Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Генерозова С.А. МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗКИ «ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ» АРЕКАДИЯ И БОРИСА СТРУГАЦКИХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(72). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(72).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МИФОПОЭТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗКИ «ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ» АРЕКАДИЯ И БОРИСА СТРУГАЦКИХ

Генерозова Серафима Андреевна

магистрант 2 курса, кафедра русской и зарубежной литературы ТюмГУ,

РФ, г. Тюмень

«Понедельник начинается в субботу» – первая сказочная фантастика братьев Стругацких, написанная в период оттепели. Полная книжная версия сказки «для научных работников младшего возраста» вышла в 1965 году в издательстве «Детская литература». При этом произведение вряд ли можно назвать «детским», несмотря на весь сказочный антураж.

Текст произведения представляет собой сложную постмодернистскую «мозаику», каждый пазл которой содержит отсылку к различным легендам, мифам, литературным произведениям, народным поверьям, современным традициям. Интертекстуальное богатство текста помогает знающему читателю под «обложкой» научно-фантастического произведения найти глубоко философскую сказку-сатиру, проблематика которой выходит за рамки жанра научной фантастики (в строгом виде). Исследованию интертекстуальных связей в этом произведении посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей. Мы выделим некоторые ключевые моменты, позволяющие определить, какие мифофольклорные системы обыгрываются в тексте и с какой целью.

Сами заглавия глав, в каждой из которых повторяется слово «суета», отсылают читателя к Ветхому завету. (Книга Екклесиаста, глава 1, стих 2: «Суета суетствий, рече екклесиаст, суета суетствий, всяческая суета»). Интересно, что в этой главе толкователи христианской Библии усматривают тему тщетности всех человеческих усилий (включая поиски смысла жизни и абсолютного счастья). При этом деятельность Института чародейства и волшебства направлена, как раз, на исследование этих вопросов. С другой стороны, произведение нельзя трактовать с точки зрения строго христианских ценностей, так как императивом в сказке выступает все же рациональный разум (все самые удивительные события анализируются Приваловым и рано или поздно находят «научное» объяснение).

Не только христианство, но любая система религиозных и фольклорных представлений обыгрывается в произведении как миф, отдельные элементы которого в виде образов героев и их легендарных историй органично вписываются в художественную действительность – а значит, в первую очередь, в мир литературы. Так, в образе Саваофа Бааловича Одина мы без труда узнаем «обобщенный» образ божества (Савааоф – одно из ивритских имен Бога, Ваал – древнесемитское божество, Один – верховный бог скандинавской мифологии). А его «биография» представляет собой смесь из самых разных легенд, сказаний и верований: «Его именем заклинали нечисть. Его именем опечатывали сосуды с джиннами. Царь Соломон писал ему восторженные письма и возводил в его честь храмы. Он казался всемогущим» [1]). Теперь Саваоф Ваалович – фигура совершенно обыденная, он руководит отделом Технического Обслуживания НИИ ЧаВо и «трудится необычайно много».

Похожая ситуация характерна для каждого мифологического персонажа сказки Стругацких. Так, герои русских сказок (прообраз Бабы Яги – Наина Киевна Горыныч, её Избушка  – ИЗНАКУРНОЖ, сам Горыныч, над которым проводят противопожарные эксперименты «каждую пятницу» и Кощей Бессмертный, содержащийся на «бесконечном предварительном заключении»), а также целая «компания» нечисти других мифологий (вурдалаки, циклопы, гномы, джины, пифии и др.) приобретают черты вполне реальных, ворчливых стариков и старушек, подсобных рабочих и жителей вивария. Сказка и реальность переплетаются здесь на бытовом уровне: «живую воду» добывают «промышленно», Избушку на курьих ножках используют в качестве музея, общий вид которого напоминает музей криминалистики, а на «сходку» на Лысой Горе приходится добираться своим ходом, потому что «ступу не ремонтируют» и т.д. Говоря об образе Наины Киевной, исследователь Л. Байрон отмечает, что «братья Стругацкие используют характерный пародийный прием – одевают мифологический персонаж в современную одежду» [4]. Это справедливо и для других персонажей, взятых из потустороннего мира, но вписанных в мир рациональный, а потому теряющих свою «чудесность», необыкновенность.

