Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2018 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОККАЗИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ДЕЛО СУДЬИ ДИ» ХОЛЬМ ВАН ЗАЙЧИКА КАК ОДНА ИЗ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Лексический состав современного русского языка очень подвижен, каждый год он пополняется новыми словами, т.е. неологизмами. Существуют два основных источника образования новых слов: они могут заимствоваться из других языков или же создаваться писателями для их собственных произведений. Авторские неологизмы иначе называются окказионализмами. На смену «осторожно-чистой, сверхправильной речи времен тоталитаризма» приходит раскрепостившийся язык нового времени. Одним из путей «раскрепощения» языка можно считать активизацию окказионального словопроизводства. Конец XX в. – начало XXI в. иногда даже называют «веком окказионализмов» [2, с. 48]. Итак, окказионализмы – это созданные автором в соответствии с законами словообразования языка слова, которые применяют к какому-либо специальному случаю для художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы, как и все слова русского языка, имеют стандартные способы образования: лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфологический. Рассмотрим их подробнее. Лексико-семантический способ образования подразумевает образование нового слова в результате изменения значения уже существующего слова. В настоящее время процесс осмысления старых, уже существующих в языке слов, обогащение их новыми значениями становится все более и более распространенным. Е.В. Говердовская считает, что сейчас лексико-семантический способ образования новых слов не менее продуктивен, нежели морфологический [1, с. 57]. Морфологический способ образования подразумевает образование производного слова в результате присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе. При этом выделяют суффиксальный, префиксальный, приставочно-суффиксальный, безаффиксаный способ, сложение основ при помощи соединительной гласной или же сложение целых слов. Под лексико-синтаксическим способом словообразования подразумевается возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух и более лексических единиц. Как показывает наш анализ, окказионализмы, созданные этим способом, малочисленны.
Любое художественное произведение – это в первую очередь выражение личности самого писателя. Многие авторы желают «выделиться», показать уникальность своего стиля или языковой системы. Одним из способов реализации данной цели является создание и употребление индивидуально-авторских слов, т.е. окказионализмов. Анализ типов и функций данных новообразований проводился нами на материале произведения «Дело Судьи Ди» Хольм Ван Зайчика. Для начала стоит отметить, что Хольм Ван Зайчик – это псевдоним двух российских писателей-фантастов Вячеслава Рыбакова и Игоря Алимова. «Плохих людей нет» – это цикл повестей, действие которых разворачивается в вымышленной стране Ордусь. Главные герои произведения – сыщики, которые расследуют преступления, происходящие в этой стране. Поскольку авторы данного цикла – фантасты, было сразу понятно, что их тексты будут богаты новообразованиями. Доказательством служит само название вымышленной страны Ордусь. Кроме того, это произведение достаточно новое, а как уже было отмечено ранее, по словам Е.А. Земской, начало 21 века считается «веком окказионализмов».
Путем свободной выборки нами было отобрано около 63 новообразований. Все они построены по продуктивным моделям. Данные окказионализмы создаются различными способами. Можно догадаться, что превалирующим является морфологический способ, поскольку он является самым продуктивным в современном русском языке. Проанализировав произведение Хольм Ван Зайчика, мы пришли к выводу о том, что большинство его окказионализмов образовано сложением двух основ с помощью гласной «о». Остановимся подробнее на примерах. «А воздухолеты продолжали и продолжали садиться», «Пожилой ученый в изображении местных ширмоделов не совсем походил на себя», «Если бы Багу пришлось составить его членосборный портрет, то помимо внешних черт он обязательно бы указал вот на эту особенность», «Само собой, случаи человеконарушений в святая святых империи были настолько редки, что пересчитать все хватило бы пальцев одной руки» и так далее. Мы видим, что данные авторские слова образованы при помощи сложения двух основ и гласной «о». Благодаря этому способу образования, мы без труда можем понять значение этих слов. Воздухолет – воздушное судно, предназначенное для полетов в атмосфере. Ширмодел – мастер по работе с ширмами, дизайнер ширм. Членосборный (портрет) – полный, со всеми характерными чертами человека портрет. Человеконарушение – правонарушение, действие или бездействие, противоречащее требованиям правовых норм.
Сложение, являющееся основным способом образования авторских слов в произведении, является отнюдь не единственным. Продолжая рассматривать морфологические способы, стоит отметить также суффиксальный. Например, слова вторница, первица, средница созданы с помощью суффикса -иц- по аналогии со словом седмица, которое не является окказионализмом и обозначает название недели в церковнославянском языке. Соответственно, слова, отмеченные выше, обозначают вторник, понедельник и среду. Кроме суффикса -иц- в произведении также употребляются слова с суффиками -ник- (вещник – вещевое отделение салона самолета), -ун- (летун – летательный аппарат), -альн- (едальня – место, где едят, столовая), -ость- (словоохотливость – разговорчивость, склонность поговорить, побеседовать).
