Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июля 2018 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дзангиева Д.И., Костоева М.Х. ПОЭЗИЯ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(67). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(67).pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 40 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЭЗИЯ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА

Дзангиева Дали Исропиловна

студент, филологического факультета, ФГБОУВО "Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Костоева Мадина Хасановна

студент, филологического факультета, ФГБОУВО "Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Аннотация. Данная научная работа посвящена творчеству, в частности, поэзии Николая Васильевича Гумилева. Николай Гумилев был одним из самых ярких в творческом отношении поэтов 20 века. Он посвятил большую часть своей жизни поэзии и оставил после себя большое литературное наследие.

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.

Ключевые слова: акмеизм, путь конквистадоров, поэзия, лирический герой, сборник стихотворений.

 

Свой первый сборник стихотворений Н. Гумилев опубликовал в 1905 году в Петербурге, который получил название "Путь конквистадоров". Этот сборник, написанный в юношеском возрасте, отражал романтическую настроенность и героический характер поэта. Он посвятил эту книгу смелым и отважным героям, которые с упорством и веселостью идут навстречу опасностям, "наклоняясь к пропастям и безднам". Одним из самых популярных стихотворений, вошедших в данный сборник, было стихотворение "Сонет". Н. Гумилев сравнивает себя с лирическим героем, уподобляет себя ему: конквистадору-смелому завоевателю дальних земель:

"Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь..." [4].

В данном стихотворении воспевается мужественный поединок и противоборство лирического героя со смертью и неустанное движение к намеченной цели.

В сборник "Путь конквистадоров" также вошли многие другие стихотворения Н. Гумилева, написанные на раннем этапе творческого развития поэта. Данный сборник был замечен известным поэтом-символистом В. Брюсовым, которого в дальнейшем Н. Гумилев называл своим учителем, и который оказал огромное воздействие на последующие этапы творчества поэта.

В. Брюсову Н. Гумилев посвятил свой следующий сборник стихотворений - "Жемчужина", написанный в 1910 году. Стихотворения, вошедшие в данный сборник, носили романтический характер. Необходимо отметить, что автор подчеркнул преемственность с предыдущим сборником, введя в структуру новой книги стихи из предыдущего сборника. И вновь появляются излюбленные герои автора: конквистадор, уже постаревший, но такой же дерзкий и смелый ("Старый конквистадор"), экзотические животные ("Кенгуру"), ("Попугаи") [4].

Важным событием в творчестве Н. Гумилева было основание нового литературного течения -акмеизма. Принципы акмеизма в основном были результатом теоритеского осмысления Н. Гумилевым собственной поэтической практики. "Место действия" произведений поэтов-акмеистов - жизнь земная, а источником событийности является жизнедеятельность самого человека. Лирическим героем акмеистического периода творчества Н. Гумилева является уже не конквистадор, а открыватель земнрй красоты. В этот период меняется как взгляд поэта на жизнь, так и тематика самих произведений.

В это время Н. Гумилев создает свой следующий сборник стихотворений акмеистической направленности "Чужое небо", который приходится на 1911-1912 годы [3]. Здесь чувствуется умеренность экспрессии, равновесие чувства и образа, формы и содержания". Данный сборник принес поэту небывалый успех и популярность, получил множество положительных откликов и принес его автору репутацию мастера.

"Чужое небо" было переломным моментом в жизни поэта, так как именно на период его создания приходится женитьба Н. Гумилева на А. Ахматовой. В сборник вошло одно из самых проницательных стихотворений поэта "Две розы", которое он, по свидетельству А. Ахматовой, посвятил своей кузине Марии Кузьминой-Караваевой [2]. Для автора важны не столь объекты роз, сколько символическое воплощение любви. Влюбленный человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма- направления, в котором образы и восприятие подобны незамутненному восприятию Адама до грехопадения. В данном стихотворении Н. Гумилев традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.

В 1916-1917 годах Н. Гумилев создает другой сборник, который прочно утвердил его в мировой литературе и классике 20 века - "Костер", где он продолжает исследовать пласты мировой культуры [3]. Стихотворения, вошедшие в данный сборник, имели уже иную направленность - обращение к античному искусству.

Многие особенности этого сборника можно обнаружить в стихотворении "Осень":

"Оранжево-красное небо...

Порывистый ветер качает

Кровавую гроздь рябины" [3].

Три последних года жизни поэта были очень плодотврными в творческом отношении. Н. Гумилев увлекается переводной литературой, выступает на вечерах с чтением своих стихотворений, теоритески осмысливает практику акмеизма, издает в Ставрополе сборник "Шатер", посвященный африканской тематике (необходимо отметить, что это была последняя книга автора, напечатанная при его жизни) [1].

В этот же период создает другой сборник стихотворений "Огненный столп", в который вошли произведения последних трех лет жизни автора, преимущественно философского характера ("Память", "Душа и тело", "Шестое чувство" и др.). Сборник был посвящен второй жене Н. Гумилева Анне Николаевне Энгельгардт.

Одним из лучших произведений этого сборника было стихотворение "Заблудивший трамвай", которое принесло поэту небывалый успех и славу. Кроме того это стихотворение подвело итог всему творчеству писателя. В этом произведении можно выделить три основных плана. Первый - рассказ об обычном трамвае,который проделывает необычный путь. Необычным является то, что трамвай "заблудился".

Символика этого "блуждания" проясняется, когда мы постигаем второй план стихотворения. Это поэтическая исповедь лирического героя о самом себе. Лирический герой, как и сам автор, пророчат свою близкую смерть. Поэт ассоциирует себя с тем трамваем: в своих духовных исканиях и в своей семейной жизни он заблудился так же, как и его трамвай, на подножку которого он вскакивает.

Третий план стихотворения носит противоречиво-философский характер: жизнь предстает то в буднях, то в праздничном сиянии, то она выглядит ясной, то безобразной. Все три плана этого произведения удивительно переплетены в единое целое.

Поразительно предсказание Н. Гумилева своей необычайной смерти:

"И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонудшей в густом плюще..."

После гибели поэта вышли его сборник " К синей звезде", изданный в 1923 году, прозаическая книга "Тень от пальмы" (1922), а немного позже- собрания его стихотворений, пьес и рассказов, а также книги о нем и его творчестве.

Не будет преувеличением отметить, что Н. Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии и художественной литературы в целом. Его традиции продолжили другие поэты: Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, В. Саянов, Б. Корнилов, А. Дементьев.

 

Список литературы:

  1. Панкеев И.А. Николай Гумилев. Биография писателя. – М., 1995.
  2. «Самый непрочитанный поэт». Заметки А.А.Ахматовой о Н.Гумилеве. – Новый мир.- 1990, № 5.
  3. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизма// Русская литература XX века.дооктябрьский период./ Сост. Н. А. Трифонов .-М., 2012.
  4. Гумилев Николай Степанович. Стихотворения и поэмы, В.К. Лукницкая.- Л., 2012.
  5. Анненков Ю. Николай Гумилёв // Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий / Под общ. ред. проф. Р. Герра. — М.: Вагриус, 2005. — С. 97-115.
  6. Жизнь Николая Гумилёва: Воспоминания современников. — СПб: Изд. Международного фонда истории науки, 1991.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 40 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.