Самое главное, что в произведении Стругацких пародийно обыгрывается не только религиозное или мифофольклерное сознание, но и в узком смысле рациональное, материалистическое мироощущение, которое пропагандировал коммунизм. Не зря главный герой, Сашка Привалов, «не всякий программист», а сомневающийся. Он обладает более гибким умом и даже готов отказаться от закона причинно-следственной связи, в который свято верят его коллеги. Именно ему удается найти «научное решение» загадки с попугаем (при этом не страдает даже «причинный закон»). Не значит ли это, что некоторые доктрины коммунизма в таком свете оказываются «тормозящими» развитие науки и человеческой личности? Тогда и сам коммунизм – не что иное, как мифологическая система, где человек несвободен даже в поиске научной правды.

Жанр научной фантастики для произведения «Понедельник начинается в субботу» оказывается лишь «прикрытием» от вероятных нападок цензуры. В сказке Стругацких сатирически изображается сама советская действительность, где сосуществуют псевдонаука и «научное самопожертвование», где нет ни одного воскресения, и люди буквально живут работой, но при этом «никто точно не знает, что такое счастье и в чем именно смысл жизни» [1]. Кроме того, «братья Стругацкие поднимают вопрос о «научном» доктринерстве, руководящем всеми советскими институтами, отнюдь не только научными» – пишет исследователь Л. Байрон [4].

Несмотря на то, что произведение тесно связано с реалиями советского общества, оно и по сей день не теряет своей актуальности. Все-таки, не случайно Научно исследовательский институт в сказке Стругацких занимается счастьем, «как и вся наука». Действительно, может именно счастье человеческое должно быть главной целью научной деятельности? Но вместо этого некоторые ученые сотню раз изобретают «портки-невидимки», экспериментируют над Змеем Горынычем и «научно доказывают» очевидное. Здесь не только осуждается шарлатанство под видом науки, но и ставится вопрос о гуманности научных экспериментов. (В этом смысле глубоко философской является история Саваофа Бааловича, который, подойдя к пределу всемогущества, вдруг оставляет магию. Ведь «граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. <…>. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог» [1]). Кроме того, оглушительный провал профессора Выбегалло в его попытке создать модель Идеального Человека, духовные потребности которого, якобы, развиваются пропорционально потребностям материальным, сейчас, в эпоху потребления, принимает особое значение. В сказке Стругацких Идеальный потребитель оказывается, в прямом смысле, опасен для общества, тогда как в реальности такой «идеал» может быть опасен для интеллектуального развития вообще. Анализируя жизнь и деятельность Института чародейства и волшебства, Сашка Привалов приходит к такому выводу, с точки зрения которого все произведение принимает общечеловеческий смысл: «Каждый человек – маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других» [1]. Все это делает сказку Стругацких примером не детской, а скорее, философской литературы – интересной для детей и по-настоящему понятной для взрослых.

 

Список литературы:

  1. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу // Собрание сочинений в 11 т. Т. 3. Донецк: Сталкер, 2004. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Аркадий и Борис Стругацкие URL: http://www.rusf.ru/abs/books/pnvs100.htm (дата обращения: 03.12.2018).
  2. Бахтин М.: Жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского / М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. Гл. 4.  М.: Художественная литература, 1972. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Гумер URL: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/bahtin-problemy-poetiki/4-zhanrovye-osobennosti-i.htm (дата обращения: 05.12.2018).
  3. Милославская В.В. Мифопоэтика и интертекстуальность как способ расширения художественного пространства сказки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека КиберЛенинка URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mifopoetika-i-intertekstualnost-kak-sposob-rasshirenie-hudozhestvennogo-prostranstva-skazki-bratiev-strugatskih-ponedelnik (дата обращения: 03.12.2018).
  4. Byron Lindsey. On the Strugackij Brothers' Contemporary Fairytale: Monday Begins On Saturday // The Supernatural In Slavic And Baltic Literature: Essays In Honor Of Victor Terras. Columbus, 1988. P.290 – 302.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.