Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 октября 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пигнастая Д.Г. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ РОМАНА ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(70). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(70).pdf (дата обращения: 02.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 54 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ РОМАНА ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР»

Пигнастая Дарья Григорьевна

студент 3 курса, кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»,

РФ, г. Евпатория

Дудинова Наталья Алексеевна

научный руководитель,

старший преподаватель ЕИСН (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

РФ, г. Евпатория

Вопрос образной системы художественных произведений входит в круг важнейших для литературоведения. Он затрагивает особенности изображения взаимосвязи и взаимодействия героев, их влияния на сюжетное развитие текста, а также играет важную роль в раскрытии авторского замысла. Литературное пространство «художественного образа»является важнейшей категорией произведения, котороеслужит основой любого литературного текста. Художественный образ может модифицироваться различными формами: образы-детали, пейзажи, интерьер и другие. Важнейшимобъектом отражения действительности является образ человека.

В литературном энциклопедическом словаре Кожевникова В. М. и Николаева П. А. дается определение вышеуказанного понятия: «образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала [7, с. 545]. Стоит отметить, что для образа характерно обобщение каких-либо черт и свойств, присущих объекту. Процесс создания литературного образа зависит от творческого мастерства писателя, эпохи создания текста и различных социальных, бытовых, экономических и культурных аспектов времени, в котором живет автор и которое описывается в тексте.Литературный образ характеризуется определенными особенностями, которые выделяют одного героя среди других, ему подобных в контексте одного произведения, а также среди других типичных персонажей одного времени. К отличительным особенностям относятся: место и роль самого героя в произведении, его поступки по отношению к другим персонажам, к природе, внешность и характер, а также мнение читателя о герое, сформированное при чтении художественного текста.

Писательница Ш. Бронте создала галерею образов, отражающих особенности жизни Англии. К таким образам относится и главная героиня романа «Джейн Эйр».

Творчество Ш. Бронте изучали отечественные исследователи: Е.А. Соколова, В.М. Базилевич, М.С. Михайлова, О.М. Петерсон; а также зарубежные: Е.Н. Бесараб, В. Вульф, Э. Гаскелли др. К образу Джейн Эйр в своих трудах обращались многие исследователи, среди которых можно выделить Е.Е. Борунову, Ю.Е. Гениеву, З.Т. Гражданскую, М.А. Гритчук, В. Вульф, В. Стивенсона, Э. Тайлер и др.

Актуальность работы заключается в изучении особенностей образа главной героини и определенииважностиподобных образов для литературы.

В романе «Джейн Эйр» Ш. Бронте поднимала важные вопросы, затрагивающие общественную жизнь. Ярко представлены темы воспитания детей и их образования, справедливости и милосердия, любви и самоотдачи. Каждая из тем затрагивает формирование характера персонажа и тех событий, которые происходили в его жизни. Создавая тип новой героини, писательница ставила перед собой цель – создать образ невзрачной девушки, которая будет хороша своими внутренними качествами, воспитанием, образованностью и глубиной души. Этот образ она воплотила в романе «Джейн Эйр».Писательница Э. Гаскелл, изучавшая жизнь и творчество Ш. Бронте, писала о том, как создавался образ Джейн Эйр:«Однажды она сказала своим сестрам, что они неправы, изображая обычно своих героинь прекрасными. Они отвечали, что невозможно было сделать героиню интересной другим способом. Ее ответом было: вы увидите, что вы неправы: я покажу вам героиню такую же некрасивую и маленькую, как я сама, и она будет такой же интересной для читателя как ваша» [5, с. 53]. Писательница стремилась создать образ, противоположный общепринятой литературной красавице.

Литературовед Е.Е. Борунова писала о воспитательном потенциале романа Ш. Бронте и утверждала, что «в образе героини писательница воплотила свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь, стать не только женой, но и реализоваться на общественном поприще. В условиях Викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление крайней смелости взглядов писательницы. Образа, подобного Джейн Эйр не было ни у кого из современников Бронте. Она являлась носительницей нового типа самосознания, духовного воспитания и нравственности» [1, с. 18]. Исследовательница выделяет тип главной героини на фоне эпохи создания произведения и замечает, что автор наделила ее чертами, не характерными для девушки 19 в. Роман «Джейн Эйр» является социально-психологическим романом, на станицах которого развертываются жизненный коллизии главной героини.