Что касается лексико-семантического способа образования окказионализмов, он также широко используется автором. Тому подтверждением является, например, слово «узость». Так, в произведении Хольм Ван Зайчик употребляет данное слово в значении новшества и нововведения (Да и к тому же еще в тесноватом, по-западному неуютном «боинге», расчлененном вдобавок, как это при демократиях принято, на вип-класс, бизнес-класс и Бог знает какие еще узости), хотя данное слово имеет совершенно другие значения в современном русском языке (ограниченность, односторонность, недалекость, узколобость, недостаточность, однобокость; тесность.
Как мы видим, окказионализмы, являясь словами новыми, образованными специально для этой книги, так или иначе нам понятны, то есть благодаря контексту разобраться в их значении не трудно. Тогда задается вопрос. Зачем автор придумывал их? Причин, побуждающих писателей создавать новые слова, множество: желание подчеркнуть свое отношение к предмету или действию, стремление выразить свою мысль как можно точнее и четче, потребность избежать тавтологии, усилить эмоционально-экспрессивную выразительность речи. Однако, помимо этих причин, Хольм Ван Зайчик употребляет неологизмы с целью показать колорит той эпохи, языковые особенности обитателей страны, о которой идет речь. Ордусь – вымышленная страна, возникшая в 13 веке путем объединения Руси, Золотой Орды и Китая. На просторах этой огромной страны бок о бок живут люди сотен национальностей и конфессий, именно смешение языков, особенности культуры и хотел показать автор с помощью авторских неологизмов. Не стоит также забывать о том, что окказионализмы являются в некотором роде средством выразительности. А, следовательно, их главная функция – экспрессивная. Они часто используются для передачи огромной палитры эмоциональных переживаний человека. Каждое окказиональное слово экспрессивно само по себе за счет своей необычности и уникальности. Эта новизна нарушает непрерывность речи, происходит актуализация текста. Так, благодаря употреблению окказионализмов, Хольм Ван Зайчик привлекает внимание читателя к речевым особенностям жителей придуманной страны, разбавляя привычные нам слова своими авторскими новообразованиями. Например, «Кот лежал с таким видом, будто выкинул последние три шестерки в финальной игре улусного соревнования по игре в кости и теперь любое поклонение, любая лесть в сопоставлении с его небесноталантливыми деяниями – ничтожно малы». Слово небесноталантливыми здесь ярко подчеркивает способности кота, деяния кота не просто талантливы, кот наделен особым, небесным даром. Рассмотрим другой пример. «Главный цензор Александрийского улуса, Великий муж, блюдущий добродетельность управления, мудрый и бдительный попечитель морального облика всех славянских и всех сопредельных оным земель Ордуси Мокий Нилович Рабинович вместе с вернувшейся под отеческий кров на зимние каникулы дочерью, юной красавицей Ривою, вечерком отчего дня заехал к Оуянцевым-Сю на улицу Савуши запросто, почайпить». Любой читатель понимает, что здесь речь идет о чаепитии, однако автор все же не употребляет словосочетание «пить чай», а заменяет его одним словом, чтобы отвлечь читателя, заставить переключиться, возможно, даже повеселить. Еще один пример. «Внутренняя охрана, комплектуясь изо всех восьми маньчжурских полков, представляла собой полк девятый, специальный, образованный полтора столетия назад, в обязанности коего входило то же, что поручалось Внешней охране, но только в границах Запретного города или в любой другой резиденции императорской семьи. Само собой, случаи человеконарушений в святая святых империи были настолько редки, что пересчитать все хватило бы пальцев одной руки, и Внутренняя охрана в этом смысле давно выполняла функции скорее декоративные». Данный окказионализм подчеркивает, что преступление, правонарушение совершено именно человеком, а не кем-либо еще. С одной стороны, автор хочет выделить именно эту мысль, а с другой, кто как не человек может совершить преступление? То есть так или иначе данное новообразование является еще и источником комического эффекта.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в русском языке происходит множество изменений, одним из которых является распространение окказиональной лексики. Писатели создают новообразования с целью показать своё отношение к изображаемому предмету, создать свой неповторимый, уникальный стиль.
Рассмотрев основные способы образования окказионализмов в романе «Дело Судьи Ди» Хольм Ван Зайчика и проанализировав их функции, мы можем сделать вывод, что большинство из них образованы сложением основ с помощью соединительной гласной. Все они обладают экспрессивной окраской, которая не только привлекает читателя, «освежая» его словарный запас, но и является одним из средств создания комического эффекта.
Список литературы:
- Говердовская Е.В. Новые существительные в лексике современного русского языка. // Русский язык в школе, 1992, №3. – С.57-59
- Земская Е.А. Словообразование как деятельность. Изд. 4-е. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. – 223 с.
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М: Изд-во «Златоуст», 1999. – 256 с.
- Хольм Ван Зайчик. Роман «Дело Судьи Ди». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=10397 (дата обращения 05.03.2018)
дипломов
Оставить комментарий