и все это поколебало его веру в Бога. Существующая на тот момент социальная система вызвала в Родионе чувство бунта, протеста, которое отразилось в его идее об убийстве. Его не покидали мысли о социальной несправедливости, казалось, что если он убьет одного человека, то это будет на благо тысячам людей. По его мнению, право на убийство имели люди особого класса – «сверхчеловеки». Они же и являлись творцами новой жизни, они – «двигатели» человечества [4]. У других же нет способности дать оценку деятельности этих «создателей», их открытиям. Таких людей главный герой называет «тварями дрожащими». Последствием мысли Раскольникова является убийство старухи-процентщицы.

Достоевский, усиливая антипатию читателя к старухе, дает возможность согласиться с тёмным намерением Раскольникова. Мотив преступления главного героя раскрывается ещё в начале романа. Он считает это облагодетельствованием многих бедных людей Петербурга. Но истинный мотив он формулирует немного позднее, когда ведет диалог с Соней Мармеладовой. Этот мотив должен определить, к какому разряду людей принадлежит Родион: к первому или второму.

Долго сомневаясь, Раскольников в итоге решается на убийство. Совершив преступление, Родион находится в смутном состоянии, но не признает своей вины, для него не существует причин для раскаяния. Но всё-таки совесть, которая была заглушена во время убийства, берет вверх над главным героем. Раскольников находится в болезненном состоянии. Боится быть разоблачённым. И главная его проблема – мучение от собственного понимания того, что «убить-то он убил, но не переступил и на этой стороне остался».

Идею об убийстве одного ради тысячи других Родион считает ещё оправданной, но уже не может отнести себя к разряду «сверхчеловек». Соня пытается повлиять на Раскольникова, и тот сознается в содеянном преступлении. Но убийство Родион не воспринимает как грех против Бога, а воспринимает это как доказательство непринадлежности к «тварям дрожащим». Раскольников истинно раскаивается уже на каторге. Приснившийся сон, в котором показана жизнь людей после принятия «наполеонизма», подталкивает главного героя на обдумывание и признание своей вины в совершенном преступлении.

Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» дает опровержение антихристианской теории, бесчеловечности, доказывает, что человечество должно жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца [5, с. 98].

Роман «Идиот» Фёдор Михайлович запланировал как продолжение романа «Преступление и наказание». Князь Мышкин – это тот же Раскольников, только перерождённый в образ крайне положительного человека. Это произведение являлось неким экспериментом Достоевского над близкой ему и любимой им темой. «Князь – Христос» – так иногда называется Мышкин в произведении. При создании образа князя автор ориентировался на образ Христа и был убеждён, что нет никаких сомнений в его истинности, но человечеству он нужен всего лишь как символ веры, чтобы не рассыпался мир. Достоевский говорил, что если бы его спросили: «С истиной или с Христом остаться?», он бы «предпочёл Христа». Христос занимал важную роль не только в жизни писателя, но и в его произведениях, в которых он показывает своему читателю попытки обретения идеала, мира на земле через образы главных героев.

По мнению автора, образ Мышкина – целый процесс, программа. «Люблю её ужасно», – говорил Фёдор Михайлович об идее произведения.

Князь Мышкин – совершенно обычный человек со своими проблемами, заботами и мыслями. Это обычный человек, но с необычной душой, в которой хранит образ Святого и глубоко верит в него. Достоевский понимал, что очень рискует, но все же решился на создание «идеального» человека, которого ни у нас, ни в западной Европе ещё не существовало. Твёрдое решение писателя показать всем образ живого Христа в земном человеке, со всеми земными потребностями, придало некой остроты его творчеству [3, с. 154].

Конечно, нельзя поставить знак равенства между Мышкиным и Христом, разве что он может быть условным. Но объяснение сопоставления этих двух образов есть: полнейшая духовная чистота, смирение дают сходство Мышкину с Христом. И даже во внешнем облике Достоевский показал схожесть: князь в романе представлен в возрасте Христа, так же как описывается в Евангелии: он двадцати семи лет, бледноватый, отличается впалыми щеками и лёгкой остренькой бородкой.

Ещё в детстве Достоевского поразила способность Христа быть всепрощающим, проницательным. Во время своего заключения Федор Михайлович ещё трепетнее стал относиться к святому. Для Достоевского перестали существовать земные авторитеты, он все чаще обращался к Христу как к правдоискателю. Образ Христа всегда был в сознании писателя, которое потеряло веру в существование других идеалов [1, с. 73].

Изначально роман был задуман как повесть об идеальном человеке. В мыслях писателя при создании романа был задуман эксперимент: каков будет нынешний мир, если опираться на заповеди Христа, его проповеди, которые способны избавить от зла и спасти душу человека. И князь Мышкин представлен в образе человека, максимально приблизившегося к образу Христа. У героя особая роль. Он должен спасать людей, их души, зараженные самолюбием, гордыней и многими пороками, должен показать всем, что можно спастись, оказывая помощь другим, думать о других больше, чем о себе, и уметь прощать. Приход и деятельное участие Мышкина в жизнях других, по замыслу писателя, должно привести людей к осознанию и восприятию христианской веры [6].

Вопрос религиозности в произведениях Достоевского есть главная идея украшения мира. Ведь, по словам Достоевского, именно красота спасёт мир. Только красота не внешняя, не земная, а исходящая изнутри. И это самая трудная задача – избавить мир от зла. Преодолевается она у писателя именно любовью и верой в Христа. Лишь вера и любовь, а это и есть красота, может спасти и воссоединить человека с Богом, считал Достоевский [2, с. 34].

 

Список литературы:

  1. Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский. – М.: Просвещение, 1990. –  208 с.
  2. Достоевская А.Г. Воспоминания. – М.: Правда, 1987. – 544 с.
  3. Селезнев Ю. Достоевский. М., 1981. (Серия: Жизнь замечательных людей. Вып. 16). – С. 154-161.
  4. Трифонов Ю. Загадка и провидение Достоевского //Новый мир. – 1981. –№11. – С. 239-244.
  5. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. В двух томах. Т. 1. – М.: Художественная литература,1990. – 623 с.
  6. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. В двух томах. Т. 2. – М.: Художественная литература,1990. – С. 199-200.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.