Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2018 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОЧЕРК КАК ФРЕЙМОВАЯ СТРУКТУРА: К ВОПРОСУ О НАБОРЕ СЛОТОВ
Журналистский текст находится в постоянном движении: традиционные для публицистики жанры видоизменяются, соединяются и, как результат, образуют новые видовые формы. На процесс трансформации непосредственное влияние оказывают несколько факторов: экстралингвистические (глобализация, мультимедийность, запросы потенциального адресата) и лингвистические, среди которых в первую очередь следует рассматривать персонифицированность. При этом умение журналиста следовать законам жанра является, по мнению большинства специалистов [5], главным критерием профессионализма: автор несёт «ответственность» за целостность и связность текста, что предполагает признание существования традиции в организации текстового пространства. При этом справедливо утверждение, что в современной коммуникативной практике жанровые различия становятся менее уловимыми ‒ как для обычного обывателя, так и для профессиональной среды [7], что, на наш взгляд, обусловлено возросшей конкуренцией среди источников информации, как следствие – необходимостью поиска новых способов привлечения внимания аудитории. На этом фоне разработка теории жанра, ориентированной на новые условия развития публицистики, становится особенно актуальной задачей.
В последнее время излюбленным жанром периодических изданий становится очерк. В теории журналистики этот жанр справедливо относят к числу наиболее изученных, однако общепринятая и целостная трактовка очерка как публицистического текста не сформирована. По нашему мнению, наиболее полным является представление жанра, предлагаемое Б.В. Стрельцовым: очерк – это художественно-публицистический жанр, в котором путём сочетания логико-рационального и эмоционально-образного способов отражения действительности реализуется определенный аспект концепции человека или общественной жизни [11]. Очерк сочетает в себе художественную образность и многообразие языковых средств, эмоциональную насыщенность и глубину авторского обобщения действительности [12].
На фоне требования соответствия композиционных форм текста причинно-следственным и временным связям специалисты в области теории журналистики выделяют несколько типов очерковых структур. Мы отдали предпочтение типологии, предложенной автором учебника «Технология создания журналистского произведения» М.Н. Кимом [6], как построенной на наиболее очевидных признаках жанра. Остановимся на рассмотрении предлагаемых автором критериев подробнее.
При хроникальном построении очерка текст выстраивается исходя из последовательной смены действий, эпизодов или периодов, в зависимости от их продолжительности: период – это длительный промежуток деятельности героя; эпизод – своеобразное «вырывание» из события или процесса момента, ограниченного во времени; действие – процесс, занимающий немного времени и не разворачивающийся в эпизод. При хроникальном построении возможны два способа отображения события: прямой (последовательное описание значимых моменты из жизни героя) и смещённый (отображение различных периодов жизни героя) хронология. Построение, основанное на логике причинно-следственных связей, основано на принципе логической последовательности. При этом автору важно показать развитие собственных мыслей путём выдвижения системы положений и доказательств.
Эссеистская, или как её ещё называют «свободная», форма построения, синтезирует в своей структуре сложные ассоциативные связи и образные обобщения. Как правило, эта форма «характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств» [6]. В этом случае движение мысли соединяется с эпизодом, а философские и лирические отступления ‒ с элементами острой фабулы [3, с. 75].
Продумывая структуру текста, журналист намечает для себя несколько способов тематического развертывания. С точки зрения Л.М. Майдановой, существуют плановое и скачкообразное развертывание [8, с. 132]. При плановом развертывании повествование отличается детальностью, в нём каждое действие или ситуация плавно сменяется другими, создавая расширенное представление о характере того или иного явления. Скачкообразное же строится по другому принципу: «скачкообразность – намеренное разграничение. Резкое размежевание тем, неожиданные переходы … слияние тем в единое целое происходит на фоне всего текста, в свете общей концепции публикации» [8, с. 134.].
Основными композиционными компонентами очерка принято считать пейзаж, деталь и портрет. Рассматривая этот типичный набор, большинство учёных сходятся во мнении, что жанр очерка подразделяется на три вида в зависимости от выбранного смыслового центра, соответственно: путевой очерк, проблемный очерк, портретный очерк. В путевом очерке предметом разговора является географический объект, в проблемном автор ищет решение насущных вопросов, а портретный – представляет собой повествование, организованное вокруг той или иной личности.