Исследователь Е.Ю. Гениева отмечала, что Джейн Эйр –«романтическая героиня в неромантических слоях общества» [4, с. 5]. Эта мысль подтверждается и писательницей В. Вульф: «быть во всех случаях самой Джейн Эйр не всегда удобно. Прежде всего, это означает постоянно оставаться гувернанткой, и притом влюбленной, в мире, где большинство людей, – не гувернантки и не влюблены» [3, с. 253]. Чувствительность души юной девушки погружена в бытовые обстоятельства, которыепостоянно заставляют героиню принимать важнейшие решения.

Образ Джейн Эйр представлен в конкретной социально-бытовой обстановке. Ш. Бронте выстраивает особенности формирования характера Джейн Эйр с самого детства, чтобы акцентировать внимание читателя на специфике ситуаций, повлиявших на образ девушки и ее характер. Главный страх маленькой девочки-сироты – красная комната, где ее наказывала мисс Рид. Героиня, ведя свой рассказ, отмечала: «… я кажется, до самой смерти не могла бы забыть ужасный случай в красной комнате, <…> ничто не могло смягчить воспоминаний о том смертном страхе, который сжал мне сердце, когда миссис Рид отвергла мои горячие мольбы о прощении и вторично заперла меня в темной красной комнате наедине с призраком» [2, с. 95]. Свое утешение героиня искала не в людях: «Я всегда клала с собой куклу: каждое человеческое существо должно что-нибудь любить, и, за неимением более достойных предметов этого чувства, я находила радость в привязанности к облезлой, дешевой кукле, скорее похожей на маленькое огородное пугало [2, с. 137]. С самого детства и юности Джейн казалось, что она не достойна быть любимой и желанной. Данное убеждение явно отразилось на ее будущих отношениях с мистером Рочестером. Мужчина, признав наличие любви к своей гувернантке, говорил, что «никогда не встречал создания болеех рупкого и более непобедимого [2, с. 301]. Это объясняется тем, что Джейн боролась с невзгодами и проблемами, но при этом оставалась девушкой с чувствительной, и стойкой душевной организацией.

На формирование характера Джейн Эйр также повлияла Ловудская школа-приют. Жесткие условия воспитательно-образовательного учреждения сформировали у героини тягу к знаниям, трудолюбие и нравственное убеждение в необходимости быть милосердной.

Еще один главный персонаж романа мистер Рочестер говорил так о Ловуде и его влиянии на Джейн: «Восемь лет! Ну, значит, вы очень живучи. Мне кажется, если прожить там половину этого времени, так подорвешь и не такое здоровье. Неудивительно, что вы похожи на существо из другого мира» [2, с. 218]. Не только Рочестер называл Джейн «существо», а и многие другие герои романа. Например, служанка Бесси говорит, что она «маленькое, одинокое существо» [2, с. 134], «странное, испуганное, застенчивое маленькое существо» [2, с. 140], «маленькое, наблюдательное существо» [2, с. 156]. Данным словом женщина хотела не обидеть девочку, а пожалеть ребенка, который одинок среди людей. Иное, негативное обращение наблюдаем у мисс Эббот, для которой Джейн «скрытное существо» [2, с. 219]. Стоит отметить, что недоброжелательное отношение, одиночество и трудная жизнь не сформировали в подростке отрицательногомненияо мире и жизни. Выделим особенности внутренних характеристик Джейн Эйр:

· стремление к свободе и независимости: «Я свободное человеческое существо с независимой волей» [2, с. 328];

· высокое нравственное воспитание: «Жизнь слишком коротка, и не стоит тратить ее на то, чтобы лелеять в душе вражду или запоминать обиды» [2, с. 401];

· вспыльчивость характера:«Я не знаю ни в чем середины; и никогда в своих отношениях с людьми более властными и твёрдыми, наделёнными характером, противоположным моему, я не могла найти середины между полной покорностью и решительным бунтом. Я всегда честно повиновалась до той минуты, когда во мне происходил взрыв протеста, иной раз прямо с вулканической силой» [2, с. 339];

· синтез чувств и разума: «Чувство без разума не слишком питательная еда; но и разум, не смягченный чувством, – горькая и сухая пища и не годится для человеческого потребления» [2, с. 320];

· боязнь одиночества и непринятия общественностью: «…Я понимаю, главное – знать, что я не виновата; но этого недостаточно: если никто не будет любить меня, лучше мне умереть. Я не вынесу одиночества и ненависти, Элен» [2, с. 248];

· тяга к рисованию как способ выразить собственные чувства и мысли:«– Вы чувствовали себя счастливой, когда рисовали эти картины? – вдруг спросил меня мистер Рочестер.– Я была целиком поглощена ими, сэр; да, я была счастлива. Словом, когда я их рисовала, я испытывала самую сильную радость в своей жизни» [2, с. 217].