В последнее время в теории жанра предпочтение отдаётся фреймовому подходу [15, с. 89-90], что является прямым следствием возрастающего интереса к изучению когнитивных процессов в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Фреймовая теория заимствована когнитивистикой из теории программирования, автором идеи принято считать американского исследователя в области искусственного интеллекта М. Минского. Минский считал, что человек в каждой новой ситуации обращается к своим знаниям и опыту, чтобы извлечь из памяти некий ситуативный шаблон, называемый фреймом [9]. Дополняя и изменяя клише, коммуникант делает его подходящим для представления новой ситуации. При таком подходе можно говорить о фрейме как о структуре данных для представления стереотипной ситуации [4]. В лингвистике фрейм впервые используется в работе Ч. Филлмора «Фреймы и семантика понимания», автор которой описывает слоты – единицы, представляющие в структуре какой-либо аспект, как часть фрейма [13, с. 52-93].
Фреймовый сценарий очеркового жанра был апробирован в работе «Моделирование жанров телевизионных и печатных СМИ: фреймовый подход» [1]. Именно этот вариант взят нами за основу для формирования представления о композиционной специфике каждого из выделяемых видов очерка.
Путевой очерк – описание путешествия через призму событий, приключений, встреч с людьми. Из всех типов очерковых форм только для путевого характерна авантюрность сюжета: данный вид очерка позволяет автору в полной мере проявить свою фантазию, воображение и литературное мастерство. Фреймовый сценарий путевого очерка выглядит следующим образом: (1) представление места путешествия; (2) цель путешествия; (3) маршрут; (4) способ перемещения; (5) описание местности; (6) историческая справка; (7) общественно-политическая обстановка; (8) сведения об исторических личностях; (9) диалог с современником; (10) достопримечательности; (11) авторские отступления; (12) интересные факты; (13) советы путешественникам; (14) прогнозы.
Комментарии к предлагаемому набору слотов. В путевом очерке журналисту, прежде всего, необходимо представить место путешествия. При этом объект описания обязательно должен быть уникальным. Краткая информация о «маршруте», представляет собой обозначение основных «остановок» и оптимальный «способ перемещения» к необходимому пункту. Реализуя слот «описание местности», очеркист может рассказать об этимологии топонима, обрисовать пейзаж или климатические условия, привести некоторые факты. Всё это журналист подкрепляет краткой «исторической справкой», сопоставляя события прошлого с нынешней «общественно-политической обстановкой». Слоты «сведения об исторических личностях» и «диалог с современником» также могут связывать прошлое и настоящее. Диалог с местными жителями имеет целью продемонстрировать отличительные особенности жителей (менталитет, традиции, язык, культуру, быт). Путевой очерк не может обойтись без рассказа о «достопримечательностях», дополненного «авторскими отступлениями» и «интересными фактами». И наконец, в качестве итога автор может прибегнуть к слотам «советы путешественникам» (справочная информация) и «прогнозы» (перспективы развития выбранного объекта путешествия, грядущие изменениях и другое).
Проблемный очерк – социально направленный жанр, посредством которого журналист стремится привлечь внимание общественности к острым вопросам современности. Этот очерковый вид представляет собой повествование о проблеме с очевидным авторским взглядом на происходящее. По точному замечанию А. Тертычного, по своей логической конструкции проблемный очерк сходен со статьей [12]. Основанием для такого вывода служит тот факт, что в обоих жанрах преобладает исследовательское начало. Структура фрейма проблемный очерк состоит из двух частей: логической и образной: логическая включает в себя слоты: (1) проблемная ситуация; (2) конфликт; (3) история преодоления; (4) аналогичная ситуация; (5) пути решения проблемы; образная часть состоит из слотов: (1) место действия; (2) время действия; (3) действующие лица: главные, второстепенные; (4) авторские отступления.
Комментарии к предлагаемому набору слотов. Логическая и образная структуры находятся в тесной взаимосвязи. Рассматривая проблему, автор делает акцент на её значимости для общества, ведь главное требование к очерку этого типа – актуальность и злободневность.
Зачастую проблема выражается через «конфликт». Очеркист подробно излагает «историю преодоления» критической ситуации, акцентируя внимание на трудностях, с которыми пришлось столкнуться героям. В процессе изложения журналист приводит примеры «аналогичных ситуаций». Этот приём позволяет показать, что ситуация не уникальна, а также демонстрирует возможные последствия её развития или намечает «пути решения» конфликта.
В слотах образной части фиксируется информация о «месте» и «времени» действия, главных и второстепенных «действующих лицах». Развитие конфликта обычно сопровождается эмоциональными оценками героев и автора, содержание слота «авторские отступления» составляют разнообразные ассоциации, параллели, комментарии.