Священник Сен-Джон говорил, что Джейн Эйр «прилежна, понятлива, бескорыстна, правдива, постоянна и бесстрашна» [2, с. 339]. Он видел в ней спутницу и помощницу, что характеризует ее как верного друга.Будучи женой мистера Рочестера героиня говорит: «Уже десять лет, как я замужем. Я знаю, что значит всецело жить для человека, которого любишь больше всего на свете. Я считаю себя бесконечно счастливой, и моего счастья нельзя выразить никакими словами, потому что мы с мужем живем друг для друга. Ни одна женщина в мире так всецело не принадлежит своему мужу» [2, с. 421]. Такая формулировка характеризует героиню как ответственную девушку, глубоко преданную своему возлюбленному.

Касаемо специфики внешней характеристики героини стоит отметить, что ее невзрачность и не особо притягательная внешность часто упоминается в выражения других персонажей и во внутреннем монологе. При раскрытии образа своей героини Ш. Бронте обращается именно к внутреннему монологу, как к способу с точностью узнатьэмоциональное состояниегероини. Чаще всего этот монолог эмоционален, экспрессивен, порывист. Например, сама себя молодая девушка называет «бедной, невзрачной и маленькой» [2, с. 185].Автор намеренно делает акцент на не броскости молодой девушки, с целью выделить неординарность ее внутренней красоты.Подробное описание внешности Джейн, связанное с характером девушки, даётся через монолог мистера Рочестера: «в ее глазах вспыхивает пламя; их взор прозрачен как роса, он мягок и полон чувств; эти глаза улыбаются; они выразительны; впечатление за впечатлением отражается в их глубине; они насмешливы» [2, с. 258]. Далее он описывает рот: «…он любит смеяться, он готов высказать все, что подсказывает ум; это рот, который готов много говорить и часто улыбаться, выражать теплые человеческие чувства; но он будет молчать о том, что испытывает сердце» [2, с. 258]. Данные описательные цитаты отражают в себе эмоциональное состояние героини через внешний облик, который тесно связан с чертами характера девушки. Стоит отметить, что даже описание внешности девушки автор проводит через ее нравы.

Многие авторы отечественной и зарубежной литературы обращались к образу Джейн Эйр, который сочетал в себе приятный человеческий характер и непривлекательный внешний вид, несмотря на ее аккуратность ко всему. Например, Марью Болконскую в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» автор описывает так: «Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны» [9]. Схожесть в описании героини также наблюдается и в речевой характеристике: «все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо» [9].

О. Генри в рассказе «Дебют Тильди» также прибегает к образу «маленькой, толстенькой, некрасивой» [6], «с носом-пуговкой и волосами цвета соломы» [6], но которая «была хорошей работницей» [6], а также чувствительной девушкой.

Благодаря этому можно сделать вывод, что образ главной героини романа «Джейн Эйр» является актуальным, ведь писатели обращали внимание на тип малопривлекательной девушки с положительными чертами характера.

Вывод. Таким образом, образ Джейн Эйр был новым типом молодой девушки для английской литературы, который характеризовался внешней невзрачностью и глубиной внутреннего мира. Образ главной героини романа «Джейн Эйр» актуален, т.к. ранее, а также в современной литературе авторы часто обращались к образу, который синтезирует в себе противоположные внешние и внутренние данные.

 

Список литературы:

  1. Борунова Е. Е., Столярова Е. В. Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр». –2017. – №1.1. – С. 18-21.
  2. Бронте Ш. Джейн Эйр. – М., 1991. – 425с.
  3. Вульф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал. – М.: «Художественная литература», 1989. – 780 с.
  4. Гениева Е Ю. Неукротимый дух. –М.: Худ. л-ра, 1990 –С. 5-14.
  5. Гаскелл Э. Жизнь Шарлотты Бронте. – М.: «Эксмо», 2016. – 167с.
  6. Генри О. «Дебют Тильды»; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poesias.ru/proza/ogenri/ogenri10013.shtml.(дата обращения: 11.10.2018).
  7. Кожевников В. М., Николаев П. А. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
  8. Соколова Е. А. Традиции романтизма в творчестве Шарлотты Бронте. – М., 1995. – 185 с.
  9. Толстой Л. Н. Война и мир. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. М., "Лексика", 1996; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/11/index.html.(дата обращения: 11.10.2018).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 54 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.