Главной целью портретного очерка является отражение внутреннего мира человека, раскрытие его характера. Как правило, это портреты конкретных людей (ученые, музыканты, учителя, герои войн). Так же, как и в проблемном очерке, в структуру очерка портретного входят аналитическое и художественное начало, что предполагает необходимость выделения во фрейме двух полюсов.
Слоты содержания: (1) представление героя;
1) биографические сведения; (2) фактическая информация; (3) конфликт; (4) история успеха; (5) оценка героя другими людьми; (6) прогнозы и перспективы.
Слоты формы: (1) внешность героя; (2) речевая характеристика; (3) жизненное кредо; (4) окружение; (5) обстановка; (6) авторские ремарки; (7) свободное времяпрепровождение.
Комментарии к предлагаемому набору слотов. Предлагаемый набор слотов делает очевидным, что сценарий портретного очерка весьма обширен. Сложность его заключается в специфике взаимодействия слотов – на практике эти элементы находятся в тесном взаимодействии.
Для формирования портрета личности необходимо начать с «представления героя», сделать акцент на «изюминке», подчеркнуть детали, которые будут характеризовать именно этого человека. Упор на исключительность – важная составляющая портретного очерка. С целью максимальной конкретизации повествования автор прибегает к «биографическим сведениям», добавляет «фактическую информацию», например: перечисление наград и достижений, сведения об общественно-политической ситуации в стране и многое другое. Для демонстрации характера человека в портретном очерке необходима своего рода драматизация – журналист вводит в повествование «конфликт». Слот «оценка героя другими людьми» включается во фреймовую структуру очерка с целью подтвердить объективность позиции автора, который, помимо собственных впечатлений («авторские ремарки»), показывает аудитории и стороннее мнение. Собственно портрет героя формируется в процессе наполнения слотов «внешность героя», «окружение», «обстановка», «свободное времяпровождение». Включение в текст очерка прямой речи позволяет реализовать слот «речевая характеристика», а косвенная речь наполняет слот «жизненное кредо», который призван отразить главные принципы, которыми руководствуется герой. Аккордной точкой в портретном очерке становятся журналистские «прогнозы» и возможные «перспективы» развития жизненных событий героя.
Таким образом, каждый из видов очерка имеет строго определенный набор слотов, последовательность расположения которых зависит от специфики творческого замысла. Заполнение слотов «языковым материалом» позволяет автору воплотить свой замысел. Принципы отбора языковых единиц и избираемый вариант распределения слотов определяют идиостилистическое своеобразие текста очерка.
Список литературы:
- Аверьянова, О.А. Моделирование жанров телевизионных и печатных СМИ: фреймовый подход: рукопись. Магнитогорск, 2015. – 78 с.
- Аверьянова, О.А. Фреймовый подход к изучению аналитических жанров журналистики в аспекте современных научных изысканий // Реклама, PR и журналистика в экономике, политике, культуре: матер. II Всероссийского студен. науч.-практ. Интернет-форума. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – С. 75-80
- Беневоленская, Т.А. Композиция газетного очерка: пособие по спецкурсу. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. – 88 с.
- Борисова, И.В. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. – 408 с.
- Вартанова, Е.Л. Итоги 2014 медиагода как вызов медиатеропии // МедиаАльманах. – 2014. – № 6. − С. 8−10.
- Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 319 с.
- Лазутина, В.Г. Жанры журналистского творчества: учебное пособие для студентов вуза. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.
- Майданова, Л.М. Целостность и связность газетного текста: учебное пособие. − Свердловск: УрГУ, 1984. − С. 30−85.
- Минский, М. Фреймы для представления знаний. − М.: Энергия, 1979. − 154 с.
- Серова А.Ю. Фрейм как когнитивная основа текстов жанра «портретный очерк // Science Time. – 2017. – №2. – С. 329−333.
- Стрельцов, Б.В. Основы публицистики. Жанры: учеб.пособие. − Минск: Университетское, 1990. − 240 с.
- Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. − СПб: Аспект-Пресс, 2002. − 320 с.
- Филлмор, Ч. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. − М.: Прогресс, 1988. − С. 52-93.
- Хомутова, Т.Н. Типология дискурса: интегральный подход // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». – 2014. – Т. 11. – № 2. С. 14−20.
- Чернова, О.Е. Скандал в аспекте фреймового подхо // Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции (г. Махачкала, 18 июля 2014 г.). − Махачкала: ООО «Апробация», 2014. − С. 89 – 90.
дипломов
Оставить комментарий